№ 19 (3749) 15.05.2019

«ПРЕКРАСНАЯ ЛЕДИ» ОДРИ ХЕПБЁРН

В списке величайших актрис американского кино это имя занимает третью строчку

Она стала обладательницей премии «Оскар» и еще четыре раза номинировалась на эту награду. За лучшие роли в кино Хепбёрн получила также премии «Золотой глобус» и BAFTA, а за превосходную игру в бродвейской постановке «Ундины» — премию «Тони». Но если бы даже придирчивые критики ничем ее не поощрили, восхищение зрителей этой актрисой не стало бы меньше.

Аристократка чистых кровей

В Голливуде Одри оказалась, как говорится, по воле случая, а родилась, росла и начинала карьеру в другой стране и даже на другом континенте. Чтобы понять, в чем заключался секрет очарования «иконы стиля», как стали называть Хепбёрн после нескольких успешных фильмов, стоит вернуться к ее происхождению. Мать актрисы Элла ван Хеемстра была дочерью барона из знатного рода голландских аристократов, владевшего поместьем неподалеку от городка Арнем в Нидерландах и служившего в министерстве юстиции на высокой должности. Ей еще и двадцати не было, когда она вышла замуж за королевского конюшего Хендрика ван Уоффорда, от которого родила двух сыновей. Брак был непродолжительным, но довольно высокая должность мужа позволяла ей вращаться в привилегированном обществе. После их разрыва Элла любила отдыхать на Яве, где провела медовый месяц с первым мужем. Здесь она познакомилась с ирландцем Джозефом Растоном, впоследствии прибавившим к фамилии приставку Хепбёрн, ссылаясь на дальнее родство с королевской династией, хотя документально это ничем не подтверждено. Но достоверно, что он был из дворянского рода банкиров, служил в министерстве иностранных дел и числился почетным консулом в Семаранге на Яве. В сентябре 1926 года влюбленные зарегистрировались в Джакарте, а затем вернулись в Европу и поселились в пригороде Брюсселя, где 4 мая 1929 года у них родилась дочь, которая получила имя Одри Кэтлин Растон. Девочке было 6 лет, когда Элла застала мужа в постели с няней, которая присматривала за детьми. Они и до этого часто ссорились, а после громкого скандала Растон уехал, оставив семью навсегда. Единственное, в чем супруги сходились, была их приверженность политике нацистов. Каждый из них продолжал посещать собрания, а Элла даже написала несколько статей в издание Британского союза фашистов «Черная рубаха».

Трудное детство

Расставшись с мужем, Элла вернулась в голландский городок Арнем, который вскоре оккупировали немцы. Здесь ей открылось истинное лицо фашистов, и она стала поддерживать группу движения Сопротивления. В трудные военные годы аристократке Элле ван Хеемстра приходилось браться даже за черную работу, чтобы прокормить семью, но она продолжала воспитывать детей «по законам приличия», особенно дочь, в которой развивала высокий вкус во всех сторонах жизни. Девочка занималась балетом, мечтала о большой карьере именно в этом виде искусства. Во время оккупации в стране не хватало продовольствия и тепла, и порой из-за голода двенадцатилетней Одри едва хватало сил, чтобы заниматься любимым делом. Но она обладала стойким характером, унаследованным от матери. Продолжала не только стоять у станка, но и принимала участие в спектаклях для публики, которые устраивались в одном из бомбоубежищ. В перерывах между выступлениями юная танцовщица обходила зрителей с картонной коробочкой для пожертвований и в это время незаметно передавала находившимся среди них связным борцов Сопротивления бумажку с секретными сведениями. Иной раз на спектаклях присутствовали и немцы, но Эдда ван Хеемстра все-таки сумела передать шифровку, мило улыбаясь всем зрителям. Одри приняла это имя на время оккупации из предосторожности, откинув все, что говорило в ее фамилии о принадлежности к Англии, военному противнику Германии. Она продолжала помогать борцам Сопротивления, несмотря на то, что фашисты расстреляли дядю и двоюродного брата матери за участие в этом движении, а один из ее братьев, рожденных матерью в первом браке, находился в немецком концлагере. А впрочем, может быть, именно поэтому она и поддерживала борцов Сопротивления.

В голодные пять лет оккупации семье Одри, как и многим другим, приходилось молоть луковицы тюльпанов, чтобы испечь из этого хлеб, а то и просто обходиться одной водой. У девочки развилась анемия, возникли заболевания органов дыхания и пищеварения. Ее буквально спасла гуманитарная помощь от организации ЮНИСЕФ, подоспевшая после освобождения Нидерландов от оккупации.

Эталон элегантности

После войны Одри, взявшая фамилию Хепбёрн, вместе с матерью переехала в Амстердам. Там они работали медсестрами в доме ветеранов. Девушку не покидало желание заниматься балетом, и она в свободное от работы время брала уроки у Сони Гаскелл. В Нидерландах Одри не видела для себя перспективы, поэтому в 1948 году перебралась в Лондон, где брала уроки танцев у знаменитой Мари Рамберт. Она делала успехи, но однажды Рамберт честно сказала ей, что при росте в 170 сантиметров и плохом здоровье, подорванном хроническим недоеданием, ей никогда не стать примой-балериной. Одри решила освоить драматическое искусство, но при этом ей пришлось самой зарабатывать на жизнь. При случае она выступала в каком-нибудь танцевальном спектакле, немного поработала моделью, а потом представилась возможность сняться в учебном фильме «Голландский за семь уроков». Впоследствии, кроме родного голландского, она владела еще тремя языками, в том числе английским, что открыло ей путь в Голливуд. Но пока Одри выступала в музыкальном театре в спектаклях «Высокие ботинки на пуговицах», «Пикантный соус», сыграла в одном из британских фильмов небольшую роль девушки-регистратора в отеле и еще несколько второстепенных ролей в картинах «Банда с Лавендер Хилл» и «Дитя Монте-Карло». Так совпало, что во время съемок фильма «Дитя Монте-Карло» в Нью-Йорке искали исполнительницу главной роли для бродвейского спектакля «Жижи». Автор пьесы Сидони Колетт, увидев Одри, воскликнула: «Вуаля! Вот наша Жижи!». Хепбёрн утвердили на эту роль, которую она с успехом играла полгода, пока спектакль шел на Бродвее.

Красивая и аристократичная юная актриса обратила на себя внимание голливудских режиссеров. Ей предложили главную роль в фильме «Римские каникулы», и ее принцесса Анна стала настоящим открытием. В 1954 году за нее Одри вручили премию «Оскар». Она играла с уже знаменитым Грегори Пеком, и он настоял, чтобы в титрах имя актрисы было напечатано такими же крупными буквами, как его собственное, и помещено рядом, а не внизу списка. После «Римских каникул» на Хепбёрн буквально посыпались предложения из Голливуда. Она стала одной из самых высокооплачиваемых актрис и сыграла еще в фильмах «Сабрина», «История монахини», «Завтрак у Тиффани», «Шарада», «Дождись темноты», «Как украсть миллион», «Моя прекрасная леди» и других. И везде Одри была эталоном элегантности. Она сама занималась разработкой внешнего облика и костюмов для своей героини вместе с молодым французским стилистом Юбером Живанши. Их дружба продолжалась многие годы. Еще в начале знакомства модельер сделал манекен по фигуре актрисы, который не менялся 40 лет – Хепбёрн следила, чтобы ее вес никогда не превышал 46 килограммов. Ее партнерами в кино были такие знаменитости Голливуда, как Рекс Харрисон, Кэри Грант, Генри Фонда, Гэри Купер и другие. Последний фильм с ее участием «Всегда», снятый Стивеном Спилбергом, вышел в 1988 году.

Посол доброй воли

Кинокарьера Одри Хепбёрн прервалась по нескольким причинам. Одна из них – нежелание сниматься в возрастных ролях. Но на проблемы в творчестве наслоились и чисто житейские, в том числе семейные.

У девушки, пережившей многие годы голодного детства, в начале ее кинокарьеры, тогда еще с неясными перспективами, была возможность выйти замуж за 28-летнего мультимиллионера Джеймса Хансона, но ее не устраивала роль домохозяйки, и, получив приглашение на съемки в «Римских каникулах», Одри разорвала помолвку. Но замужем Хепбёрн была, и не один раз. С первым мужем Робертом Уолдерсом она прожила совсем недолго. Летом 1953 года на вечеринке в Лондоне Одри познакомилась с голливудским актером Мелом Феррером, который был на12 лет старше нее и уже трижды побывал в браке. Многие считали, что это самый прекрасный роман в истории Голливуда. Одри чувствовала заботу мужа, он был ее опорой. Они всюду были вместе, даже снимались в одних фильмах, в частности в «Войне и мире», она – Наташа Ростова, он – Андрей Болконский. Рождение сына Шона как будто еще более укрепило их брак. Но в то время, как Хепбёрн завоевывала все большую известность, звезда Мела тускнела. «В нем нет теплоты, ему нечего дать зрителю… — говорила впоследствии по этому поводу Одри. – Я понимала, как тяжело… быть всегда вторым на экране и в жизни». Творческого соперничества с женой Феррер не выдержал, и в 1968 году они расстались. Актриса, считавшая его своей главной любовью, тяжело переживала разрыв, спасение находила в работе и общественной деятельности. Она уже тогда выступала в радиопередачах ЮНИСЕФ, которая когда-то спасла ей жизнь, но основное время занимало творчество. Временами ее мучила депрессия, и она выкуривала по 3-4 пачки сигарет в день. Одри стала лечиться у итальянского психиатра Андреа Дотти, красивого и обходительного. Спустя год они поженились, и актриса уехала с мужем в Рим, где родила сына Люка.

Ей было уже за 40, хотелось покоя и счастья в семье, а красавец-доктор почти в открытую встречался с женщинами легкого поведения, о чем сообщали газеты, сопровождая информацию снимками. Не выдержав унижения, Одри подала на развод и, забрав детей, уехала в Швейцарию. В курортном городке Морж ее знали как миссис Уолдерс, по имени голландского актера, с которым она жила гражданским браком. Он дал ей наконец душевный покой и ощущение семейного счастья. Выросшие дети жили отдельно и частенько навещали их, и тогда устраивались грандиозные обеды. Закончив в 1988 году съемки в кино, Хепбёрн стала международным послом доброй воли ЮНИСЕФ, ездила в Африку, Азию, Южную Америку, чтобы помочь обездоленным детям, за что в 1992 году ее наградили Президентской медалью Свободы.

Скончалась легенда Голливуда от рака в январе 1993 года в Швейцарии.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Комментарии
Наверх