№ 43 (3671) 01.11.2017  

РОСКОМНАДЗОР ПОПРОСИЛ НЕ ВЫРАЖАТЬСЯ

Как СМИ должны подавать информацию, чтобы не нарушать закон

В Управлении Роскомнадзора по СКФО в целях профилактики обсудили тему злоупотребления свободой массовой информации. Начальник экспертно-аналитического отдела Управления разрешительной работы контрольно-надзорной деятельности в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора Мария Осова рассказала представителям СМИ, какие встречаются нарушения федеральных законов в журналистских материалах и как их можно избежать.

Решения принимают люди

Роскомнадзор в своей работе использует автоматизированную систему мониторинга, которая позволяет выявлять нарушения в интернет-СМИ по ключевым словам. Помимо автоматизированной системы используется система регионального мониторинга – в каждом регионе сидят люди, которые обрабатывают результаты работы машины.

— То есть не система принимает решения, а человек, — отметила Мария Осова.

После того, как была введена в работу автоматизированная система, Роскомнадзор стал выявлять большое количество нарушений — от 100 до 150 случаев в день по всей стране. Чтобы оздоровить ситуацию, ведомство и затеяло профилактическую работу со СМИ. В итоге сейчас в день фиксируется не более 40 нарушений.

Есть также автоматизированная система для выявления нарушений в сфере телерадиовещания. Она работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Не возбуждать рознь

По словам Марии Осовой, больше всего нарушений в СМИ связано с нарушением закона «О противодействии экстремистской деятельности». К таким нарушениям относится возбуждение социальной, религиозной, национальной, расовой розни. Возбуждение религиозной розни — очень серьезное нарушение. Всем известный пример — карикатуры французского сатирического еженедельника «Шарли Эбдо», которые вызывали массовые акции протеста верующих. У нас в России был случай, когда одно из СМИ в разделе юмора разместило церковный календарь, составленный в шуточной форме. Среди придуманных церковных праздников был реально существующий православный праздник. Этой газете было вынесено предупреждение за возбуждение религиозной розни.

Часто СМИ называют экстремистскую организацию, забыв упомянуть, что ее деятельность запрещена либо она ликвидирована на территории РФ.

— На сайте минюста есть два списка – экстремистских организаций и террористических организаций, — заметила Мария Осова. — Важно их не путать и не смешивать.

В случае с террористической организацией можно не упоминать, что она террористическая, нарушением это являться не будет. Но Роскомнадзор все же рекомендует упоминать.

Четыре плохих слова

Еще одним из самых распространенных нарушений в СМИ является употребление нецензурной брани. К ней относятся 4 известных нецензурных слова (они указаны на сайте Роскомнадзора) и все производные от них. Все остальные неприличные слова являются бранными, их применение ограничено только в рамках Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию».

По мнению Марии Осовой, данное требование соблюдать легко, необходимо просто маскировать нецензурную брань. Подбирать взамен любое другое слово, чтобы всем было понятно, что автор хотел сказать.

А при освещении каких-то террористических тем Роскомнадзор рекомендует СМИ избегать прямого распространения террористических материалов. Той пропагандистской продукции, что готовят сами террористы, а также избегать цитирования террористов, представителей террористических организаций.

— Принимая решения о нарушении касательно пропаганды наркотиков, мы основываемся на заключении экспертов. Потому что СМИ никогда не пойдет на пропаганду наркотических средств. Но это бывает не намеренно.

Например, когда в публикации говорится о том, что в такой-то стране по такой-то причине легализован тот или иной наркотик, без упоминания при этом, что в нашей стране это средство продолжает считаться наркотическим, что помимо якобы имеющихся полезных свойств, этот наркотик наносит вред здоровью и т.д. То есть, если идет перекос в подаче информации, если пользователю интернет-ресурса или читателю газеты преподносят сведения только о позитивных свойствах того или иного наркотического средства, забывая о негативе, то это будет признано нарушением, пропагандой наркотиков.

Не очень часто встречаются, но опять же допускаются по невнимательности нарушения, когда СМИ рассказывает о местах распространения и способах изготовления наркотических средств. Пресса поднимает эту тему, потому что она общественно значимая. При этом порой публикации о том, что легко стало раздобыть наркотические средства, что надписи с номерами телефонов распространителей указаны везде: на асфальте, на стенах, сопровождаются этими надписями в качестве примера. Очевидно, что в данном случае это будет являться нарушением.

Что касается распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий, то в ряде случаев необходимо получить на это согласие законных представителей детей – родителей, опекунов. Поэтому Роскомнадзор рекомендует не гнаться за оперативностью и полнотой подачи информации, касающейся несовершеннолетних. В таких случаях федеральные СМИ часто поступают следующим образом: либо сокращают до минимума информацию, например, вместо имени и фамилии указывают Аня Б., либо дают вымышленные имена и фамилии. И указывают, что данные имена вымышленные.

При освещении темы детских суицидов СМИ не должно указывать способ совершения самоубийства.

Не осквернять символы

И еще важное напоминание Роскомнадзора касается ч. 4 ст. 13.15 КоАП. Ее содержание — «Публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением СМИ и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет»)».

Об этом требовании очень часто все забывают, констатировала Мария Осова. Такие нарушения обычно выявляются перед Днем Победы, когда СМИ активно пишут на темы, связанные с символами воинской славы.

Тогда как штрафы по некоторым нарушениям очень высокие, в некоторых случаях доходят до 1 миллиона рублей. Это для редакций очень весомые суммы.

Роскомнадзор запрашивал информацию у Минобороны, что относится к символам воинской славы. Их, как оказалось, очень много — названия городов воинской славы, памятники, памятные даты. Даже георгиевская ленточка – символ воинской славы.

Влад БОЧАРОВ

 

Наверх