ИСТИННО РУССКИЙ ЖИВОПИСЕЦ
К 170-летию памяти художника Алексея Венецианова
В начале зимы 1847 года Венецианов писал большой дорогостоящий заказ для одного тверского храма. Он создал эскизы для двадцати образов святых и запрестольный образ Троицы, которые сам же хотел продемонстрировать заказчикам.
Утром 4 декабря художник приказал заложить сани и отправился в путь. Проехали недалеко, как лошади вдруг понесли со всей силы, и кучер, испугавшись, выпрыгнул из саней. Алексей Гаврилович схватил поводья, пытаясь остановить лошадей, но его выбросило в снег. Он не смог освободить руки от ремней поводьев, его тело несколько километров билось о различные преграды, волочась за санями. Когда соседские крестьяне, наконец, остановили обезумевших животных, Венецианов был уже мертв. Такую трагическую смерть уготовила судьба художнику.
Дерзкий поступок
Алексей Гаврилович Венецианов оставил глубокий след в русском изобразительном искусстве, оказавшись одним из первых художников, представивших зрителям трогательные и правдивые образы простого народа. Родился он 7 февраля 1780 года в небогатой купеческой семье в Москве, обучался в частном пансионе, в котором помимо необходимых наук преподавали и рисование. Известно, что с малых лет мальчик занимался живописью с Пахомычем – дядькой-наставником.
После окончания пансиона по настоянию отца юноша поступил чертежником в земельное управление. Но мечтал Венецианов, по всей видимости, о другом поприще, так как вскоре объявил родителям, что намерен ехать в Петербург.
В столице Венецианов пытался зарабатывать на жизнь созданием картин в технике пастели, о чем подал объявление в местные газеты. Однако удача не улыбалась наивному москвичу. Юноша был вынужден устроиться чертежником в почтовую канцелярию, а позже перешел в Лесной департамент. В свободное время Алексей Гаврилович продолжал совершенствоваться в области живописи, и вскоре у него стали появляться заказы. Но все же он понимал, что без рекомендаций ему ничего не добиться. Наконец он был представлен знаменитому столичному художнику В.Л. Боровиковскому. Тот взял Венецианова не только в свои ученики, но и в свой дом. Теперь молодой живописец занимался в мастерской и постоянно посещал Эрмитаж, копируя образцы мирового искусства.
Почувствовав уверенность в себе, Алексей Гаврилович задумал получить официальное звание художника. По уставу Академии художеств даже те, кто никогда не являлись ее студентами, тоже имели право получить звание академика живописи. Венецианов предложил на конкурс для получения разрешения быть «назначенным» на соискание звания академика «Автопортрет». Это явилось странным и дерзким поступком. Никому не известный художник вдруг представил на конкурс не яркое, не нарядное, а, наоборот, скромное изображение. С небольшого поясного портрета смотрит простое лицо. Художник с одухотворенным взглядом, словно задумавшись, застыл с палитрой и кистью в руках. Но члены академического совета в этой работе увидели и четкое композиционное равновесие, и характер модели, и продуманное композиционное решение. Венецианов прошел конкурс, а написанный им по заданию «Портрет К.И. Головачевского, инспектора Академии художеств с тремя учениками» был единодушно принят советом Академии. Алексей Гаврилович получил звание академика живописи.
В 1812 году Санкт-Петербург наводнили беженцы из Москвы, к которой вплотную подступили наполеоновские войска. Венецианов узнал, что его московский дом со всем имуществом сгорел, а судьба семьи не известна. Позже выяснилось, что Гаврила Юрьевич чудом остался жив. Художник, как патриот, не мог оставаться в стороне от происходящих событий и начал издавать листки с сатирическими сюжетами. В них он высмеивал французов, их нравы и увлечение русского высшего общества всем французским.
Галерея крестьянских образов
1815 год принес изменения в личную жизнь Венецианова. Тридцатипятилетний академик живописи, считавший себя закоренелым холостяком, увлекся Марфой Афанасьевной Азарьевой и вскоре женился на ней. Жена происходила из бедного дворянского рода, у ее родителей было имение в Тверской губернии, куда они и пригласили молодоженов погостить после свадьбы. Алексей Гаврилович влюбился в этот край навсегда. Со временем он приобрел в Тверской губернии небольшое имение Сафонково. Весной 1819 года семья (супруга родила ему двух дочерей – Александру и Фелицату) перебралась в него, начав новую жизнь среди тверских лесов и полей. Новоиспеченный помещик занимался сельским хозяйством, общался с крестьянами, наблюдая за ними, их работой и бытом. Эти перемены в жизни привнесли свежую струю в творчество художника. Он создал целую галерею крестьянских образов, переданных правдиво, с добрым чувством, не лишенных, однако, некоторой сентиментальности, как отмечала критика.
Первым шедевром в новом направлении стала картина «Гумно». Кроме удивительного для того времени изображения уходящего вдаль помещения, впечатляет композиция из замерших в разных позах фигур крестьян и животных. Они полны античной значимости и удивительной поэзии. Эту работу вместе с другими художник решил отправить в Петербург на академическую выставку. Мастер переживал, как его работы будут восприняты. Ведь в Академии художеств с 1763 года было строгое предписание ученикам «дабы не «испортить» глаз, не дозволяется даже видеть, не то что писать простых мужиков». Но его работы были приняты положительно. А картина «Гумно» была куплена самим императором.
Вернувшись в имение, Алексей Гаврилович продолжил работу над незаконченной картиной «Спящий пастушок». Она значима тем, что здесь художник одним из первых попытался обратить внимание на особенную красоту русской природы, проложив путь будущим гениальным пейзажистам – И.И. Левитану, И.И. Шишкину, А.И. Куинджи, А.К. Саврасову.
Как одна семья
Нельзя обойти вниманием педагогическую деятельность А.Г. Венецианова. Художник создал свою систему преподавания основам живописи для крестьянских детей, выкупая их из крепостной зависимости. Среди его учеников были будущие известные художники: А.В. Тыранов, С.К. Зарянко, Ф.М. Славянский, Н.С. Крылов, А.А. Алексеев, Г.В. Сорока и другие. А.Н. Мокрицкий – один из воспитанников — вспоминал: «Ученики Венецианова жили как братья родные, как одна семья, несмотря на разность возраста, состояния и происхождения; для него они были равны, он одинаково любил нас, одинаково пекся обо всех…».
Деятельность по обучению, содержанию, выкупу учеников требовала немалых финансовых затрат. В результате Алексею Гавриловичу пришлось даже заложить свое имение. Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы он не обратился за помощью в Петербург, где добился разовой финансовой помощи и аудиенции у царя. Николай I удостоил мастера ордена Св. Владимира 4-й степени и присвоил почетное звание «художника государя императора», что давало ему возможность получать неплохое ежегодное жалование.
Летом 1831 года во время эпидемии холеры скончалась супруга художника. Венецианов жил теперь со своими дочерьми и многочисленными учениками. Был, правда, еще период, когда, живя какое-то время в Санкт-Петербурге, он сблизился со многими известными творческими людьми. Такими, как П.К. Клодт, Н.В. Гоголь, К.П. Брюллов, В.А. Жуковский, Н.И. Гнедич, И.А. Крылов, с которыми искренне подружился. Художник напишет в это время замечательные портреты друзей-литераторов Н.В. Гоголя и И.А. Крылова.
Несмотря на ухудшающееся здоровье, Венецианов вплоть до своей трагической смерти не расставался с палитрой и кистью.
Бывал на Ставрополье
Конечно же, не случайно захотелось обратиться к жизни и творчеству выдающегося русского живописца. Ведь он из плеяды замечательных людей, бывавших на Ставрополье. Дело в том, что, когда семья Венециановых перебралась из Черниговской губернии в Москву, брат отца художника Николай Юрьевич не остался здесь, а подался на Северный Кавказ, в станицу Суворовскую, а затем перебрался в Ставрополь. Занимался торговлей, в чем ему помощниками становились сыновья Павел, Афанасий, Василий. Род Венециановых в Ставрополе рос, росло и их купеческое дело. Им принадлежали галантерейные лавки в гостиных рядах города.
Известно, что у Павла Николаевича были дети: Николай, Ольга, Олимпиада, Анна. Старший сын Павла Николаевича Николай оставил «Мои записки» — бесценные свидетельства о жизни семьи Венециановых, а главное, о пребывании в Ставрополе их знаменитого родственника. По генеалогическому древу Николай Павлович является двоюродным племянником художника.
Немалые доходы от торговли позволили Венециановым приобрести усадебное место, простиравшееся от улицы 1-й Станичной (ныне ул. Горького) до Большой Черкасской (ныне пр-т К. Маркса), где выстроили просторный дом, разбили большой фруктовый сад.
Во время пожара в Москве, как уже упоминалось, сгорел отчий дом Венециановых. Николай Павлович в «записках» вспоминал рассказ бабушки Анны Лукиничны: «… приехал наш сынок Алеша из Питера, он нам построил домик и лавочку, да еще дал денег, а то бы с голоду можно было умереть… он выхлопотал от царя-батюшки нам пособие, и вот теперь мы живем, слава богу, очень хорошо…».
Но торговля все же шла уже не так бойко, как до нашествия Наполеона, поэтому младший брат художника Павел Гаврилович решил ехать в Ставрополь к двоюродному брату. «Дядя Павел жил у моего отца и вместе торговали», — писал Николай Павлович.
В доме родственников на 1-й Станичной и гостил в 1829 году уже признанный художник А.Г. Венецианов. 28 мая, в 9 часов вечера, как описывает двоюродный племянник, он приехал в Ставрополь. Папа был очень рад приезду своих двоюродных братьев, а родной брат Алексея Гавриловича дядя Павел от радости заплакал, он не виделся с родным братом 16 лет.
В Ставрополе художник не оставлял кисти. Это подтверждают и «Мои записки»: «Дядя Алеша нарисовал отцу на память большой образ на деревянной доске «Пять святых» — Марию Магдалину, Павла, Николая, Марфу, Михаила-Архангела, а на полотне он нарисовал в саду у нас группу: мамаша разливала чай, папа сидел в конце стола, братья Вася и Афанасий играли в траве с кошкой, дядя Павел сидел рядом с Алешей, дядя Володя сидел рядом с папой, я сидел рядом с мамой, а няня стояла и держала Олю на руках. Еще он нарисовал старую няню в шлычке и Прохора дворника, которого звали «растяпа». Прохора и нянин портрет дядя увез с собой в Москву».
К сожалению, сохранился только портрет маслом «Старая няня в шлычке», который находится в Русском музее Петербурга. Написана картина крупными мазками, с большим чувством и мастерством. С портрета на нас смотрит пожилая женщина в старинном головном уборе. Взгляд напряженный, слегка испуганный (впервые пришлось позировать, да еще столичному художнику).
Судя по «запискам», А.Г. Венецианов пробыл в Ставрополе 37 дней. Ему так понравился наш город, что он вернулся сюда на следующий год. Во время пребывания в 1830 году живописца можно было увидеть в разных уголках Ставрополя, где он делал эскизы, жанровые зарисовки для своих будущих картин.
Дом, в котором бывал художник, не сохранился. Зато до нынешних времен дожил дом, выстроенный Венециановыми на своем усадебном месте через год после отъезда Алексея Гавриловича. Он обращен ныне на проспект К. Маркса (№ 45). Строился дом под торговую лавку и сначала был одноэтажным. Позже надстроили второй этаж, который сдавался внаем. Дом украсили кирпичным фасадным рисунком, башенкой из металлических пластин, металлическими ставнями окон нижнего этажа, въездными воротами под аркой. Краевед Г.А. Беликов нарек этот дом Венецианским замком. Сейчас там коммуналка и, несмотря на то, что он объявлен памятником градостроительства и архитектуры, выглядит не лучшим образом.
После смерти Алексея Гавриловича в 1847 году «осталась наша родовая фамилия на Кавказе и только на Кавказе», — писал Николай Павлович. Действительно, клан Венециановых разросся в Ставрополе раскидистым древом. Им принадлежали торговые дома, лавки, склады, погребки виноградных вин, трактиры. Если заглянуть в дореволюционные Табели домов и дворовых мест г. Ставрополя, то домовладения Венециановых можно обнаружить в разных частях города.
После революции купеческое древо Венециановых на Ставрополье было «вырублено». Часть уехала за границу. В 90-е годы XX века один из потомков приезжал из США посмотреть на город его дедов и прадедов, город, который оставил след и в творчестве великого русского художника Алексея Гавриловича Венецианова.
Елена ГРОМОВА