НЕ ЗАПРЕЩАТЬ – ЗАМЕЩАТЬ!
О рекламе, «черных дырах» в образовании и воспитании женщин
Шесть лет назад основатель и руководитель трансформационной мастерской «Истот» Элина Корецкая стала победителем Всероссийского конкурса «Женщина России». Что произошло за это время в её жизни и жизни её семьи, общественный деятель и молодая мама рассказала «Ставропольским губернским ведомостям».
Между нами, девочками
— Элина Викторовна, в своё время на грант форума «Машук» вы открыли Школу для будущих мам. Чему хотели научить?
— Проект «Молодёжный женский клуб «Девичник» даёт девушкам, будущим жёнам и матерям, основу знаний и успешный опыт, необходимый для сохранения и улучшения физического, психологического, духовного женского здоровья. Это стоит сделать до того, как они станут мамами. Уберечь от непоправимых ошибок и бед, которые пагубно и необратимо отразятся на их жизни, и жизнях их будущих детей.
Поначалу удивило, что на занятия «Девичника» вместе с будущими мамами стали приходить будущие бабушки. Это немного напрягало, так как участницы начинали стесняться, но потом мы заметили изменения в их отношениях: появился командный дух, какое-то общее женское таинство, опыт разных поколений только обогатил наши занятия. Что важно, мы отметили рост числа девушек, серьёзно относящихся к вопросам семьи и детей, самостоятельно изучающих вопросы материнства, сознательно работающих над своим развитием, понимающих весь комплекс проблем. Аудиторию в целом можно разделить условно на две части – тех, для кого важно поесть, поспать, погулять, сделать какую-никакую карьеру, и тех, кто настроен на активный жизненный формат – путешествовать, узнавать новое в разных сферах. С такими работать – одно удовольствие, но и первую категорию мы смогли привлечь и изменить, я надеюсь, их отношение к себе и жизни.
Роды не в воду
— Какие проблемы оказались для вас самыми неожиданными во время беременности?
— Женщине сейчас приходится совмещать очень большое количество социальных ролей. Такая нагрузка, конечно, сказывается на физическом, психическом и духовном состояниях. Не стоит тратить силы на критику, борьбу, бегство от сложившейся ситуации, важно не терять себя, балансировать между этими сферами, концентрируясь на главном предназначении и позитивном видении будущего. А система и практика родовспоможения в нашем регионе, на мой взгляд, отстают от научных, эмпирических и технических достижений в этой сфере. Изучила этот вопрос досконально с разных сторон: статистики, юриспруденции, географии, медицины, науки, культуры, истории. Остается сложным вопрос присутствия на родах папы или близких. Хотя юридически всё разрешено и даже поощряется. На практике – увы… Огромная проблема с докторами. Хотя в законодательстве сказано, что я могу выбрать любого врача, в Пятигорске действуют свои законы. Как я обрадовалась, узнав, что можно взять он-лайн талон к специалисту, выбрать удобную дату и время. Я, счастливая беременная женщина, почитала отзывы о врачах на местных форумах, выбрала себе доктора, оформила талон, распечатала и пришла на приём… В регистратуре мне крылья сразу обломали, причём в грубой форме, сказали «что нас тут таких умных уже видели и что я со своим талончиком могу в туалет сходить, а идти к специалисту только по месту прописки». Я человек законопослушный, взяток не даю… Но реальность навязывает свои правила и люди вынуждены искать выход. Мой визит к местному доктору стал первым и последним. Нашла отличного специалиста на другом конце страны и всю беременность консультировалась онлайн. Бороться же со сложившейся системой – задача компетентных органов.
Социальные ориентиры
— А с фривольной рекламой нужно бороться? Уберут билборды, останется Интернет, где многие школьники вольны «гулять по сайтам», ведь не каждый родитель контролирует процесс. Есть ли смысл запрещать такую рекламу?
— Несколько лет назад я с удовольствием участвовала как бизнес-тренер в программе по развитию молодёжного предпринимательства в Чеченской республике. Там на рекламных щитах автомойки, магазина запчастей или инструментов нет моделей в неглиже. Я категорически против использования женского тела в таких целях. Почему то святое, что можно показывать только своему мужу, должно быть выставлено на всеобщее обозрение в маркетинговых целях? Проводя аналогию, давайте мужчин в одних стрингах изображать в рекламных проспектах салонов косметики… Возможно, «обнажённая» реклама диктует стиль поведения? Хочу обратиться к гостям края: пожалуйста, относитесь к нашим девушкам так, как вы относитесь к своим сёстрам и матерям. Почему, пересекая городскую черту Пятигорска, как и других городов центральной России, Сибири, Урала многие нарушают свои религиозные принципы? Либо будьте истинными представителями своей веры, либо лечитесь от раздвоения личности.
А запрещать – нет, нужно замещать, искать альтернативу, то есть давать больше той самой социальной рекламы. И воспитывать детей и молодёжь в правильных морально-нравственных установках. Представителям всех религиозных конфессий, национально-культурных объединений, общественных организаций, неравнодушным людям необходимо объединиться и добиваться внимания к проблеме, действовать, используя правовые механизмы взаимодействия с властью.
В своё время Молодёжная палата Пятигорска поднимала этот вопрос, но дальше хождения по чиновничьим кабинетам дело не пошло. Хотя пример успешного представления социальной рекламы был в Георгиевске, где весь центр города украсили баннерами с народными пословицами и поговорками. Сейчас новый руководитель Молодёжной палаты — Илья Юрчишин. И в городе появилась социальная реклама – «Мастер своего дела». На рекламных щитах – лица известных в Пятигорске деятелей культуры, музейщиков, представителей общественных организаций. Пока нет пропаганды семейных ценностей, но мы над этим работаем. Есть отличный пример в Краснодарском крае. Там идёт массовая кампания по пропаганде третьего ребёнка в семье. Я со своей стороны благодаря современным технологиям в Интернете привлекаю внимание к традиционным ценностям, так, по капле, мы сможем усилиями с разных сторон изменить ситуацию. Из общественной жизни на время беременности и воспитания малыша я не выпала. За счёт премиальных средств «Машука» с командой «Истота» мы сейчас реализуем проект, посвящённый выявлению проблемных зон образования. Это, так сказать, «чёрные дыры» в процессах обучения, развития, социализации и воспитания детей и молодёжи. Главные проблемы, которые участники обозначили и захотели обсудить — недостаток бюджетных мест в вузах для талантливой молодёжи, отмена тестирования, как метода оценки. Поскольку ЕГЭ – не показатель знаний. Беспокоит молодёжь и неэффективная борьба с коррупцией в органах образования.
Обсуждение было бурным, одно из самых «прикладных» предложений — регулярно проводить бесплатные открытые «Юридические ликбезы» для пятигорчан в каждом микрорайоне города. Студентам это даст юридическую полевую практику, вузам — плюс к рейтингу. А горожане лучше будут знать свои права. Повышение правовой грамотности на уровне местного сообщества позволит более эффективно решать проблемы муниципалитета.
Алёна ЕВДОКИМОВА
Справка «СГВ»
Элина Викторовна Корецкая родилась и выросла в Пятигорске, выпускница ПГЛУ («Государственное и муниципальное управление» и «Социально-культурная деятельность»), бизнес-тренер, модератор. Активной общественной деятельностью занимается с 1998 года основатель ТМ «Истот», занимающейся эффективной социализацией молодёжи и реализацией социально-культурных проектов. Победитель Всероссийского национального конкурса «Женщина России — 2009», лауреат краевой молодежной премии в области науки, инноваций и инициатив «Премия 2020» в 2012 году.