№ 01 (3578) 13.01.2016

НАЕХАЛИ ПО ПОЛНОЙ

На Кавминводах снова подорожал проезд в электричках

Третий год подряд январь «радует» жителей и гостей курортного региона ростом цен на билеты в электропоездах. Стоимость проезда в наступившем году увеличилась на четверть. За поездку из Пятигорска в Ессентуки, к примеру, придётся выложить 51 рубль 85 копеек против 41 в 2015-м.

Удар по карманам

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю скачок тарифов сразу взяли на заметку. По закону повышение  возможно только на 10%.

— Мы проводим комплексную проверку, которая продлится до конца января, — поделился со «Ставропольскими губернскими ведомостями»  Иван Николаевич Гритчин,  начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства УФАС по СК. – Если факт нарушения антимонопольного законодательства будет установлен, то за такие тарифы придётся нести ответственность по статьям 14.31 и 14.32 Кодекса об административных нарушениях.

В этом случае и стоимость проезда будет пересмотрена. Хотя за три года – с приходом в край губернатора Владимирова — проблему ценообразования в электропоездах на Ставрополье так и не смогли решить. Переговоры с «дочкой» РЖД, осуществляющей пригородные перевозки, к позитивному результату не привели. Если прежде дотации из краевого бюджета позволяли сдерживать расходы и пассажир платил за билет гораздо меньше его реальной стоимости, то в 2014-м цены дали жару. Проезд подорожал сразу на 5 рублей за одну зону – с 13 до 18 рублей. Экономически обоснованный тариф Региональная тарифная комиссия просчитала ещё летом 2013-го, но у депутатов краевой Думы не нашлось достаточно внимания, дабы заняться проблемой. Спустя полгода, в декабре, парламентарии вопрос рассмотрели. В дефицитной краевой казне денег на дотации не нашлось, да и с чего доплачивать РЖД? Уж больно много просят. Вот и ударил ценовой беспредел по карманам рядовых граждан.

Жители Кавминвод хорошо запомнили не только повышение, но и массовые отмены электричек, когда интервалы между рейсами выросли до полутора, а то и двух часов. Обещанных же правительством края автобусов — взамен отменённых электропоездов – днём с огнём было не сыскать. В январе 2015-го электрички вернули, но с очередным повышением стоимости проезда. На Ставрополье ввели экспериментальный покилометровый тариф размером в 2 руб. 41 копейку. И цена за билетик подскочила в зависимости от расстояния – билет из Кисловодска до Пятигорска стоил 54 рубля, стал – почти 92. От Минвод до Кисловодска – 154.

Кстати, отмену рейсов на пригородном пассажирском железнодорожном транспорте стали практиковать и в других регионах страны. На что глава государства отреагировал весьма однозначно – вернуть и впредь не допускать! Губернатор Владимиров тогда с облегчением отчитался – а мы уже вернули. Правда, цена вопроса осталась за кадром. Удар по пассажирским перевозкам люди приняли на себя, поскольку в бюджете Ставрополья вновь не нашлось денег на дотации. Чтоб на 3-4 рубля хотя бы облегчить бремя транспортных расходов своих же земляков. Тратить в день на проезд 200-300 рублей – ощутимый удар по карману. Да ещё при низких зарплатах!

Где справедливость?

Год назад министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов заявил о необходимости сформировать «подушку безопасности» в социальном вопросе электричек. Социальная защита населения в условиях кризиса должна быть предусмотрена в обязательном порядке.  «Электрички восстановлены, — сказал Кузнецов, отвечая на вопросы журналистов. – Как обеспечить доступность и поддержать  социально незащищённые слои граждан? Через справедливость формирования затрат. Через отнесение расходов по различным методикам необходимо  найти  баланс, который позволит и электричкам не быть убыточными. Или найти источники, которые бы эту убыточность покрывали и могли формировать доступный тариф. Реально ли? Мы должны это сделать». Увы. Новый год – новые тарифы.

Алёна ЕВДОКИМОВА

КСТАТИ

Как выросли цены на проезд в электричках по направлениям:

Кисловодск – Пятигорск
2014 год – 54 руб.
2015 год – 91,6 руб.
2016 год – 115 руб.

Ессентуки – Пятигорск
2014 год – 18 руб.
2015 год – 41 руб.
2016 год – 51,85 руб.

КОММЕНТАРИЙ

Антон Владимирович Сериков, заместитель директора Института социологии и регионоведения ЮФУ по научной работе и экспертной деятельности, кандидат социологических наук:

—  Решение об увеличении стоимости проезда в электричках принимается непосредственно в регионах. Ставропольский край  рекордсменом  в этом вопросе не стал, но подорожание явно заметно.  Разница между ценой билетов в кассах и тарифом, заявленным РЖД, полностью ложится на плечи местных бюджетов. Неоднократно были жалобы, что эти тарифы в РЖД завышены, отсюда и общее удорожание проезда. Очевидно, что удорожание проезда в электричках не сможет сделать этот вид транспорта окупаемым, вместе с ростом тарифов падает пассажиропоток, эти тенденции отмечены в других регионах страны. Количество пассажиров уменьшится и в связи с отменой льгот на проезд в пригородном транспорте. А снижение пассажиропотока может стать причиной для полной отмены рейсов в непопулярных направлениях.

На Кавказских Минеральных Водах электричка – основной вид транспорта. Он более экологичен, безопасен и цивилизованнее, чем маршрутные такси, заполонившие курортный регион.

Учитывая социальную значимость этой проблемы, на нее необходимо обратить пристальное внимание. Не зря президент Путин несколько раз публично делал заявления о недопустимости сокращения рейсов электричек. Чтобы разрешить эту ситуацию, необходимы совместные усилия региональной власти и пригородных пассажирских компаний, занимающихся этими перевозками. В 2016 году правительство планирует выделить 37 млрд руб. на дотацию пригородных перевозок. Будем надеяться, что этих денег хватит для того, чтобы тарифы приняли приемлемые размеры.

 

Наверх