№ 01 (3578) 13.01.2016

ЗАГАДКА И МИСТИКА СВЕТЛАНЫ ДЕМКИНОЙ

Работы художницы завораживают своей неординарностью

Настоящим подарком для ставропольцев стала выставка заслуженного художника России, заслуженного деятеля искусств РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств, признанного мастера из Краснодара Светланы Демкиной, которая экспонируется в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств.

Картины, которые «согревают»

Заслуженный художник России Светлана Демкина

Заслуженный художник России Светлана Демкина

Наверное, такую выставку можно показывать в любое время года. Но зимой, когда ищешь убежище от пасмурной сырости или от ставропольских свирепых ветров, уверена, повезет тем, кто окажется в пространстве света и цвета среди разнообразия сюжетов, жанров, образов. Как-то сразу отогреваешься и заряжаешься хорошим настроением. Очевидно, этого достаточно. Но тому, кто задержится рядом хотя бы с одним из полотен и повнимательнее всмотрится, может открыться много разных тайн. Ты просто подпадаешь под психологический гипноз картин Демкиной и вдруг многое осознаешь.

Так случилось, когда привела на выставку подругу. Она-то и обнаружила первые «шифры». Остановившись у картины «Качели» (одноименной с названием выставки), спросила: «Слушай, а почему картина двусторонняя?» «С чего ты взяла?», – в свою очередь удивилась я. Обойдя ряд картин на стендах в центре зала, убедилась, что действительно картина, выполненная на стекле, имеет две стороны. На одной, поджав колени, сидит задорная девчонка-подросток. На «обратке» – пожилая уставшая женщина. Девочка открыта миру и людям; у женщины руки скрещены, будто замок, отделяющий её от окружающих. Обе выполнены в бело-коричневых тонах. Но в одной больше светлых и красноватых оттенков, вторая – мрачновато-коричневая. Сама Демкина, объясняя название выставки, процитировала особо любимого ею поэта В. Бокова: «Жизнь – это амплитуда, то падаешь, то летишь» и добавила: «Каждая выставка – это рассказ о себе без купюр, когда словно обнажаешься перед зрителем».

Без права на ошибку

Знак Близнецов принадлежит к стихии Воздуха. Его символ – две колонны, соединенные сверху и снизу серпиками Луны – передает характерную особенность знака: возможность соединения несоединимого. Старости и юности, прошлого и будущего, мужского и женского начала…». (Из Википедии»).

Верьте или не верьте гороскопам, но все, что здесь сказано об астрологическом знаке, можно с полной ответственностью отнести к художнице Демкиной. «У меня работа такая: символы знаков, магия чисел, букв, цвета – все это вещи, с которыми надо считаться», – объясняет она. Светлана родилась 1 июня. По светскому календарю в День защиты детей, а по церковному – в День Всевидящего ока. Цифра «1» в нумерологии означает власть, силу, мужество, жизнестойкость, лидерство. Казалось бы,  мужские качества. Но в Светлане с детства живет неистощимое стремление все делать по максимуму и способность работать сутками, до упаду.

Отличница по жизни, Демкина для поступления выбрала лучшее в СССР из художественных учебных заведений – Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С. Г. Строганова, вуз с пятивековой историей, который позволяет студенту развиваться в разных направлениях. Она стесывала до крови пальцы, обучаясь работе над скульптурными композициями; обжигалась, практикуясь в живописи по керамике, делала до сотни эскизов, чтобы остановиться на одном. Зато в совершенстве овладела не только живописью, но и искусством гобелена, росписью по керамике, скульптурными композициями. В одной из больниц Краснодара расписала стену. Мозаика из плитки с выжженным разноцветным пейзажем по сегодняшний день – достопримечательность города. Выжигать на квадратике обычной стенной плитки свой кусочек мозаичного рисунка, заполнять его краской можно только один раз. Работа – без права на ошибку. Светлана выполнила её безукоризненно. Сегодня роспись Демкиной на плитке хотят иметь и «непростые» люди из столицы, и привередливые любители искусства из-за рубежа. Сюжеты заказывали разные, но большей частью – портреты женщин.

«В апокрифической литературе часто упоминается сюжет состязания Бога и дьявола в творении, когда Бог создал женщину, а его оппонент – змея. Уже тогда творение подразумевало ответственность за самое себя, поскольку нет силы более всеобъемлющей и более мощной, чем сила творчества. Само человечество определяется творением, существует в нем, развивается и совершенствуется». (Ю.Резник, из предисловия к художественному буклету «МатриархАРТ»).

Демкина пишет женщин разных и по-разному: с иронией – «Дарью и Ватсона», с сожалением и жесткой реалистичностью – цикл «Дочки-матери», с восторгом – «Испанку».… Поражает воображение её монументальное (картина в высоту больше метра) полотно «Баня». Грации за столом с чайными приборами и фруктами – обычные женщины и одновременно – Венеры в чем-то пенно-белом, из чего, как в известной песне,  «хлопья шьют». В это легкое, полупрозрачное, неземного происхождения «полотно» на разных картинах облачены разные дамы. Вряд ли так мог бы написать мужчина-художник. Для этого нужно знать и понимать женщину, как художница Демкина.

«Двоичная» природа мастера

Самым неожиданным образом «двоичная» природа Демкиной то и дело напоминает о себе. Например, она открыла свой способ распоряжения материалом – в двух картинах композиционно совмещать одну тему. Картины «Диалог 1» и «Диалог 2» расположены рядом. На одной – Она за столиком. На другой – на противоположном конце стола – Он. Черно-белая графика силуэтов мужчины и женщины испещрена вихревыми потоками-посылами друг другу. Диалог? Нет, скорее, монологи, которые вторая сторона не слышит. Потоки слов (ограниченные преградой рам) не доходят до адресата. И Он, и Она – вне зоны доступа. Тот же прием в «Свидании 1» и «Свидании 2», где девушка слева, окутанная синим цветом ночи, встречается с подругой (а может, с собой?) – разноцветной. Что произошло? Просто вечер сменился утром, и кто-то ожил во времени и пространстве, а кто-то остался в прежнем состоянии? Или это разница жизненных ощущений? Каждый посетитель увидит то, что близко ему. Та же двойственность в дилогии из цикла «Дочки-матери 1» и «Дочки-матери 2». На одной – кукольно прямой спиной к зрителю сидит девочка-подросток. Её взгляд устремлен на куклу напротив. На другой картине– тяжело обмякнув, на стуле расположилась беременная женщина. Мать смотрит на дочь. Очень скоро закончится «кукольная» жизнь, и дочь ждет та же нелегкая женская доля, что и её саму? …

Предполагаю, что кто-то из особо въедливых посетителей спросит: «А зачем вообще в названиях картин Демкиной понадобилась эта «статистическая» отчетность: «Свидание 1», «Диалог 2», «Композиция 5»…? «Элементарно, Ватсон», – сказала бы я. – Дело в математике и нумерологии. Ну, любит Демкина цифры и считает, что они могут сказать намного больше слов».

Прекрасный математик, она легко складывает, умножает и запоминает их (номера мобильников друзей знает наизусть). Больше всего в школе любила решать задачи, а теперь вовлекает в этот процесс посетителей. К цифрам Светлана относится с глубоким уважением. Уверена, что у чисел есть своя тайна: каждому соответствует определенный набор характеристик человека, конкретных свойств и образов. Скажем, единица обозначает мужское начало (власть и силу), двойка – женское (утонченность, мягкость), а пятерка – подвижность и изменения.… Если это знать, понять названия картин просто.

Полны тайны портреты демкинских дам. Каждая из картин самоценна. Но вот – новый «ребус-кроссворд»: у одной в руке зеленое яблоко, у другой – золотое, у третьей – красное. На этом тайны и мистические шифры художницы не заканчиваются. Есть её замечательные натюрморты, пейзажи и совершенная загадка о чуде жизни – «Алтарная композиция», которая ждет своего догадливого, внимательного и благодарного зрителя.

Работы художницы   представлены на престижных выставках в России и за рубежом, находятся в музеях и частных коллекциях США, Германии, Чехии, Франции, Кипра, других стран.

В Краснодаре в рамках выставочного проекта «Ситуация» Светлана стала инициатором выставки «матриархАРТ», в которой приняли участие художники со всех концов страны. Красной нитью в нем прошла тема материнства как первоосновы бытия.   Она главная и в её выставке «Качели».

Тамара ДРУЖИНИНА

Наверх