№ 07 (3584) 24.02.2016

ФЕНОМЕН РАСШЕВАТКИ

В станице сохранился дух вольного землепашества

В станице Расшеватской Новоалександровского района на душу населения фермеров больше, чем где-либо в Ставропольском крае. Станичники объясняют это казачьими генами.

Вспоминаю, как фермеры станицы Расшеватской отмечали 20-летие своей ассоциации «Прогресс». Пригласили и меня как старого знакомого. На празднике мне довелось пообщаться со многими интересными людьми. Так возникла идея рассказать о феномене Расшеватки, станицы, где сохранился дух вольного землепашества и казачества.

ВЫШЛИ МЫ ВСЕ ИЗ «ПРОГРЕССА»

-У нас очень сильны традиции собственности, которые не смогли вытравить 70 лет советской власти, — говорит фермер Александр Лопатин, взявшийся провести экскурсию по фермерским местам станицы. — Поэтому, когда началось формирование фермерства, мы сразу уши навострили. Признаюсь, боязно было. Я – ветеринарный врач в колхозе, Иван Митрофанов – главный инженер. Нам было что терять, если бы вдруг неудача постигла. Назад бы не взяли, не простили. Но именно Иван Андреевич Митрофанов стал инициатором выхода из колхоза. Он мне так и сказал: «Валить отсюда надо, пока не поздно». И был прав. Нам, 14 человекам, удалось выйти не только с земельными, но и с имущественными паями. Вскоре эту лавочку прикрыли, мало кому в крае удалось взять из колхозов хоть какое-то имущество.

А отщепенцы, на которых тогда косо смотрело не только колхозное начальство, но и многие станичники, объединились в ассоциацию «Прогресс».

-А вот база нашего «Прогресса», — показывает Александр Иванович на появившиеся вдали хозяйственные постройки. — Сейчас там осталось пять человек, все остальные выделились в самостоятельные хозяйства, в том числе и я. Но мы все помним, откуда мы родом, потому и решили отметить 20-летие «Прогресса».

Потом мы едем на базу Лопатина. Она находится неподалеку. На ее месте когда-то был станичный клуб. Теперь Александр Иванович обустроил здесь зерносклад. В комнатах бывшей библиотеки собирается соорудить что-то наподобие офиса. Во дворе стоит комбайн, тракторы и другая сельхозтехника.

Признаться, видел фермеров гораздо круче Александра Ивановича. У него всего 200 гектаров земли. Среди выходцев из «Прогресса» примерно все такого уровня. Но зато их около сотни. Мощная социальная прослойка, которая серьезно влияет и на микроклимат, и на быт в станице.

-А что ж заставило вас покинуть «Прогресс»?- спрашиваю у пионера фермерского движения Ивана Митрофанова.

-Как что? Чувство собственности. Когда мы стали крепнуть, не скрою, появились разногласия, трения. Каждому казалось, что он вносит больший вклад в общее дело, а кто-то пытается под себя подгрести. Видимо, это неизбежно на определенном этапе. К тому же, стали подрастать дети, которым мы, кстати, всем дали высшее образование, некоторым купили квартиры в Ставрополе. Но большинство решило работать с нами. Невольно возникает вопрос, как делить наследство? В общем, пока не разругались, мы решили разъединиться. И теперь между нами прекрасные взаимоотношения, взаимовыручка. И то, что мы собираемся вместе праздновать, говорит само за себя.

У некоторых фермеров не только дети работают вместе с отцами, но уже подтягиваются и внуки. Например, в семье Новичихиных основатель хозяйства Валерий Васильевич уже потихоньку уступает место сыновьям Игорю и Михаилу. А сын Игоря Владимир учится в Краснодаре в аграрном вузе и каждое лето приезжает помогать деду и отцу.

-В отличие от своих однокурсников я никогда не задумывался, где мне искать работу. Она у меня уже была, — рассказывает сын Лопатина Алексей, — я выучился на агронома и теперь мы вместе с отцом работаем. Мама у нас бухгалтерию ведет. Настоящее семейное предприятие. Лучшего и желать не надо. Все вместе работаем на общее благо. Это и семью укрепляет, и хорошо влияет на воспитание детей.

Лет семь-восемь назад я познакомился с семьей фермеров Колесниковых. Тогда сыновья главы хозяйства Александра Петровича Сергей и Дмитрий только начинали вникать в фермерские дела. Сегодня Сергей уже стал кандидатом экономических наук, написав диссертацию о становлении фермерского движения. Помимо производства зерна Колесниковы начали осваивать мясное животноводство, открыли продовольственный магазин в центре Расшеватской.

ТИПИЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

stanica-fermery

Фермеры Расшеватки

Лопатины, Колесниковы, Митрофановы, Воронины – это типичнее фамилии для станицы. И среди фермеров они представлены тоже.

Иван Митрофанов давно изучает историю своего рода. Были в нем и земледельцы, и воины, и торговцы. Типичный для казачьей станицы род.

-Про прадеда Ивана я почти ничего не знаю, а вот брат его Федор был известным человеком в станице, — рассказывает Иван Андреевич, — в 1880 году он даже избирался станичным атаманом. Был участником русско-турецкой войны 1877-1878 годов и за отличие в делах был удостоен Георгиевского креста четвертой степени.

Навоевавшись, Федор Фомич занялся торговлей, да так успешно, что по обороту занимал пятое место в станице. А в Расшеватской на рубеже веков насчитывалось более сотни магазинов и других коммерческих предприятий. Сейчас в центре стоит магазин под названием «Станичный», владеет которым семья тех самых фермеров Колесниковых. Этот дом остался от Федора Фомича.

Дед Митрофанова Егор Иванович имел 35 десятин земли. Это было слишком мало, чтоб прокормить семью, в которой было шестеро детей, и дед по примеру своего дяди промышлял коммерцией. Возил лес из Астрахани. Из этой древесины было построено много домов в Расшеватской. Дед выстроил добротные дома и своим детям, среди которых и Андрей – отец Ивана Андреевича.

Разговор о домах деда Егора самопроизвольно вывел нас на тему революционных потрясений. Как признает Иван Андреевич, предки его, по большому счету, новые порядки не приняли. Если двоюродный дед Василий, кавалер трех Георгиев, выступил против них открыто, отправившись в армию Деникина, и позже уйдя с белыми за границу, то родной дед Егор остался на родине. Но в колхоз вступать отказался.

-Если у вас там Филька за бригадира, который за жизнь и дома не построил, в землянке жил, то мне там делать нечего, — говорил он.

Сам Иван Андреевич Митрофанов с 16 лет в колхозе работал телятником. Адский труд, особенно зимой. Тогда поклялся, что обязательно в люди выйдет, чтоб не угробляться так бессмысленно. Поступил в техникум сельского хозяйства на факультет механизации. Потом заочно окончил Ставропольский сельхозинститут. Работал на инженерных должностях в колхозе. Став главным инженером, мог бы почивать на лаврах, потихонечку пользуясь служебным положением и наживая благосостояние. Но фамильные гены не давали покоя. В начале 90-х подался в фермеры. Был Иван Андреевич и первым демократически избранным главой станичной администрации, как и его предок, атаман Федор Фомич. С гордостью показал мне Иван Андреевич мост через речку Расшеватку, строительство которого организовал он, будучи главой. Вот уже 17 лет стоит, как новенький. В свои 65 лет мог бы он и на покой податься.

-Но как подумаю, что без дела окажусь, жутко становится. У нас в роду не было бездельников, и мне гены не дают покоя. Потому у нас и фермеров в станице много, что у казаков в крови трудолюбие, чувство собственного достоинства. Большевики, хоть и не признавали генетику, но хорошо постарались, чтоб вытравить казачьи гены. Не нужен им был свободолюбивый тяготеющий к собственности народ. Но, судя по всему, не доглядели или не успели. Остались еще на земле казаки.

СВЯЗЬ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО

Казачья школа в станице Расшеватской Александровского района Ставропольского края. Нач. XX века.

Казачья школа в станице Расшеватской. Начало 20-го века.

Сохранят ли будущие поколения эти благородные традиции служения Отечеству и вольного землепашества? Ответ на этот вопрос я нашел в станичной школе.

-Согласитесь, что задача школы не только обучить детей грамоте, основам наук, но и заложить в них нравственные начала, воспитать гражданскую позицию. Вот мы и вышли с предложением ввести в школе казачий компонент. Мы получили такой статус в минобразования официально, в школе имеются казачьи классы и ей присвоено имя известного станичного атамана Репникова.

Рассматриваем фотографию, на которой на фоне добротного здания запечатлены дети, в кубанках, черкесках, с кинжалами. Это выпускники двухклассного мужского училища, которое было открыто в станице во времена атаманства Василия Репникова. В этом здании и по сей день учатся дети станицы Расшеватской. Территория современной школы огромна – несколько гектаров. Рядом с историческим зданием вырос современный учебный корпус, который периодически достраивался, реконструировался. Получилось весьма символическое сочетание прошлого и настоящего, которые дополняют друг друга.

-Вот и мы так хотим воспитывать детей, чтобы в них сочеталось все хорошее, что было наработано прежними поколениями, с теми качествами личности, которые востребованы современной жизнью, — говорит заместитель директора по воспитательной работе Александра Зейналова, — здесь нет никакого противоречия. Разве такие понятия, как служение Отечеству, верность долгу, трудолюбие, не нужны в современной жизни?

Сергей ИВАЩЕНКО

Фото автора

Наверх