ГОСПОЖА УДАЧА ДАВАЛАСЬ НЕЛЕГКО
Культовый фильм Владимира Мотыля увидел свет благодаря любви Брежнева к вестернам
В ряду выдающихся деятелей советского и российского киноискусства достойное место занимает замечательный режиссёр Владимир Мотыль, о котором невозможно не вспомнить в Год кино.
Интервью… по телефону
В пятигорском санатории им. Лермонтова ожидали создателя кинофильма «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля, который должен был приехать на отдых и лечение. Появилась возможность встретиться с ним и взять интервью для газеты «Кавказская здравница», где я тогда работала. Зная примерное время пребывания режиссёра на Кавминводах, я отправилась в деловую поездку, а вернувшись, уже не застала Владимира Яковлевича в Пятигорске – он уехал раньше срока.
На помощь пришел Лазарь Георгиевич Берберов, руководитель ессентукской творческой мастерской «БЛГ». Эта организация успешно занимается изданием книг, журналов, открыток, отражающих историю Ставрополья, Кавминвод, а еще принимает у себя в качестве гостей известных деятелей искусства и науки. Так было и в тот раз – Владимир Мотыль стал гостем «БЛГ». Для него были организованы экскурсии по КМВ. Все интересные моменты запечатлели фотокорреспонденты Владимир Ширяев и Генрих Аветисян. Рассматривая снимки, я выразила сожаление, что моя встреча с режиссёром не состоялась. Лазарь Георгиевич, у которого сложились добрые отношения с Владимиром Яковлевичем, сказал, что попробует договориться с ним об интервью… по телефону. И оно состоялось!
Я боялась злоупотребить временем очень занятого режиссёра (он тогда работал над новым фильмом «Багровый цвет снегопада»), а узнать хотелось как можно больше. Знаменитый кинодеятель с пониманием отнесся к интервью по телефону, ни разу не прервав разговор ссылками на занятость или усталость. Он рассказал очень много интересного, особенно о создании всеми любимого фильма «Белое солнце пустыни».
Владимир Мотыль мог бы остаться знаменитым, если бы создал только эту картину, но на счету режиссёра еще несколько кинолент, полюбившихся зрителям. Это «Женя, Женечка и «катюша» (1967 г.), «Звезда пленительного счастья» (1975 г.), «Лес» (1980 г.) и другие. К тому же меня интересовали творческие принципы мэтра, поэтому разговор шел вообще о его работе в кино и театре.
«Нет времени на суету»
Владимир Яковлевич не скрывал, что работа в кино для него складывалась трудно, потому что его позиция чаще всего не совпадала с официальной позицией руководства. Может, потому и создал он не так много фильмов, сколько мог бы.
В 1948 году Владимир Мотыль окончил актерское отделение Свердловского театрального института. И первые годы после этого работал актёром и режиссёром в театрах. Родившись 26 июня 1927 года в Белоруссии, на Урале он оказался еще в детстве вместе с матерью Бертой Антоновной, после того, как отца Якова Даниловича, заводского слесаря, арестовали и сослали на Соловки, где он через год умер. Мать, учительница, воспитывала беспризорников, а на сына времени не хватало, и у него рано выработался крепкий самостоятельный характер, который помог ему пробиться в кино и отстаивать свою точку зрения.
Еще в Свердловске в 1957 году Мотыль заочно окончил исторический факультет университета – это помогало ему при постановке фильмов, в которых всегда отражался тот или иной отрезок истории. Первый из них – «Дети Памира», снятый на Таджикской киностудии в 1963 году, рассказывал о становлении Советской власти в Средней Азии в 20‑е годы прошлого века. А последний – «Багровый цвет снегопада», который мастер посвятил матери и жене, охватил гораздо больший период. В центре – судьба женщины, застигнутой потрясениями тех лет, когда шла большая ломка в российском обществе после свершившейся революции. Все невзгоды того времени обрушиваются на душу молодой Ксении. Она и участница, и жертва происходящих событий. Через нее рассказывается о том времени, в котором разные люди проявили себя по-разному, находились на разных нравственных позициях. Время, полное и героики, и политической жестокости, вторгалось в жизнь каждого человека, и надо было найти в себе силы, чтобы тебя не смело этим вихрем.
Как отметил режиссёр, это был большой проект, который занял более двух лет. Причем сюда не входило время сбора материала, написания сценария. Когда мы с ним беседовали, шел уже монтаж фильма. На мой вопрос, успеет ли закончить работу к своему дню рождения, Владимир Яковлевич ответил:
– Если до июня не смогу смонтировать, то аврала устраивать не буду. Сколько потребуется, столько и буду работать. Меня не интересует суета, которая создается вокруг некоторых фильмов, я просто не имею времени на суету. Никогда не состоял ни в каких партиях, организациях. Следуя завету Пушкина, иду один свободною дорогой, куда меня влечёт свободный ум. Правда, чтобы выйти на свой собственный путь, приходится идти по дороге с препятствиями, карабкаться, как по горам, и взбираться на свою высоту. Дорогу для художников не выстилают коврами.
Интересным был и ответ на вопрос о том, где проходили основные съемки, на натуре или в павильонах, и удовлетворен ли он новым фильмом.
– Гораздо большая часть съемок проходила на натуре, – ответил Владимир Яковлевич. – Я вообще люблю натурные съемки. Так был создан и мой дебют «Дети Памира», получивший Государственную премию Таджикской ССР. Работая над этой лентой, вся съёмочная группа находилась в постоянном контакте с дикой природой Крыши мира, как еще называют Памир. Условия довольно жесткие, были даже обвалы, но меня эта стихия природы очень притянула. К тому же здесь легче было добиться правды жизни. Как говорил Михаил Ромм, «на натуре актеры меньше врут». Сама природа заставляет их находить реальные линии поведения. В новом моем фильме обширная география натурных съемок. Побывали везде, куда судьба бросала главную героиню. Это Сибирь, Урал, Петербург, Киев, Москва, Прага. Кстати, в Чехии нам большую помощь оказала дочь вашего земляка Юрия Фирсовича Овсянникова, работающего в пятигорском санатории имени Лермонтова, Анна. Меня всегда увлекает именно работа, тот творческий процесс, который захватывает целиком, а об оценке я не думаю. Вспоминаю древнюю мудрость: «Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше».
Кстати, Юрий Фирсович Овсянников, который работал тогда в здравнице, недавно окончательно ушел на пенсию и занимается литературным творчеством. Бывший военный летчик-ас, он тоже заочно окончил исторический факультет пединститута, написал несколько художественных книг.
Негасимое «Белое солнце пустыни»
У всех фильмов Мотыля есть одна особенность: лаконичность текста и кадра, что делает картины очень выразительными. Но о каких бы событиях фильм ни рассказывал, они раскрываются через судьбы людей. «Женя, Женечка и «катюша» – это история любви на фоне героики войны. «Звезда пленительного счастья» – судьбы жен декабристов, которые явились отражением исторических событий того времени.
В особом ряду стоит «Белое солнце пустыни». У этого исторического фильма своя удивительная история. Он задумывался на Экспериментальной творческой киностудии Григория Чухрая как вестерн, но сценарий (борьба милицейского отряда против басмачей) никого не устроил. Отыскали участника гражданской войны в Средней Азии. Он рассказал, как в те годы ханы, спасаясь, бросали свои гаремы, и появился сценарий «Спасите гарем». Многие от него отказались, и, наконец, дошла очередь до Мотыля, который тогда был свободен. Но сценарий В. Ежова и Р. Ибрагимова его тоже не устраивал, он согласился снимать при условии, если дадут поработать над сценарием самому. Однако не начинал работу, искал какую-то изюминку, которая должна быть в судьбе Сухова, чтобы не сделать его очередным плакатным героем. И вот однажды во сне увидел красивую дородную бабу с коромыслом, которая стояла в воде, и понял: это любовь Сухова, с мыслью о ней он и пройдет через все героические испытания по пустыне. Так называемые письма, с которыми Сухов обращается к Катерине Матвеевне, по просьбе режиссёра написал Марк Захаров. Но Катерину Матвеевну еще надо было найти. Ее «собирали по частям»: лицо и фигуру нашли в коридоре «Останкино». Это была редактор одной из студий. Но её худые ноги не соответствовали образу, и помощник режиссёра после долгих поисков нашел на улице подходящую женщину и упросил снять её ноги крупным планом в воде.
В гареме было всего три актрисы, остальные – спортсменка, научный работник и другие девушки не от искусства. А иногда под паранджой снимались и солдатики. В роли Сухова утвердили Георгия Юматова, но тот не смог сниматься, и режиссёр очень удачно заменил его Анатолием Кузнецовым. Не менее удачно были подобраны Павел Луспекаев на роль таможенника Верещагина, Кахи Кавсадзе – на роль Абдуллы, Спартак Мишулин – на роль Саида, которого при пятидесятиградусной жаре по шею зарывали в песок и в ожидании съёмок ставили над головой зонтик.
Во время съёмок на Каспии воры украли много ценного реквизита. Чтобы обезопасить киногруппу в дальнейшем, Мотыль предложил местному авторитету сняться в роли бандита, приспешника Черного Абдуллы, и тот раза три появляется в фильме в красной рубахе. И многих других эпизодов не было в сценарии, они появлялись как импровизация непосредственно во время съёмок. Музыку, как и почти ко всем фильмам Мотыля, написал Исаак Шварц, а песенку о госпоже удаче распевают до сих пор. Самому же создателю киношедевров удача давалась нелегко.
Трудно в это поверить, но «Белое солнце пустыни», вышедшее в 1969 году, не найдя достойной оценки у руководства кино, лежало на полке, пока случай не помог ему увидеть свет. Леонид Ильич Брежнев очень любил американские вестерны. В очередной раз они запаздывали, и тогда решили показать ему «Белое солнце пустыни». Фильм Леониду Ильичу так понравился, что он сказал: «Утерли нос американцам, молодцы!»
Фильм стал талисманом для наших космонавтов – его обязательно смотрят перед отправкой в космос, есть он и на космической станции.
Создателя этого поистине культового фильма не стало 21 февраля 2010 года, но, как верно кто-то написал на одном из сайтов в интернете, «Владимир Мотыль ушёл, но «Белое солнце» не погасло». Не погаснет и память об этом замечательном режиссёре, народном артисте России, который всю жизнь шёл своей дорогой.
Идиллия ДЕДУСЕНКО
Фото Генриха Аветисяна