№ 20 (3597) 25.05.2016

К ЧЕМУ ПРИВЕДЕТ НОВЫЙ МРОТ?

Благие  намерения  властей  могут повлечь  неприятные  последствия

Депутаты Государственной думы РФ в очередной раз порадовали народ своим решением: с 1 июля повышается минимальный размер оплаты труда с 6,2 тысячи до 7,5 тысячи рублей, что должно положительно сказаться прежде всего на зарплате бюджетников.  Подсчитано, что расходы на это составят 6,1 миллиарда рублей. А вот на чьи плечи они упадут, пока непонятно. На пути наших парламентариев и правительства к благим намерениям очень много подводных камней.

Спотыкаясь о камни

Продолжая оперировать цифрами, отметим, что новый МРОТ – это всего только 64,7 процента прогнозируемой величины прожиточного минимума. А, как говорится, де факто разрыв между минимальной оплатой труда и суммой, необходимой для нормальной жизнедеятельности, намного больше, потому что вслед за «благодеянием» от правительства и Госдумы страны тут же увеличиваются цены буквально на все и тарифы на услуги ЖКХ в еще большем процентном отношении. Кстати, тарифы ежегодно в плановом порядке повышаются именно с 1 июля. До этой даты остается совсем немного дней, считайте, что о первый камень мы уже споткнулись. Подсчитать, какая реально сумма достанется работнику при расчете на новый МРОТ за вычетом повышенных тарифов и цен, невозможно: это, как и все в нашей стране, непредсказуемо. Главное, что она никаким образом не может покрыть расходов даже на самое необходимое для жизни самого нетребовательного человека.

Приравнять минимальную зарплату к величине прожиточного минимума в России пытаются не первый год, но попытки пока не увенчались успехом. Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина считает, что этого можно будет достигнуть в 2020 году. Уже сейчас идет разработка законопроекта о поэтапном приравнивании минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения. Намерение похвальное, но на какие цифры при этом опираются парламентарии, учитывают ли они ежегодный рост инфляции и в каких пределах? До сих пор Госдума в своих расчетах не успевала за ростом инфляции, и все ее усилия улучшить благосостояние народа не достигали цели.

Еще одна проблема состоит в том, что увеличение МРОТ связано с нагрузкой на работодателей. Ольга Баталина подчеркивает: принимая решения о мерах трудовой защиты малообеспеченных граждан, с одной стороны, важно понимать, как это отразится на работе коммерческого сектора, на состоянии работодателей, на своевременности выплаты заработной платы.

Помимо зарплаты работнику работодатель должен выплачивать государству в различные страховые фонды 43,2 процента от суммы заработка на каждого человека (на этих деньгах в основном и держится наша социальная политика). Если, допустим, он платит работнику 15 тысяч рублей в месяц, то в фонды – еще 4530 рублей, таким образом, один работник обходится ему в 19530 рублей. Плюс постоянно растущие налоги, арендная плата, которая во многих регионах уже рассчитывается по кадастровой стоимости помещения…

Мелкие и средние предприниматели не выдерживают такой нагрузки, более находчивые вынуждены в расчетах с государством прибегать к обману, а большинство уходит из бизнеса. В такой ситуации нечего и  мечтать о развитии отечественного производства. В ответ на зарубежные санкции кое-кто из фермеров и других средних и мелких предпринимателей попытался выйти на более высокий уровень производства, но их тут же придавили повышением с 2016 года налога сразу на 16 процентов, значительным повышением цен на топливо и другие ресурсы. И вместо того, чтобы развивать бизнес, многие вынуждены были свести его до уровня личного хозяйства.

Жалеют богатых?

Но если налогоплательщиков становится меньше, тогда возникает вопрос: за счет чего пополнять бюджет? Разумеется, за счет очередного повышения налогов, другого пути в правительстве не видят (или не хотят видеть?). Может, и пошли бы уже сейчас на крутые меры, да впереди выборы 2018 года. Перспектива окончательно потерять доверие народа руководство страны не устраивает. Чтобы выборы прошли гладко и хоть в какой-то степени предсказуемо, налоговая деспотия откладывается на два года. По крайней мере, пока откладывается. Но чтобы ведомству Антона Силуанова было чем заниматься эти два года, там уже ведутся разговоры о корректировке налоговой системы. В каких пределах и на что возрастут налоги в 2018 году, пока держат в тайне. А скорее еще и сами не знают: в нашей непредсказуемой стране за два года может произойти столько негативных изменений, что разработанные к 2018 году налоговые цифры покажутся Министерству экономического развития слишком маленькими. Но способы отъема денег у населения уже высказываются.

Один из них – увеличение налога с физических лиц (то есть с работников) с 13 до 20 процентов, а также повышение ставки НДС. Значит, возрастет нагрузка и на работодателя, а это чревато вообще  остановкой малого и среднего бизнеса. Представители некоторых партий в Госдуме давно предлагают ввести прогрессивную шкалу налогообложения, но Министерство экономического развития эту идею не поддерживает. Жалеют богатых? Или боятся, что они со своими миллиардами долларов в очень короткий срок убегут в те страны, которые их больше устраивают? Вопрос, как говорится, остается открытым. Зато другая идея прорабатывается основательно – пенсионная.

Слишком много у нас пенсионеров, отчисления от работающих не покрывают необходимых расходов пенсионного фонда, он у нас в постоянном дефиците. Как уверяют в том же Минэкономразвития, власти ежегодно отдают в пенсионный фонд триллионы рублей из бюджета. По мнению чиновников министерства, выход один – повышать пенсионный возраст. Ведомство А. Силуанова считает, что это надо сделать уже в нынешнем году, но его не поддержали ввиду предстоящих выборов 2018 года. А вот после выборов предполагается увеличить пенсионный возраст до 65 лет как для мужчин, так и для женщин.

Цепная реакция неудач

Как подсказывает нынешняя реальная ситуация в стране, многие пенсионеры и сейчас продолжают работать, но именно те, кто не может прожить на крошечные суммы, которые называют пенсией. И трудятся они на мало оплачиваемых должностях. Только это и позволяет им выживать в свои 65 – 75 и более лет. То, что надо считать исключением, собираются сделать правилом. А не лучше ли разработать такую пенсионную систему, которая позволяла бы пожилому человеку жить без дополнительного заработка? Тогда освободившиеся рабочие места займет молодежь, при условии, конечно, если сумма заработка устроит.

Тут мы подошли еще к одному «подводному камню» — безработице. Как указывает статистика Росстата, «в 2016 году указанная проблема будет оставаться на уровне актуальной и катастрофической, …по предварительным подсчетам, средний процент уровня безработицы увеличится еще порядка на 6 процентов». По данным того же Росстата, сейчас даже крупнейшие предприятия «планомерно прикрывают открытые вакансии», поэтому устроиться на работу простому человеку, так сказать, с улицы, без поддержки, не представляется возможным.

Начали прикрывать прием на работу и средние предприятия, не говоря уже о мелких, которые просто закрываются. По прогнозам аналитиков, в ближайшие месяцы ситуация будет усугубляться, порядка 500 тысяч человек в этом году потеряют свои рабочие места в связи с неблагоприятным состоянием в нашей экономике. Так что хуже: большое число пенсионеров или безработных?

Этой проблемой никто в стране всерьез не занимается, и безработных  гораздо больше, чем по данным Росстата. Там исходят из официальных сведений, а большинство безработных не состоит на учете. Они не получают никаких пособий, что толкает некоторых на противоправные поступки. Это в основном молодежь. Многие, окончив вуз или колледж, приобрели специальность, но их не берут на работу по профессии, так как везде требуется хотя бы год опыта. А где же он его приобретет, если на работу не берут? Так можно потерять целое поколение специалистов. И прежде чем вводить закон о тунеядстве (о нем заговорили), надо обеспечить людей работой и достойным заработком.

В общем, стоит только поглубже заглянуть в любую сферу нашей жизни, как натыкаешься на острые углы. Российская экономика, от состояния которой зависит уровень жизни народа, представляет собой цепную реакцию больших и малых неудач. Что это – результат низкой квалификации чиновников, разрабатывающих жизненно важные для страны проекты, или нежелание (неумение) думать по-государственному?  Не нам, простым людям, в этом разбираться. Но хочется, чтобы нас не пугали неразумными решениями, которые могут обрушиться на население после выборов 2018 года или, может быть, даже раньше.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Рисунок Владимира  Ненашева

Наверх