№ 40 (3617) 12.10.2016

НАЛОГ НА ЗДОРОВЬЕ?

В СМИ активно обсуждают поручение Владимира Путина правительству о введении курортного сбора.

Кто подставил президента?

Речь идет о внесении в законодательство РФ изменений, «предусматривающих введение курортного сбора, доходы от которого могут быть направлены на развитие санаторно-курортного комплекса РФ». Срок исполнения – до 1 марта 2017 года.

— До указанной даты должны быть внесены соответствующие изменения, но не введен сам курортный сбор, — говорит правозащитник Эмиль Валуев. – Законопроект о нем еще не внесен в правительство. И прежде проходит процедуру общественного обсуждения, результаты которого должны быть приняты во внимание.

Общественное обсуждение законопроекта (официальное его название ФЗ «Об эксперименте по введению механизма «курортного сбора» на территории Ставропольского края») завершено на днях. И критических замечаний, как у местных жителей, так и у гостей курорта, предостаточно.

— Мы приезжаем сюда лечиться раз в два года, курорты на протяжении десятилетий выполняют социальную функцию. Но в последнее время здесь все дорожает. Вместо того чтобы сделать оздоровление доступным, здравницу намеренно отдаляют от людей, нуждающихся в лечении. Нам-то недалеко добираться, а для многих в копеечку влетает дорога. Плюс курортный сбор, который уже будоражит народ, — говорят Ирина и Алексей Головлёвы из Ростова-на-Дону.

Для большинства дополнительная нагрузка в виде курсбора станет непосильным бременем, уверены многие гости Кавминвод. В основном-то сюда едут по медицинским показаниям, собирают деньги на путевку не один месяц и убеждены — облагать людей новыми поборами просто возмутительно. Важно учесть, что Кавминводы, в первую очередь, здравница, а не туристический комплекс.

В целом ситуация с поручением президента далеко не однозначна. С одной стороны, глава государства против порядка изменения налогообложения до 2019 года, с другой – дал поручение о новом налоге. И озвучено оно до окончания общественного обсуждения законопроекта.

Деньги растащат?

— Сама по себе идея введения курортного сбора неплоха и применяется в мировой практике. В проекте закона правильные основы. Этот механизм будет работать в здоровом государстве. Но не у нас. На что реально пойдут собранные средства, дойдут ли до поставленной цели? Скорее всего, эти деньги либо растащат, либо используют на административные нужды гораздо больше, чем заявленные 10%. У нас ведь любят создавать схемы по выводу денег и организации над организациями, раздувая аппарат, — говорит общественный деятель Евгений Лазаренко. – Курортные поборы — звенья одной цепи: государство перекладывает свои обязательства на самих граждан, потому что средств выполнять такие обязательства нет.

Общественник убежден, что прежде стоит проверить, куда поступают и на что расходуются налоги с санаторно-курортной базы Кавминвод, от продажи природных ресурсов (грязи и минеральной воды), условия, в которых существует курортный бизнес, в частности, местные налоги и «внимание» чиновников.

— С чем связано удорожание услуг, давящее потребителя? Уровень сервиса и расценки на зарубежных курортах заставляют задуматься – возможно, в ценообразовании у нас что-то не так? Глядишь, подешевеет здравница, и на нужды курорта появятся деньги. Государству надо только хорошо захотеть найти тех вельмож, которые, как паразиты, вытягивают свою долю из источника доходов. Ну и дать управление настоящим профессионалам, — считает Лазаренко.

Туроператоры о введении сбора отзываются неоднозначно. Есть мнение, что он уведет часть отрасли в тень — возрастет число так называемых неорганизованных туристов.

— В целом механизм реализации курсбора недостаточно продуман. Потому и появляются сомнения. Должна быть четкая, понятная модель. При этом стоит учитывать психологический фактор — даже малозначительное удорожание будет иметь дополнительный отрицательный эффект, — подчеркивает и.о. руководителя администрации Кавминвод Михаил Бондаренко. — Без широкого обсуждения и поддержки общественности новшества не приживутся, потому мнение людей стоит учесть. К тому же существует общепринятая практика – сначала необходимо привести в порядок объекты, а потом говорить о сборе на содержание их в достойном виде.

Между тем о плачевном состоянии инфраструктуры Кавминвод твердят не одно десятилетие. Годами курортные территории используются не по назначению. Местные власти беззастенчиво распоряжаются землями в зонах горно-санитарной охраны федерального курорта, не особо заботясь о благоустройстве. И за наведение порядка плату планируется взимать с гостей курорта?

Елена ЕВДОКИМОВА

Фото автора

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

ОСОБЫЕ ЗОНЫ КАНУЛИ В ЛЕТУ

Постановлением Правительства РФ за № 978 «О досрочном прекращении существования особых экономических зон» упразднены ОЭЗ в ряде регионов России, в том числе на Кавминводах. В частности, ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территориях городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск, а также Лермонтов, Минераловодского и Предгорного муниципальных районов.

Одним из объектов должен был стать масштабный комплекс «Гранд-СПА Юца» на склоне одноименной горы. Об этом много говорили и писали, обсуждали грандиозные планы и схемы будущего центра оздоровления, лечения и отдыха. Строительство, как утверждалось, будет вестись под наблюдением веб-камер, дабы ничего не украли. А сам многоуровневый комплекс, помимо СПА-отелей и другой инфраструктуры отдыха и развлечений, должен был включить даже площадки для игры в гольф и конных прогулок.

Фантастические планы канули в Лету, как и выделенные финансы. Не потому ли у жителей региона вызывают сомнения и планы по созданию на КМВ медкластера? Позитивного опыта за последние годы не случилось, а вот существующий третий век сам бальнеологический курорт сохранить не пытаются. Как считают экологи и курортологи, намеренно разрушая уникальную базу гидроминеральных ресурсов.

Николай БАЖЕНОВ

Наверх