№ 13 (3641) 05.04.2017

ПЕРЕЗАГРУЗКА ДЛЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Как при создании агрокластера добиться максимального результата малыми затратами?

Минэкономразвития Ставрополья намерено создать в крае агропромышленный кластер. Перспективы его создания и развития обсуждены на рабочем совещании, которое зампред правительства Ставропольского края – министр экономического развития региона Андрей Мурга провел с сотрудниками региональных министерств, руководителями сельхозпредприятий и компаний по переработке сельхозпродукции, представителями научных и учебных заведений аграрного профиля.

«В приоритете все, что касается развития предпринимательства в сфере сельского хозяйства, и как следствие – развития экономики Ставрополья», – обратился к участникам совещания Андрей Мурга.

Цели благого намерения ясны – повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной и пищевой продукции, произведенной в крае, обеспечение продовольственной безопасности, развитие малого и среднего бизнеса в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции и повышение уровня жизни сельского населения.

Достижение заявленных результатов невозможно без взаимовыгодного взаимодействия органов государственной власти, организаций сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, науки и образования, а также наибольшей эффективности инвестиционных вложений, в том числе из средств бюджетов всех уровней.

Пусть никого не обманывают рекорды

Идею создания агропромышленного кластера прокомментировал эксперт «СГВ», председатель агрокомитета Национальной технологической палаты, академик МАНЭБ, микробиолог Александр Харченко:

– Агропромышленный кластер на Ставрополье, без сомнения, нужен. Но прежде чем его выстраивать, важно правильно определить систему координат. Именно начать, потому что господствующая ныне система земледелия интенсивного типа себя исчерпала. И пусть никого не обманывают рекордные объемы собранного в прошлом году зерна. Качества оно не имеет, лишь шестая его часть 3 класса, более-менее приемлемого для продовольственных целей. Вообще в стране впервые с 1917 года пшеницы 2 класса не собрано ни одной товарной партии.

Нужно также понимать, что больших денег на достижение поставленных целей нет и не будет в условиях громадного недофинансирования сельского хозяйства. А рентабельность хозяйств низкая. Таково соотношение цен, что получаем порой меньше, чем вкладываем, а ведь нужно еще развиваться, а дохода нет или его очень мало. Значит, проблемы придется решать минимальными затратами. К счастью, есть методы, позволяющие это сделать.

При создании агрокластера нужно идти от главной природной константы – почвы, все остальное – величины переменные. Начать надо с перезагрузки системы представлений о почве и ее плодородии. Это понятие ГОСТировано, им пользуются законодатели и ученые. Все сельское хозяйство в это сейчас упирается. Много лет в АПК России правили агрохимики, которые считают землю набором химэлементов, воды и воздуха.

А она – живая, утверждают почвоведы. И плодородие – это гораздо шире, чем совокупность азота-фосфора-калия. Это результат процесса взаимодействия растений и живущих в почве микроорганизмов и живых существ, обмена органикой и энергией. (Эта точка зрения главенствует в Белоруссии).

Цепочка задач

С учетом этого и надо вести перевооружение сельского хозяйства. Выбор сельхозмашин напрямую будет зависеть от избранной системы земледелия. На Ставрополье, кроме того, есть база для развития собственного производства нужной техники и продажи ее за пределы края в регионы сухой степи, как это делают Челябинск и Самара. Сколько рабочих мест это позволит создать? Выстраивается цепочка.

А у нас «танцуют» прежде всего от наличия машин. Хозяйства накупили разной техники под влиянием рекламы и бонусов. Но набор железа часто не стыкуется между собой. Знаете, если техника ходит по полю, где попало, то получаем 90 процентов переуплотненной почвы. Укатанная дорога не родит. В ней нет воздуха и не может жить биота, обеспечивающая плодородие.

Но если техника из года в год ходит строго по технологичной колее – переуплотнены менее 12 процентов поля. Сейчас это обеспечивает GPS- навигация. Для сухих степей это очень важно. Образуются дорожки для колес, как рельсы. На них не растет, но рядом – колосится. Только этот прием дает плюс 20—30 процентов урожайности. Но и техника должна быть, что называется, «из одного набора», чтобы ходила по одной колее. Если захват комбайна 9 м, значит и сеялка должна быть 9-метровая. Опрыскиватель тогда нужен кратный девяти: 18, 27 или 32 метра.

Использовать опыт практиков

Еще 20 процентов урожайности можно добавить на нормальной защите растений, если лечить их правильно, очень точным применением химпрепаратов, а не идти на поводу фантазий химических коробейников, продающих бесполезные в конкретных случаях и часто некачественные препараты. Избавимся на малых дозах химии от патогенов, оздоровим почву, где вредные микробы и плесени захватили место полезных, убитых чрезмерными дозами химии, дальше можем идти путем биологии.

Накапливать в земле нужные микроорганизмы, разлагать с их помощью солому, как основной поставщик органики. Навоза ведь нет. А потом уже регулировать процессы плодородия не химией и микробными лекарствами, а системой отношений между растениями и биотой. Это высший пилотаж. В России этим направлением успешно занимались до 1985 года, а потом – свернули голову. Но есть успешный опыт хозяйств Ростовской области и не на опытных делянках, а на десятках тысяч гектаров. Наш ставропольский первопроходец Александр Касич в Нефтекумском районе добивался хороших результатов на японских микробных препаратах. И хотя урожаи у него были не самые большие, порядка 40 ц с га, но обходились они ему почти даром, а качество зерна было очень высокое. Это давало сумасшедшую рентабельность его хозяйству, но и он не сразу к этому пришел.

Таблетка от головной боли

Почвообразование, процессы, их понимать надо – не за один день восстанавливается убитое годами. У колхозника же главное – кредит, он о завтра не думает, ему день простоять и ночь продержаться. В дико стрессовом состоянии люди. А селитру сегодня насыпал – завтра прибавка урожая. Но это как таблетка от головной боли, глушит, но не лечит. Однако диспаритет цен в АПК и химпромышленности, машиностроении заставляет нас переходить на биологические методы. В Невинномысске – горы фосфогипса, который нужно вносить в почвы, подверженные ощелачиванию. Этот процесс охватил весь юг России, но внесение фосфогипса не по карману сельскому хозяйству с его низкими доходами.

Выше сказано, как добавить урожайность только за счет грамотных агротехнологий. Они позволят вырваться из нищеты и получить доходы, позволяющие развиваться.

То есть вектор агрокластера должны задавать агротехнологи, экономисты – задавать параметры, вузы – учить детей по заданным направлениям. У каждого своя функция. Нам некогда ждать, пока рука рынка выстроит все. Это неправильная стратегия. В мире невероятная конкуренция, нужно успевать, а не обманывать себя тухлыми идеями. Сейчас «ученые» из тех, что пилят опилки, изучают изученное и подтверждают известное, не понимая процесса, привносят ложную систему противопоставлений – органическое земледелие или ГМО. Ни то, ни другое. Органическое земледелие на порядок сложнее системы ноу-тилл, которая очень перспективна, но внедрять ее надо с умом. За рубежом выстроена система обучения аграриев и подготовки инструкторов в помощь фермерам. А болтуны морочат людям голову, дают ложную веру и ложные стремления.

Марина ЧЕРНЫШЕВА

Фото Виктора Нестеренко

МЕЖДУ ТЕМ

Кластеры являются одной из форм взаимодействия организаций и социальных групп в рамках совместной цепочки ценности. Их следует отличать от холдингов, профессиональных ассоциаций, технопарков, индустриальных парков и округов, территориально-производственных комплексов, промышленных агломераций и т.п.

Это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, банков); поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Кластер обладает свойствами формирования уникальных компетенций региона.

Наверх