№ 21 (3649) 31.05.2017

ПОБЕСЕДУЙТЕ С РЕБЁНКОМ!

Детский омбудсмен края призывает родителей быть внимательнее к детям

1 июня – Международный день защиты детей. От кого и чего их нужно защищать? Накануне праздника корреспондент «СГВ» встретился с Уполномоченным по правам ребенка в Ставропольском крае Светланой Адаменко, чтобы обсудить эти вопросы.

Тысяча обращений ежегодно

Адаменко Светлана Викторовна, уполномоченный по правам ребенка в СК

— Светлана Викторовна, с какими основными детскими проблемами чаще всего обращаются к вам жители края?

— Прежде всего, за помощью в решении вопросов, связанных с правом ребенка на семью, возможностью жить и воспитываться в ней. Когда папу или маму лишают родительских прав, соответственно, ребенок тоже лишается права жить и воспитываться в родной биологической семье. Или после развода супругов, когда речь идет об определении места жительства их детей, порядке общения с одним из родителей, который не будет жить вместе с ними.

Немало обращений касается жилищных тем. Они исходят от детей-сирот, от многодетных семей и тех, где воспитываются дети-инвалиды.

Проблемы с дошкольным образованием неоднозначны… Если раньше мы много занимались устройством в детский сад трехлеток, то теперь этих трудностей нет, за редким исключением. Тем не менее, категория детей ясельного возраста — это возраст ребенка от нескольких месяцев до трех лет — всего на 25% от потребности обеспечена местами в дошкольных учреждениях. Вот эта проблема, конечно, остается, и ее нужно решать.

Немало вопросов, связанных с мигрантами. Особую актуальность они приобрели после того, как к нам на жительство стали приезжать граждане Восточной Украины.

Можно назвать еще случаи жестокого обращения с детьми, насилия в семье.

Вообще, прямая обязанность Уполномоченного по правам ребенка — рассматривать конкретные обращения конкретных граждан, доводить проблемы до сведения государственных структур и решать их на межведомственном уровне.

В прошлом году к нам поступило около 1 тысячи обращений, из них 35 % — письменные, в том числе по «электронке». Из них мы рассмотрели и решили положительно обозначенные проблемы в 40 % случаев. А это значит, что реально помогли детям и их родителям.

— Обращаются ли к вам сами дети?

— В основном, конечно, обращаются родители — законные представители детей, руководители образовательных учреждений и др. Но и дети обращаются. Хотя таких обращений немного – не более 5% от общего количества. В прошлом году к нам обратилось 60 детей. Тем не менее, это раза в два больше, чем за предыдущий год. Нужно отметить, что наши дети не всегда знают о своих правах и не всегда могут понять, какие их права нарушены. И нарушены ли они вообще.

Крик души

— Кто должен рассказать ребенку о его правах? Наверное, не каждые родители захотят информировать своего ребенка о том, куда он может на них пожаловаться?

— Права ребенка нарушаются не только в семье, а и в образовательных и медицинских учреждениях, на улице. Меня поразило обращение одного мальчика в возрасте 14 лет. Его семью выселяли из квартиры. Ребенок об этом написал — это был уже крик его души. Ситуация там была очень сложная, связанная с ипотечным кредитованием. Мы помогали решить проблему.

— Что еще тревожит наше юное поколение, судя по обращениям?

— Прежде всего, детей волнует материальное положение в семье, социальная незащищенность. Пишут дети из многодетных семей, просят помочь родителям воспитать братишек и сестер, которых много. Обращаются с просьбой по жилищным проблемам. По поводу того, что папа не платит алименты.

— Из тех детей, которые к вам обращались, какой был возраст самого маленького? И что его волновало?

— 11 лет. Мальчик обращался как раз по поводу алиментных платежей со стороны отца. Тот несколько лет вообще не общался с родным сыном. Чувствовалось между строк, что ребенок страдает, тяжело переживает — даже не столько от того, что папа не платит деньги и маме трудно растить его и других детей, а потому, что он не нужен отцу…

— Как много обращений по поводу неуплаты родителями алиментов?

— Их немало. Вопросы имущественного характера – пособия, пенсии и алименты — на третьем месте в общем количестве обращений. К сожалению, только 20% ставропольских детей, кому назначены алименты, получают их. Регулярно или нерегулярно. То есть 80% родителей, которые должны платить алименты, не делают этого. Должников много. Надо сказать, судебные приставы сегодня принимают достаточно мер, чтобы количество детей, получающих алименты, увеличилось.

Сейчас в законодательство введено понятие злостный уклонист, применительно к алиментам. Для таких злостных уклонистов предусматривается и лишение водительских прав, и транспортное средство могут отобрать наряду с другим имуществом. Даже возможно лишение свободы.

И судебные приставы, и общественные организации, и правозащитники должны сегодня активно заниматься уклонистами от уплаты алиментов. И общественное порицание должно быть к тем, кто не думает о своих детях. Законодательством сейчас разрешено размещать рекламу о должниках.

Но часто бывает, что родитель, который должен заступиться за имущественные права ребенка, не делает этого. Мамы, оставшись с детьми, демонстрируют гордость, хотят показать бывшим супругам, что сами способны обеспечить всем необходимым детей, но переоценивают свои силы. Это неправильно. Если финансовые возможности ограничены – нужно идти в суд, подавать на алименты. Ребенок не должен терпеть лишения.

— Недавно в СМИ обсуждалась тема бэби-боксов – специальных мест, где матери могут анонимно оставить ребенка. Сенатор Елена Мизулина внесла в Госдуму законопроект о запрете бэби-боксов. Как вы относитесь к этой инициативе?

— В России всего 14 регионов, в том числе Ставрополье, где оборудованы такие места. У нас три бэби-бокса при больницах – в Ставрополе, Пятигорске и Буденновске.

Конечно, бэби-боксы — не от хорошей жизни. Мы им рекламу не делаем. Но на тот период, когда мы принимали решение о возможности установки в регионе бэби-боксов, у нас в крае было 14 уголовных дел, связанных с убийством новорожденных детей. Поэтому все, от кого зависело принятие решения, были согласны, что необходимо подключить дополнительные механизмы и технологии, которые бы позволили избежать преступления и сохранить ребенку жизнь.

Бэби-боксы в Ставропольском крае, по моему мнению, имеют право на существование. За три года мы спасли 5 жизней. Один ребенок вернулся в свою родную семью, остальные нашли другие любящие семьи. Небольшое количество оставленных новорожденных опровергает предсказания противников бэби-боксов, которые говорили о том, что в них массово понесут детей.

Точку в вопросе о том, нужны ли бэби-боксы в регионах или их нужно запретить, поставят законодатели. Если запретят – демонтируем их. Если нет – мы готовы разработать свой региональный закон, который будет работать.

Еще ведь нужно говорить о том, что в России родители по заявлению оставляют новорожденных в роддомах — ежегодно до 1,5 тысячи. В Ставропольском крае в прошлом году было 78 таких случаев. Это ведь тоже жестокое обращение с детьми.

«Оторвитесь от смартфонов»

— Детские «группы смерти» в социальных сетях – для нашего региона это актуально?

— Сегодня это реальная угроза, и нам нужно к ней соответствующе относиться. К сожалению, такие случаи у нас зафиксированы, следственные органы ведут несколько дел.

Мы проанализировали, что за пять лет у нас было более 60 детских самоубийств. Конечно, это немало. Но количество детских суицидов в крае уменьшается, и среди совершенных самоубийств не было ни одного такого, чтобы косвенно или напрямую детей вели к самоубийству из социальных сетей, из «групп смерти». Основные причины суицидов – неразделенная любовь, ссоры со сверстниками, отсутствие взаимопонимания в семье, психологические проблемы, нарушения поведенческого характера (таких детей становится все больше).

Но то, что на данный момент в крае нет детских самоубийств, связанных с соцсетями, все равно нас не успокаивает. Поэтому мы развернули очень широкую информационную, пропагандистскую работу через сайты министерств, сайты администраций муниципальных образований – каким образом себя вести, что делать. У нас волонтеры мониторят социальные сети. Роспотребнадзор, Роскомнадзор, правоохранительные органы – это те ведомства, которые сегодня должны работать в связке. Мы ждем закон (законопроект сейчас обсуждается), который позволит ведомствам реагировать очень быстро. В считанные часы.

Суициды детей – это ведь проблема семьи. Родители часто не обращают внимания на своих детей. Мало занимаются их воспитанием, мало с ними общаются. Мне иногда хочется сказать родителям: оторвитесь от смартфонов, побеседуйте с ребенком. Посмотрите, чем он занят в свободное время. С кем он дружит. Это ведь не трудно.

Проблема детско-родительских отношений есть. И это общероссийская тенденция.

Поэтому мне хотелось бы обратиться к родителям: научитесь понимать подростка. Научитесь с ним общаться, загляните ему в глаза. Ведь то, что взрослому кажется пустяком, для ребенка — вселенское горе. Кто, если не родитель, объяснит подростку, что сегодняшняя неразделенная любовь – она не последняя в жизни. Пройдет время, и он, возможно, даже с юмором будет вспоминать эти свои сегодняшние любовные переживания.

— Светлана Викторовна, хотите что-нибудь сказать по поводу Международного дня защиты детей? Что-то пожелать детям, родителям?

— Да, конечно. В основном наши дети живут в нормальных семьях с любящими родителями. И, тем не менее, мне хотелось бы напомнить взрослым о том, что дети имеют святое право на счастливое детство, на семью, на любовь. И наша обязанность — родителей, педагогов — обеспечить это право. Нужно любить детей такими, какие они есть. И беречь их.

А детишек я хочу поздравить с этим светлым праздником. Школьникам желаю хорошо провести свои летние каникулы. И вернуться в сентябре к занятиям отдохнувшими и здоровыми!

Беседовал Владислав ФУШ

ЦИФРЫ

В Ставропольском крае проживает 570 тысяч детей.

За 5 лет на Детский телефон доверия в Ставропольском крае поступило 60 тысяч звонков.

В 2016 году в Ставропольском крае было совершено более 1000 преступлений в отношении детей.

Наверх