№ 25 (3653) 28.06.2017  

Владимир Бутенко: «ПЕРЕД БЕЛЫМ ЛИСТОМ ВСЕ РАВНЫ»

Настоящий писатель начинается с… переписывания, считает известный поэт и прозаик

В Ставропольской краевой библиотеке им.  М. Ю. Лермонтова состоялась презентация новой книги Владимира Бутенко «Девочка на джипе», куда вошли не только повесть, давшая название сборнику, но и стихи, другие произведения. Читатели всегда рады встретиться с этим человеком, наделенным талантами поэта, прозаика и музыканта, и на этот раз в большом зале пришлось ставить дополнительные стулья, чтобы вместить всех желающих его послушать.

Язык – основа основ

Член Союза писателей России вот уже почти 30 лет, он известен как автор 18 книг, в том числе трилогии «Казачий алтарь», за которую дважды удостоен Губернаторской литературной премии имени Андрея Губина, ту же премию он получил за роман «Сыны Державы». Владимир Павлович также лауреат премий им. Семена Бабаевского и «День Победы». Повесть «Девочка на джипе» была опубликована в столичном журнале «Наш современник», и автор получил там звание лауреата литературной премии по прозе за 2011 год. Эту повесть, рассказывающую о том, «какими разными стали люди за полтора десятка лет, как размежевались их судьбы», Владимир Павлович переписывал четыре раза, следуя за изменениями общества во времени. Мы попросили его приоткрыть свою творческую мастерскую и рассказать о том, чем встречает 80-летие краевой писательской организации альманах «Литературное Ставрополье», главным редактором которого он является с 1989 года.

— Владимир Павлович, как известно, у каждого писателя свои творческие принципы и методы. Чем руководствуетесь вы, работая над произведением, и что могли бы посоветовать авторам, только еще начинающим творческий путь?

– Творчество, прежде всего, – это поиск. Сочинить нечто в прозе или поэзии могут многие. Настоящий писатель начинается с переписывания. С необоримого стремления совершенствовать свой опус, добиться яркости, глубины и полноты выражения замысла. Перед белым листом все равны: и новичок, и маститый автор. Конечный результат, в основном, определяется величиной таланта и объемом вложенного труда. Но и этого недостаточно. В поэтической строке, в прозаической фразе ощущается уровень культуры автора, его кругозор, знание литературы и личные нравственные принципы. Поэтому я советую моим подопечным по «Школе литературного мастерства» досконально изучать великую русскую словесность – от Пушкина до Шолохова. Классики, в первую очередь, учат художественному языку. А это – основа основ.

Что же касается выбора стиля, направления литературной деятельности, то это происходит индивидуально. Думаю, верней найти свой путь в литературе тем, у кого развито чувство «малой родины», причастности к селу или конкретному городу, к своим семейным корням. Это порождает в душе литератора некую ответственность перед близкими людьми и отчей землей. Каждое его слово обретает этический вес. Гораздо проще поборникам фэнтези и незатейливой детективщины, кропающим по принципу: мели, Емеля, твоя неделя. Таковых, к сожалению, немало. Им лишь бы «самовыразиться», дать волю буйному воображению. Их герои – Джоны, Джеки, мадам и леди, заморские черти, инопланетяне, а фоном выступает надуманная зарубежная ирреальность. Увы, у этих самовлюбленных и ограниченных сочинителей будущего нет. Жаль их, но путь на Парнас избирателен и тяжел. Впрочем, все литературные жанры вполне заслуживают уважения.

Новое имя из… прошлого

— Альманах невелик по размеру, наверное, приходится вести жесткий отбор даже среди лучших произведений?

– При обсуждении рукописей мы исходим из их тематической значимости, художественного уровня и общественной ценности. Редакция старается охватить широкий круг читательских интересов, публикуя прозу и стихи, материалы по краеведению и филологии, истории и культуре. Но с особой радостью мы печатаем работы молодых ставропольцев в рубрике «Новое имя». У нас нет предвзятости к одним, а к другим снисхождения. Члены редакционной коллегии, люди известные и уважаемые, во главу угла ставят объективность мнения о представленном в альманах произведении.

— Читателям интересны публикации по краеведению, знакомство с забытыми литературными произведениями, авторами которых были ставропольские писатели. Как вы находите «неизвестную классику» и появились ли в этой рубрике новые имена?

– В альманахе, действительно, впервые в стране увидели свет лучшие произведения нашего выдающегося земляка Ильи Сургучева. Для нас это очень важно. Пресловутые обвинения в его адрес за сотрудничество с изданиями, лояльными к немцам в годы Второй мировой, были сняты даже советскими цензорами. Но и сейчас нашлись «моралисты» и «суперпатриоты», облыжно оскверняющие его память. Полагаю, что он, истинно православный человек, там, на небесах, молится за этих «неразумных чад». Они уже никак не смогут помешать возвращению Сургучева в сознание современных читателей. Помимо этого, благодаря содействию профессора Вячеслава Михайловича Головко опубликованы рассказы и очерки Якова Абрамова. В рубрике «Неизвестная классика» были напечатаны сочинения Марко Вовчок, Ивана Ряпасова, Лидии Веселитской – известных российских писателей девятнадцатого и двадцатого столетий. Их судьбы напрямую связаны со Ставропольем и Кавказом. Надеюсь, что еще не раз порадуем читателей встречами с большими писателями прошлых лет.

— Ставрополю исполняется 240 лет. Удалось ли в связи с этим найти что-то интересное в литературных архивах или есть достойные предложения от современных авторов?

– Да, мы готовим ряд интересных материалов. Планируются историческая проза, краеведческие разыскания. Но пока говорить об этом рановато.

«Наживка» для молодёжи

— В крае сейчас много литобъединений, некоторые даже издают свои журналы. Может ли кто-либо из этих энтузиастов рассчитывать на публикацию в вашем альманахе?

– Хочу повторить, что мы сами ищем и охотно печатаем одаренных молодых людей. К сожалению, серьезное отношение к творчеству сейчас присуще только избранным. Талант – редкость. Замечательно, что любители литературы, объединяясь, создают клубы по интересам. Сочинительствуют, читают друг другу свои стихи. Пусть они самодеятельны, примитивны, наивны. В этом нет ничего плохого. Попросту люди греют душу творчеством. Но есть воинствующие графоманы, лишенные чести и стыда, досаждающие газетам и журналам, органам власти «своим талантом», требующие издания их вирш и – «славы». Это «стихийное» бедствие не минуло и нас. Слава богу, земля ставропольская не обеднела еще настоящими поэтами и писателями.

— Книга продолжает оставаться непревзойденным инструментом воспитания юного поколения. Вы в повести «Девочка на джипе» устами персонажа сетуете на то, что у нынешней молодежи – потребительская психология. А есть ли в современной литературе края образ такого героя, который мог бы служить примером? Или наше время не способно его сформировать и у него другие задачи?

– Образ героя, который мог бы служить примером? Думаю, это из далекого прошлого. Молодежь, во-первых, читает очень мало. Да и то лишь переводную литературу, раскрученных писателей. Во-вторых, массовая культура, как ни горько об этом говорить, вытеснила имена писателей, поднимавших серьезные нравственные проблемы нашего общества, – Федора Абрамова, Георгия Семенова, Валентина Распутина, Константина Воробьева, Евгения Носова, Юрия Казакова, Василия Шукшина. Полки книжных магазинов завалены зарубежной и отечественной халтурой. Коммерческие издательства насаждают бездуховность, жестокость, разврат, власть денег и вседозволенность. Вот молодежь и «клюет» на эту «наживку». Союз писателей России неоднократно ставил эти вопросы перед власть предержащими. Увы, проку нет.

— Для писателя и поэта важно, чтобы его произведения дошли до читателя. Предлагая свои произведения альманаху, автор на это и рассчитывает. Но как же укрепить между ними связь, если альманах не продается?

– Здесь я не вижу проблемы. Покупательский спрос на книги и журналы резко упал в нашей стране. Именно из-за коммерциализации издательской деятельности нужные, умные произведения современных писателей почти не печатаются. Читатели разуверились в возможность встречи с желанным сочинением, дающим отдохновение душе и пищу для ума, как выражались в старину. Альманах обрел своего читателя. Он издается и распространяется по библиотечной системе края. И можно просто взять его в краевой, городской или районной библиотеке для чтения. Наше издание абсолютно доступно для любителей литературы и краеведения.

— Какие проблемы беспокоят вас и как редактора альманаха, и как творческого человека? Что бы вы хотели пожелать краевой писательской организации накануне ее 80-летия?

– Наш Союз писателей России живет в преддверье очередного съезда, который состоится в начале будущего года. Предстоит решить много проблем и организационных, и творческих. Меня, как и других писателей, тревожат состояние русского языка и система преподавания отечественной литературы. Ведь не только в школах урезаны часы на изучение творчества Тургенева, Толстого, Достоевского, но и на филологических факультетах вузов. Студенты, оканчивая университет, знают современную иностранную литературу, во многом вычурную и чуждую, гораздо лучше, нежели свою родную. Вот вам и «толерантность»! Последствия этого искусственного отчуждения молодежи от национальных традиций и русского языка вполне понятны. Недаром наш президент обратился к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с предложением возглавить «Общество русской словесности». Только воедино мы, люди духовной сферы, писатели, художники, актеры, священнослужители, ученые, сможем отстоять великое гуманистическое начало русской культуры. Успехов на этом поприще, новых литературных побед я и хочу пожелать накануне юбилея краевой писательской организации всем своим коллегам по перу.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

 

Наверх