№ 40 (3719) 10.10.2018  

УТРОМ – ГАЛОШИ, ВЕЧЕРОМ – КАРТИНЫ

Сельский художник продолжает традиции импрессионистов, изображая на картинах родные края

Виктор Иванович Рубанов

Знаю Виктора Ивановича Рубанова уже около десяти лет. Приехал первый раз к нему в гости, чтобы рассказать о его маленьком бизнесе. Он возил по окрестным селам нехитрый товар, востребованный сельским людом: галоши, недорогую одежду, хозяйственные товары. Но в ходе знакомства узнал, что Виктор Иванович профессиональный художник. Окончил Краснодарское художественное училище и много лет работал художником-оформителем в сельхозпредприятиях Труновского района. А, выйдя на пенсию, занялся мелкой коммерцией, но живопись не оставил. Наоборот, коммерческие вояжи по родным просторам дают ему прекрасный материал для творчества.

Недавно мы вновь встретились с художником. Маленький бизнес его по-прежнему жив, но творчеству он стал уделять еще больше времени, что меня искренне порадовало, так как Виктор Иванович человек талантливый, а талант надо беречь.

Очарованный странник

Дом у Рубанова небольшой, но ухоженный. Внешне обычная крестьянская хатка, которой лет сто, но внутри – натяжные потолки, фотообои, то есть современное жилище. В зале целая стена отведена под стеллажи, на которых разместилась коллекция пасхальных яиц. Это жена Виктора Ивановича, Александра Михайловна, собрала. А он помогает ей оформить коллекцию красиво. Не зря же по образованию художник-оформитель. Вот такая творческая семья.

А как же художнику без мастерской? Есть она и у Виктора Ивановича. Это небольшая комнатушка, вся заставленная картинами, книгами по искусству. И везде фотографии 10 на 15. Это необходимый атрибут в творчестве художника.

Часто, проезжая по проселочным дорогам, Виктор Иванович встречал прекрасные места, достойные кисти художника. Постоит, посмотрит, легонько вздохнет и отправляется в путь. Бизнес, время – деньги!

А потом придумал, как совместить торговлю и творчество. Стал брать с собой в дорогу маленький фотоаппарат. Теперь снимает все, что выделит из окружающего мира его художественный взгляд. А по вечерам, отдыхая от коммерческих трудов, рассматривает фотографии, и в голове возникают образы, некий симбиоз фото и живых впечатлений.

Все это и запечатлевает на своих картинах. Хотел по привычке написать «на холсте», но художник давно не использует традиционный материал живописцев. Дорого. Сегодня многие любители, да и профессионалы пишут на ДВП. Этот материал значительно дешевле. Его, кстати, признали официально в художественной среде, разрешают выставлять на выставках работы, написанные на этом материале.

Вся жизнь – впечатление

Рассматриваю картины Виктора Ивановича. Назвать его манеру реалистической было бы неправильно. Хотя все, что он пишет, узнаваемо земляками, это окрестности сел Труновского района. Но на них нет фотографической точности, а больше впечатление, эмоции, вызванные созерцанием природы.

-Виктор Иванович, а вы никак импрессионист? – пытаюсь похвастаться знанием основ изобразительного искусства.

— Да, мне это направление близко, — соглашается собеседник и достает с полочки несколько книг о великих художниках. Мане и Моне, Ренуар, Дега. В свое время эти художники совершили революцию в живописи, отдав приоритет не реалистичности рисунка, а впечатлению от изображаемого объекта. Были и в России их последователи, например, Константин Коровин. Несколько лет назад я побывал на его выставке в Третьяковке, выстояв огромную очередь. Впечатление было сильное.

— Мне этот художник тоже близок, жаль, что не видел его подлинных картин, — говорит Виктор Иванович, — наша русская природа дарит столько эмоций, которые хочется сохранить в красках. Но я люблю и реалистическую школу. В частности, наших художников-передвижников. Главное, чтобы художнику было что сказать людям. А если у тебя нет своего я, то ты будешь неинтересен публике, в какой манере не пиши.

Виктор Иванович хочет быть интересен, и самому себе, и зрителю. Поэтому много экспериментирует. Например, напишет картину с фотографии, как правило, не являющуюся копией фото, а потом привносит туда что-то из тех эмоций, которые посещали его, когда любовался тем уголком природы. То есть, наполняет впечатлениями. Пролежит такая картина в мастерской полгода, а то и дольше, и вдруг возьмет, и перепишет её, добавив новых впечатлений, которые сохранились в душе. Но перед тем, как замазать старый вариант, сфотографирует его. Так я увидел несколько фотографий одного и того же пейзажа, обогащенного новыми впечатлениями.

— Это и есть муки творчества?

— Радость творчества, – улыбается художник, — думать, переосмысливать, переживать вновь катарсис от красоты мира – это прекрасно.

Рубанов, несмотря на то, что пишет для души, а не на продажу, все же не чурается публичности. Выставлялся не раз на краевых и региональных выставках. В Изобильненском краеведческом музее была организована персональная выставка к 70-летию художника, дружат с Виктором Ивановичем местные музейщики, периодически организовывая его вернисажи. Для художника это что-то вроде лакмусовой бумажки: интересен ли он людям? Судя по отзывам – да.

Сергей ИВАЩЕНКО

Фото автора

Комментарии
Наверх