ЗАГАДКИ КОНКУРСАНТКИ
С просьбой опубликовать этот материал к нам обратились организаторы конкурса «Фото и селфи: внутри искусства», объявленного Ставропольским краевым музеем изобразительных искусств. Дело в том, что в их адрес пришло письмо. Вместе с конкурсным фото на фоне произведений искусства был «пояснительный» текст со сплошными вопросами. Учредители приняли нетрадиционное решение – написать что-то типа открытого письма конкурсантке и прояснить те моменты, которые, думается, будут интересны всем неравнодушным к искусству людям — маленьким и большим. Предлагаем его вниманию читателей «СГВ».
Впрочем, все по порядку… Итак, Светлана рассказала, что вместе с детьми она побывала в зале Золотой коллекции СКМИИ, где демонстрируется новая выставка, посвященная 260-летию Российской Академии художеств. «Не детская встреча с миром изобразительного искусства, или «Мам, а почему смотреть можно, а трогать нельзя?!» — так она назвала свой отклик-впечатление.
«Делимся «детскими» впечатлениями после высоких отношений: большие залы, огромные картины, особенная атмосфера, новые впечатления, странный интерьер. «Мам, а почему смотреть можно, а трогать нельзя?!», «А почему тетя голая?!», «Это точно рисунки, не фотки?». Несколько слов про две картины, на которых мы «залипли». Это Ковалевский П.О. «Переход через перевал», 1873 г. Зацепило: много цвета, сложная многофигурная композиция. Кавказ, горы, удивительная красота. Смотришь, детально изучаешь ее исторический смысл. Ну, и наш фаворит Айвазовский И.К. «Вид города Тифлиса» (1869 г. Холст, масло)». Все понравилось. Мы влюблены…»
Светлана Жукова.
Первое ощущение, которое испытала, прочитав письмо, — растерянность. Судите сами: ну откуда нам знать, ответила мама на «недетские» вопросы сына и дочки, или они окончательно «зависли» в воздухе. А может быть и такое, что она просто пожала плечами: «Откуда мне знать?» А сколько таких мам еще? И не случится ли, что в следующий раз ребята, потеряв всякий интерес, просто откажутся перешагивать порог музея? Вот и подумалось, почему бы в такой ситуации не сделать исключение и не поменяться с конкурсанткой ролями: рассказать о музее и картинах не только детям С. Жуковой, но всем ребятишкам, которые приходят в художественный музей на встречу с искусством.
«Странный» интерьер
Уже первые впечатления Светланы насторожили. Интерьеры Золотой коллекции, которыми работники СКМИИ по праву гордятся, конкурсантка назвала «странными». Хочется думать, автор просто ошиблась в написании. Вместо слова «старинный» получилось «странный», а если дело не в ошибке? Значит, объяснения все-таки нужны.
Ставропольский краевой музей изоискусств расположен в старинном особняке, который признан памятником культуры и охраняется государством. Ну, а выставки Золотой коллекции – это всегда картины и экспонаты, имеющие отношение к лучшему, что было сделано талантливыми авторами в художественном искусстве на протяжении многих веков. Основу Золотой коллекции в СКМИИ составили картины и мебель купцов Алафузовых, которые жили в Ставрополе более ста лет назад. Любители и знатоки прекрасного, они по всему свету искали и приобретали произведения искусства.
Зная это, естественно предположить, что в старинном здании и все убранство должно быть старинным. Таков интерьер залов, которые украшает мебель с мягкими, изысканной формы стульями и кушетками, сделанными так мастерски, что каждую деталь хочется не только рассмотреть, но и прикоснуться к ней. Увы! Музейная мебель — уже и не мебель вовсе, а «предметы искусства». Все, что находится за пределами натянутых шпагатов, трогать нельзя, чтобы, не дай Бог, не повредить. Они должны служить поколениям, покоряя своей красотой и мастерским исполнением.
Между прочим, и интерьер в зале Золотой коллекции, и мебель были восстановлены сравнительно недавно: в 80-90-х годах прошлого века, благодаря искусству человека редкой профессии ставропольчанина-реставратора Михаила Балатрука. Он в своей области – единственный на Юге России специалист высшей категории. Из 114 предметов, состоящих на балансе музея (а это посуда, мебель, украшения интерьера), редко какого не коснулись руки мастера. Комод 18 века с медальонами (эмалевыми, золочеными или металлическими вставками) он разбирал, чистил, подклеивал. Пришлось восстанавливать и шикарный стол. На нем было немыслимое количество испорченных инкрустаций — узоров из дерева, камня, металла. Инкрустация такая тонкая, что несведущему человеку может показаться, будто это рисунки.
— Вы не представляете, в каком состоянии были стулья из богатого гарнитура, — рассказывал нам о своей работе М.И. Балатрук. – Стулья колченогие, инкрустация осыпалась, ткань вытерлась настолько, что цвета не различишь. Глубоко-глубоко в складочках мне тогда удалось отыскать лоскуток ярко малинового бархата. На совете в музее (благо, образец был) решили искать нужную ткань. Ножки я отливал новодельные, точь-в-точь по размерам и цвету. Чтобы вернуть мебели первоначальную форму, делал аппликации: латочки на «раны» накладывал из основного дерева, потом была тонировка — ореховая или палисандровая. Подогнал все аккуратно — и будто новый стал гарнитур, сделанный в 18 веке!
Теперь ясно, почему «предметы искусства» в любом музее нельзя трогать руками? Представьте, сотня ребяческих ладошек (возможно, чуть липких от съеденной конфеты) прикоснется к алому бархату обшивки и та превратится в бурое НЕЧТО.
«Почему тётя голая?!»
Говорят, устами ребенка глаголет истина: ни тетя, ни дядя, ни даже повзрослевшие дети не должны в общественном месте появляться голыми. Голыми они могут быть в бане или… в музеях – на рисунках и полотнах, а также в виде скульптуры, потому что это уже не тети и дяди, а все те же «предметы искусства». Причем ключевое слово здесь второе. Художественный музей – место, где живут и сохраняются для будущих поколений произведения ИСКУССТВА великих мастеров. А они в природе и жизни в первую очередь искали красоту. Думается, что «детские вопросы» про «голую тетю» были вызваны созерцанием этюда «Натурщица» известного художника, классика живописи К. Маковского (годы жизни 1839-1915 гг.).
Считается, что человек – венец природы, так где же еще, спросите вы, если не в этом направлении, искать идеал красоты?! Чтобы суметь передать все великолепие человеческого тела, художник должен хорошо знать анатомию, строение человеческого тела, находить правильные пропорции. Это основа изобразительного искусства и одна из самых сложных задач в художественных школах и вузах. Здесь не должно быть места неточностям, которые возможны, скажем так, в пейзаже. Труднее всего, как утверждают студенты, научиться улавливать фигуру целостно. Чаще видят «отдельно» голову или руку. Распространенная ошибка – копировать части тела, а не переносить на бумагу весь образ, соблюдая пропорции. В итоге получается, например, огромная голова и маленькие стопы. Не зря у студентов есть выражение: «Рисуешь глаз — смотри на пятку». В музейном этюде пропорции соблюдены идеально.
О фаворитах
Думается, не зря семья Жуковых «зависла» в зале, где демонстрируются батальные сцены времен Кавказской войны. Автор, который впечатлил наших зрителей, Павел Ковалевский. В ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. он сопровождал русскую армию и собрал богатые материалы для своих произведений. В 1881 г. был возведён в звание профессора, а с 1897 г. занимал пост руководителя батальной мастерской Академии художеств, что является высшей степенью доверия и ответственности, которую взял на себя Павел Осипович. Ковалевский больше всего любил сюжеты, связанные с изображением лошадей, которых он знал безупречно и изображал почти в каждой картине. Совершенство пропорций животного, богатство присущей ему естественной пластики вызывало у художника особое, задушевное отношение.
И в заключение несколько слов о картине Ивана Константиновича Айвазовского «Вид Тифлиса» (1869 г.), которую С. Жукова назвала фаворитом Золотой коллекции. Полотно отнюдь не случайно заинтересовало наших посетителей. Это редкий случай, когда один из величайших в мире маринистов (художник-пейзажист, пишущий морские виды) взялся за работу над «сухопутным» сюжетом. Зимуя в столице Грузии, Айвазовский за три месяца пребывания там успел написать 15 картин о различных уголках Кавказа. И две из них – о Тифлисе (ныне Тбилиси). Оживший на полотне удивительный город застыл под кистью художника в яркости прозрачного воздуха и в романтической дымке, в суете многолюдной улицы и в прохладе знаменитых Ортачальских садов… Для тех, кто был в современном Тбилиси, узнаваемы лишь крепость Нарикала и Метехский храм, остальное – уже история…
Впрочем, если быть совсем точными, на грузинскую землю его нога ступила за 30 лет до этого события. В 1838 г. студента Петербургской академии художеств Ивана Айвазовского за выдающиеся успехи в живописи командировали на два года в Крым, где его навещал лично начальник отряда Кавказской береговой линии генерал-майор Николай Раевский. Именно он берет с собой художника в морской поход к грузинским берегам. Айвазовский делает зарисовки с натуры и знакомится с замечательными людьми, среди которых – легендарные флотоводцы: адмирал М. Лазарев, офицеры П. Нахимов, В. Корнилов и «негр, окрашенный белою краскою», брат великого поэта Александра Пушкина, душа любой компании, Лев Пушкин. С ним, по свидетельству современников, нельзя было говорить лишь на одну тему – об обстоятельствах гибели брата. Штабс-капитан Отдельного Кавказского корпуса Лев Сергеевич тут же порывался отправиться во Францию и стреляться с Дантесом.
Айвазовский тогда написал прекрасные работы, связанные с морскими боями. Но то было в далекой юности. Через 30 лет художник снова попадает на берега Грузии. Запечатленная Иваном Айвазовским ушедшая в глубь веков картина жизни старого Тбилиси – огромный подарок не только тем, кто любит этот город, но, прежде всего, тем, кто ценит и любит настоящее искусство.
В коротком заключении хочется еще раз поблагодарить семью Жуковых за хороший вкус и заинтересованность, которая вызвала у нас ответное желание поговорить о проблемах восприятия художественного искусства.
Надеемся, что, заглянув в книги или «посовещавшись» с Интернетом, участники конкурса в своих письмах сами расскажут нам о жизни и истории картин, на которых они остановили свой взгляд. ПОЧЕМУ-ТО!.. ВОТ И РАССКАЖИТЕ — ПОЧЕМУ? А члены жюри оценят меру вашей заинтересованности, глубины и оригинальности рассказа.
Тамара ДРУЖИНИНА,
член жюри конкурса, заслуженный работник культуры РФ
КСТАТИ
В условия конкурса СКМИИ внесены изменения: свои работы участники конкурса могут присылать до 20 сентября с.г., а итоги будут подведены к Дню края.