БЫТЬ ТОЛЕРАНТНЫМИ ДРУГ К ДРУГУ
16 ноября отмечается Международный день, посвящённый терпимости
Эта дата была утверждена Генеральной Ассамблеей ООН в 1996 году. В последние годы во всём мире наблюдался резкий рост проявления нетерпимости, экстремизма и насилия.
Эту вызывающую тревогу тенденцию отчасти подпитывает определение различий с точки зрения самобытности, а не с точки зрения мнений или интересов. Тема толерантности всегда была актуальна для Северного Кавказа, где сосредоточены разные национальности и конфессии, и между их отдельными представителями не раз возникали мелкие и крупные конфликты, мы уж не говорим о братоубийственных войнах, вспыхивавших в регионе в 1990-е годы. Одним из ведущих теоретиков, изучающих эти проблемы, в нашем крае является доктор философских наук Виктор Авксентьев, заведующий отделом политологии и конфликтологии Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук и профессор кафедры социальной философии и этнологии Гуманитарного института СКФУ. «СГВ» пригласили его поделиться своим авторитетным экспертным мнением.
Атавистическое понятие
– Виктор Анатольевич, что в вашем понимании как учёного означают термины «толерантность» и «терпимость»?
– Понятие «толерантность» – это и есть понятие «терпимость», нагруженное рядом дополнительных значений (например, уважение к другому и т.д.). Но в любом случае толерантность, какие дополнительные значения этому термину ни приписывать, помещает «другого» в негативный контекст. Этот эффект «переступания через себя» неискореним из «толерантности» и проявляется во всех, даже самых «облагороженных» трактовках этого понятия. Мне что-либо не нравится, но из каких-то соображений я вынужден это терпеть и даже уважать.
– Насколько актуальны эти понятия в нашем обществе и в нашем регионе?
– Бывают ситуации, когда в обществе необходимо толерантное отношение к каким-то явлениям или людям. Но в нашей стране «толерантность» применяется почти исключительно в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. И в этом случае оно приносит только вред. Подспудно, незаметно для использующего это понятие, человек другой национальной или конфессиональной принадлежности помещается в негативный спектр восприятия. Его нужно «терпеть». Но мы граждане одной страны, у нас общая гражданская идентичность. Мы едины, при чём здесь толерантность? А культурные различия должны быть предметом интереса, предметом разнообразия и украшения нашей жизни, а не толерантности. Мы говорим о культурном многообразии нашей страны как о нашем богатстве, а терпеть, «толерировать» нужно то, что приносит неудобства. Мне казалось, что в научном мире уже как минимум полтора десятилетия отказались от этого термина, но нет-нет и встретишь этот термин в названиях докладов или научных проектов. Вообще, толерантность делает акцент на различиях, закрепляет, увековечивает их. Мы же сегодня говорим об общероссийской идентичности, а идентичность в переводе на русский язык означает тождество, то есть одинаковость. Идентичность создает народ как социокультурную общность, а толерантность – это то, что препятствует этому процессу. Поэтому идею толерантности можно рассматривать как технологию противодействия укреплению российской идентичности. Что касается нашего региона, я регулярно участвую в научных конференциях и общественно-политических мероприятиях и уже давно не слышу этого слова. Люди интуитивно поняли, что толерантность – не то, что нужно нашему многонациональному региону. Как атавизм это понятие осталось в терминологии в основном столичной интеллектуальной элиты.
Кавказ как зеркало отношений между народами
– Вы давно исследуете межнациональные и межконфессиональные отношения на Северном Кавказе. Как они трансформируются в последние годы? Увеличилась или уменьшилась конфликтная составляющая?
– Сейчас ситуация в сфере межнациональных отношений стабилизировалась. Стабилизация обеспечивается тремя факторами. Первый – резкий рост геополитической активности на южном направлении и жесткая позиция России в отстаивании своих геополитических интересов. Легитимность государства существенно повысилась, что исключительно важно для северокавказского региона. Второй – эффективная деятельность «силовиков» по обеспечению безопасности в регионе. Бандитское подполье обезглавлено, сепаратизм не играет существенной роли в политическом процессе. Острота проблематики переместилась в сферу межконфессиональных, внутриконфессиональных и государственно-конфессиональных отношений. Третий – в регионе сформировалась система антиконфликтогенного менеджмента, которая даёт определенные результаты. (Имеется в виду работа органов власти в регионах СКФО, аппарата полпреда президента, национально-культурных диаспор и их старейшин, общественных организаций и казачества. – Прим.ред.)
– Как профессор и преподаватель вы постоянно общаетесь со студентами, в числе которых представители самых разных национальностей. Наверняка наблюдаете за их взаимоотношениями – какие они? И что вы пытаетесь донести молодёжи как педагог?
– Отношения в студенческой среде – это отношения в обществе, рассмотренные под увеличительным стеклом. Молодежь как социальная группа склонна к определенному радикализму и поэтому во взаимоотношениях студентов рельефно видны все проблемы общества. Так вот эти отношения стали гораздо более стабильными. Да и само студенчество за последние годы сильно изменилось. Появилось много студентов из Африки, Азии, стран СНГ. Сегодня ставропольское студенчество – космополитичная среда, как это сложилось в большинстве развитых стран.
– Есть ли в нашем крае нехватка специалистов разных областей (педагогов, психологов, юристов, силовиков), так или иначе связанных с проблемами конфликтологии?
– Я бы сказал по-другому. Конфликтологические знания нужны специалистам многих областей, поэтому конфликтологическое образование в том или ином объеме необходимо им всем. Каким образом его получать – это требует дополнительной проработки. В СКФУ действует магистратура по конфликтологии, в которой учатся выпускники бакалавриата разных направлений. Но это несколько человек в год. Необходимо, чтобы основы конфликтологических знаний получали все те, кто будет связан с управлением, образованием, вообще всей социально-гуманитарной сферой.
Беседовал Андрей КОЗЛОВ
СПРАВКА
16 ноября 1995 года государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости, а Генеральная Ассамблея ООН предложила ежегодно отмечать Международный день, посвящённый терпимости (International Day for Tolerance), приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.
Декларация принципов терпимости провозглашает, что все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах. Согласно документу, терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации.
Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является, согласно декларации, воспитание, которое начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.