№ 14 (3693) 11.04.2018

НЕ В КРАСОТЕ ДЕЛО, А В ПОЛЬЗЕ

Сельский житель конструирует мини-тракторы

Сегодня в селе мини-трактором никого не удивишь. Вездесущие китайцы наводнили нашу страну этим видом техники, которая пользуется большим спросом у сельских жителей. Но есть в селах люди, которые считают ниже своего достоинства покупать такие тракторы, по их мнению, ненадежные и стоящие больше, чем они заслуживают. Только в одном селе Воронежском Кочубеевского района Ставропольского края есть несколько умельцев, которые из старых запчастей делают мини-тракторы – они получаются надежней и дешевле фабричного ширпотреба. Андрей Драный – один из таких мастеров.

У него своя колея

Андрей по профессии машинист башенного крана. Но по специальности никогда не работал, так как не захотел жить в городе. А зачем башенные краны в селе, где высотного строительства нет? Поэтому выучился еще на тракториста и много лет трудился в колхозе имени Чапаева. В последние годы устроился в воинскую часть, которая расположена в окрестностях села Воронежского. Здесь платят больше, чем в хозяйстве, потому многие селяне предпочитают служить по контракту или оформляются вольнонаемными. Но профессию тракториста Андрей не оставил – переквалифицировался в конструкторы этих машин. Уже больше десяти лет он мастерит мини-тракторы у себя во дворе. Получает большое удовольствие от этого хобби, которое к тому же приносит сельскому жителю и реальную пользу. Андрей продал несколько тракторов односельчанам и даже за пределы края. Он также пашет людям огороды за небольшую плату, чтобы хоть окупить затраты на свое хобби. Ну, а в своем хозяйстве его тракторы стали незаменимыми помощниками: и огород вспашут, и картошку помогут посадить, и мусор вывезти, и привезти с колхозного склада зерно, которое полагается Драному за паи.

На площадке около гаража Андрея – гора разного железа, из которого мастер варит рамы для тракторов, здесь же старые запчасти от различных транспортных средств. Новые Андрей не покупает – дорого. Два трактора, на первый взгляд, совсем не готовые к работе, конструктор уже испытал – они на ходу. Просто умелец решил внести кое-какие коррективы, вот и разобрал их.

Главной особенностью своих тракторов Андрей считает ширину колеи – 70 см. У мотоблоков она, как правило, 50 см, у заводских мини-тракторов – 90. И тот, и другой вариант для сельских огородов не совсем подходит, так как между картофельными рядками принято оставлять 70 см. Заводским конструкторам такие тонкости не ведомы, а он вникает. Для этого обрезает мосты от машин так, чтобы получить те самые 70 см. И другие конструктивные решения Андрей принимает, исходя из огородной практики и привычек местного населения.

20 скоростей

«На этом тракторе я приспособил двигатель от «Оки». Любой автомобилист скажет, что он слабый, но для трактора такая мощность годится, так как скорость принесена в жертву силе тяги. А ее обеспечивают коробки передач, которых у меня две. Одна — от «Оки», другая — от «семерки», таким образом, можно получить 20 режимов движения», – делится мастер. Под каждую задачу Андрей подбирает свой режим.

У второго трактора два ведущих моста, что, конечно же, улучшает проходимость. А она важна на ставропольских землях, которые считаются тяжелыми. Заводские конструкторы проектируют свои тракторы по усредненному варианту, который оказывается слабоватым для местных условий. Драный же строит тракторы, что называется, по просьбе трудящихся, поэтому они чаще эффективней заводских.

Однажды сослуживец Андрея, у которого есть такой заводской трактор, заболел и попросил его обработать огород под картошку. Когда Андрей приехал на своем невзрачном тракторе, то хозяева насупились. Когда же увидели машину в работе – приободрились.

Андрей разъясняет преимущества своего полноприводного трактора: «Он сделан по принципу «Кировца»: задняя часть машины – это фактически прицеп, болтается свободно. Это позволяет круто разворачиваться, что на малых участках земли очень удобно. Трактор с одним ведущим мостом оснащен двумя педалями тормоза на каждое колесо. Давишь на одну педаль – блокируется одно колесо, второе – вращается, и трактор разворачивается почти на месте, как гусеничный собрат или танк».

Усовершенствовал Андрей и заводскую картофелесажалку, наварив ей на узкие колеса поперечные пластины, чтобы увеличить проходимость.

И сын не отстаёт

– Я свои изделия даже не крашу, – признается Андрей, – пустая трата денег, которая не работает на функционал. Да и людям не важно, красив мой трактор или не очень, лишь бы он хорошо работу делал. А с основными задачами, которые должен выполнять трактор на сельском подворье, мои машины справляются: огород прокультивировать, посадить картошку, окучить ее, вывезти мусор… Кстати, огороды я не пашу. Не потому, что мои тракторы с этой задачей не справятся, а потому, что для этого потребуется больше горючего. А мне с людей больше брать неудобно. Моя стандартная цена за услугу – 500 рублей. Этого как раз хватает, чтоб заработать на запчасти для новых экспериментов. Предприимчивые люди предлагали мне поставить это дело на поток, то есть бизнес организовать. Я отказался. Начнется бизнес, закончится удовольствие, начнется гонка за прибылью. Другими словами, уйдет душа. А зачем мне это? Я ж для удовольствия все делаю, а не ради денег.

Согласен с отцом и сын Сергей. Он тоже давно болеет «тракторной болезнью», все свободное от работы время проводит с отцом в гараже. Сам два трактора сделал. Сергей сконструировал и гоночный автомобиль – багги. Если отец будущую машину придумывает в своей голове, то сын уже более продвинут технически – делает предварительно чертежи на бумаге. Хорошая вышла машина. По пересеченной местности несется со страшной скоростью – до 150 километров в час. Можно бы и больше газу подтопить, но страшновато – ремней безопасности еще на багги нет. Но вскоре все будет. Папа и сын – люди творческие, и мозги, и руки у них на месте.

Сергей ИВАЩЕНКО

Фото автора

Наверх