ПРИВЫЧКА К ЧТЕНИЮ
Всемирный день книг и авторского права отмечается ежегодно 23 апреля.
Известно, что «выбор пал» именно на эту дату совсем не случайно, так как она является символической для мировой литературы. 23 апреля в 1616 году скончались такие знаменитые писатели, как Уильям Шекспир, Мигель де Сервантес и Инка Гарсиласо де ла Вега. Эта дата также является днем рождения и днем смерти нескольких других известных авторов: Владимира Набокова и Мориса Дрюона.
Праздник «Всемирный день книг и авторского права» был учрежден в рамках Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая проходила в Париже в 1995 году. А отмечать его в мире начали с 1996 года. Инициаторами создания этого праздника выступили члены Международной Ассоциации Книгоиздателей. А также в некоторых странах мира в этот день, согласно традиции, принято устраивать разнообразные книжные ярмарки и выставки. Принято также дарить друг другу книги. В магазинах и библиотеках проходят встречи с писателями.
Важная составляющая этого праздника – авторское право, которое представляет собой моральную и имущественную защиту произведений интеллектуального труда.
Однако всех ученых гуманитарной сферы – филологов, философов, социологов и уж тем более специалистов по чтению и работников культуры занимает проблема падения интереса к чтению, низкий процент читающего населения. Чем грозит миру такое положение дел и что приходится ждать от «нового» человека, выросшего вне книжного пространства?
Пять лет назад исследование, проведенное Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, показало, что число людей, не читающих книг совсем, составило 35% от всех опрошенных (в девяностые годы ушедшего века не читающих насчитывалось около 20%). А мониторинг читательских предпочтений, проведенный Левада-центром (2008 г.), показал следующее: 34% респондентов с высшим образованием вообще не читали книг. Книги по специальности читали 18–19% «дипломированных». В связи с этим называются несколько вариантов причин.
«Нити детства»
Старшее поколение «объелось чтением» в детстве, отвращение к учебе, обязательные программы чтения ассоциируются у людей «в возрасте» с чем-то неприятным. Большинство считает, что период поглощения информации прошел и теперь настало время делать нечто другое.
«Социальные причины»
У книг появились мощные конкуренты (ТВ с сотнями каналов, Интернет, социальные сети). Уставшему человеку не до книг – слишком много работы, слишком мало свободного времени. В лучшем случае остается телевизор, который можно смотреть, попутно делая какие-то свои дела.
Нынешнее время требует активности и даже гиперактивности. Так считают многие. Мы много суетимся и не выносим бездействия, полагая, что только действия и ведут к результату. Но ведь именно умение размышлять и есть необходимое качество в достижении цели.
«Психологические причины»
По наблюдению психологов: неспособность к чтению может быть признаком депрессии. Когда человеку невыносимо оставаться наедине с книгой, а значит, с самим собой.
Дети, подростки, молодые люди все больше предпочитают не брать в руки бумажные книги. Выбор в пользу электронных книг, в них закачиваются литературные произведения из Интернета.
Если вспомнить ситуацию в обществе 30-35 лет назад, то очевидно, что свободного времени было гораздо больше. Взрослый человек ходил на работу, а потом полностью мог посвящать себя семье и собственному внутреннему росту.
Привычка к чтению, одна из самых благотворных привычек непрерывно развивающейся личности, уходит в прошлое вместе с катастрофичным падением общего интеллектуального потенциала человечества. Процесс познания, грубо говоря, никто не отменял. Ведь и социофилософские исследования, да и просто интуиция говорят, что в этом и есть смысл нашего существования. Привычка к чтению может быть сформирована, в основном конечно, только в детстве, в юные годы становления личности человека. Взрослому все труднее вот так просто зайти в библиотеку и взять даже нужную на данный момент для него книгу. Это зависит не только от нехватки времени, интересов и предпочтений, а от прогрессирующего, злободневного и губительного явления – от «лени ума», от желания пойти по более легкому, не усложненному внутренним поиском и анализом пути. Такие родители неосознанно закладывают такой же механизм – стереотип действий и своим детям. Поэтому, каким будет развитие ребенка в подобной ситуации, придет ли он в библиотеку и каким будет там его выбор – несложно угадать. И понятие о «домашней библиотеке» стремительно сходит на нет. Ведь если задать случайному прохожему вопрос: «Есть ли книги у вас дома?» – наверняка многие с удивлением спросят – «А зачем?».
Что может быть утешительным в этой ситуации? Наверное, то, что книги издаются, издательства развиваются полным ходом, открываются новые книжные магазины. Вопрос цен и доступности тоже актуален, но все же книги есть, и это главное.
Ольга КРАВЦОВА