№ 16 (3695) 25.04.2018

БИБЛИЯ ОТ ГОРБАНЯ

В Ставропольском музее изобразительных искусств состоялось открытие выставки одного из самых интересных ставропольских художников – Петра Горбаня. Выставка приурочена к 95-летию мастера. На открытии выступили знавшие его лично коллеги по цеху и искусствоведы.

Петр Семенович Горбань (1923-1995) – художник, вся творческая биография которого была теснейшим образом связана с родным городом. Как рассказала на открытии выставки директор музея Зоя Белая, он родился в бедной многодетной семье жестянщика, где рано познал нужду и тяжелый труд. Петр был шестым ребенком в семье. Однако уже подростком он увлекся живописью, занимаясь в изостудии Дома народного творчества, где преподавал известный в Ставрополе художник и педагог Виктор Халдеев, который привил молодому Горбаню любовь к природе и умение работать на пленэре.

Зоя Белая подчеркнула, что Горбань занимает особое место в художественной истории Ставрополья. Его выставку решили открыть перед майскими праздниками, так как художник прошел войну с первого ее дня и до Дня Победы. Был награжден орденом Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени и многочисленными медалями.

Влияние авангарда

После войны он поступил в Краснодарское художественное училище, которое окончил с отличием. В художественном музее Краснодара, куда он устроился работать после окончания училища, все хранилось как попало, практически отсутствовала каталогизация. И вот там он совершенно случайно обнаружил великолепную коллекцию русских авангардистов. Эта находка оказала на него огромное влияние.

Он был художник, склонный к смелым экспериментам, что сделало его не похожим ни на кого. Не всем это нравилось, и на выставкомах у него часто бывали проблемы. Так, ему не давали заказов на портреты «вождей», так как они у него получались слишком «авангардные». А ведь в советские годы такие заказы были главным источником доходов для подавляющего большинства художников.

Причем наибольшие проблемы с пониманием его творчества возникали именно на выставкомах в Ставрополе. А вот после персональной выставки в Ленинграде тамошние художники оставили массу восторженных записей в книге отзывов.

Как вспоминает Зоя Белая, в первое время знакомства с Горбанем она его даже побаивалась: «У него всегда был суровый вид. Ходил он с палочкой, и мне все время казалось, он вот-вот ударит». Только узнав его поближе, особенно по рассказам его учеников, которым он преподавал в Ставропольском художественном училище, она поняла, что Горбань был человек с очень доброй душой, отдававшим своим ученикам все что мог. На выставках тогда все больше висели портреты «людей труда» – шахтеров, доярок и тому подобное. А Горбань почти всегда выставлял портреты своих студентов.

Стиль мастера

На открытии выставки искусствовед Ольга Бендик рассказала о творческих исканиях Горбаня, изменениях в его стиле – от «сурового стиля», популярного в 60-е годы прошлого века, до экспрессивных графических листов последних лет жизни.

В 70-е годы он стал практически отшельником: закрылся от мира в своей мастерской и работал, работал. В начале 90-х годов у него возник замысел проиллюстрировать Ветхий и Новый Завет, которому он посвятил последние годы жизни, все свое время и силы. В 1992 году, юбилейном для художника (ему исполнилось 70 лет), в Пятигорске открылась выставка «Библия в графике Петра Горбаня». Всего на ней было выставлено около 150 графических листов, посвященных библейской тематике: «Бегство в Египет», «Каин и Авель», «Пророк Илия», «Иисус Христос», «Снятие с креста».

Наследие Петра Горбаня состоит из огромного количества работ, в основном – графических листов. Только в ставропольском музее имеется 60 его творений. Но сегодня почти вся серия иллюстраций к Библии, как и многие живописные работы Горбаня, хранится, увы, не в Ставрополе, а в Санкт-Петербурге, в музее современного искусства «Эрарта».

Однако и та небольшая часть наследия художника, которая выставлена в залах Ставропольского музея изобразительных искусств, впечатляет. Приходите, не пожалеете.

Александр ШЕГЕДИН

Фото Виктора Нестеренко

Наверх