КРОВАВАЯ СТАТИСТИКА
В ходе Великой Отечественной войны Советский союз понес колоссальные потери – как людские, так и материальные. Но до сих пор идут споры о конкретных цифрах этого урона.
Существуют большие расхождения в цифрах потерь противников – СССР и Германии с ее сателлитами. Они связаны как со способами получения исходных количественных данных по разным группам потерь, так и с самими методами расчетов.
Официальная версия
В России официальными данными о потерях в Великой Отечественной войне считаются цифры, которые были опубликованы группой исследователей под руководством консультанта Военно-мемориального центра ВС РФ Григория Кривошеева в 1993 году. Согласно уточненным в 2001 году данным, потери были следующими.
Людские потери СССР составили 6,8 млн военнослужащих убитыми и 4,4 млн попавшими в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включая погибшее мирное население) – 26,6 млн. человек.
Людские потери Германии – 4,046 млн военнослужащих погибшими, умершими от ран, пропавшими без вести (включая 442,1 тыс. погибших в плену), ещё 910,4 тыс. вернулись из плена после войны.
Людские потери стран-союзниц Германии – 806 тыс. военнослужащих погибшими (включая 137,8 тыс. погибшими в плену), ещё 662,2 тыс. вернулись из плена после войны.
Безвозвратные потери армий СССР и Германии (включая военнопленных) – 11,5 млн и 8,6 млн человек (не считая 1,6 млн военнопленных после 9 мая 1945 г.) соответственно. Соотношение безвозвратных потерь армий СССР и Германии с сателлитами составляет 1,3:1.
Исследование потерь Советского Союза в войне фактически началось лишь в конце 1980-х гг. с приходом гласности. До этого в 1946 г. Сталин объявил о том, что СССР потерял в годы войны 7 млн человек. При Хрущёве эта цифра возросла до «более 20 млн». Только в 1988–1993 гг. коллектив военных историков под руководством генерал-полковника Г. Ф. Кривошеева провёл комплексное статистическое исследование архивных документов и других материалов, содержащих сведения о людских потерях в армии и на флоте, пограничных и внутренних войсках НКВД.
При этом были использованы результаты работы комиссии Генерального штаба по определению потерь, возглавляемой генералом армии С. М. Штеменко (1966–1968 гг.) и аналогичной комиссии Министерства обороны под руководством генерала армии М. А. Гареева (1988 г.). Коллектив также был допущен к рассекреченным в конце 1980-х гг. материалам Генерального штаба и главных штабов видов Вооруженных Сил, МВД, ФСБ, погранвойск и других архивных учреждений бывшего СССР.
Итоговая цифра людских потерь в Великой Отечественной войне была впервые обнародована в округленном виде («почти 27 млн человек») на торжественном заседании Верховного Совета СССР 8 мая 1990 г., посвященном 45-летию Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. В 1993 г. результаты исследования были опубликованы в книге «Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование», которая затем была переведена на английский язык. В 2001 г. вышло переиздание книги «Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил: Статистическое исследование».
Для определения масштабов людских потерь коллектив исследователей пользовался различными методами, в частности: учетно-статистическим, то есть путём анализа имеющихся учётных документов (прежде всего, донесений о потерях личного состава Вооруженных Сил СССР); балансовым или методом демографического баланса, то есть путём сопоставления численности и возрастной структуры населения СССР на начало и конец войны.
Сомнительные альтернативы
В 1990-2000-е гг. в печати появлялись как работы, предлагающие поправки к официальным цифрам (в частности, за счет уточнения статистических методик), так и полностью альтернативные исследования с сильно отличными данными о потерях. Как правило, в работах последнего типа оцениваемые людские потери намного превосходят официально признанные 26,6 млн человек.
Например, современный российский публицист Борис Соколов оценил общие людские потери СССР в 1939–1945 гг. в 43 448 тыс. человек, а общее число погибших в рядах Советских Вооруженных Сил в 1941–1945 гг. в 26,4 млн человек (из них 4 млн человек погибло в плену). Если верить его расчётам о потере 2,6 млн немецких солдат на советско-германском фронте, то соотношение потерь достигает 10:1.
При этом, общие людские потери Германии в 1939–1945 гг. он оценил в 5,95 млн человек (включая 300 тыс. погибших в концлагерях евреев, цыган и антинацистов). Его оценка погибших военнослужащих вермахта и Waffen-SS (включая иностранные формирования) составляет 3 950 тыс. человек. Однако надо учитывать, что Соколов в потери СССР включает и демографические потери (то есть тех людей, кто мог бы родиться, но не родился), а для Германии такого подсчета не ведет.
Подсчет Соколовым общих потерь СССР основан на откровенной фальсификации: численность населения СССР на середину 1941 г. взята в 209,3 млн человек (на 12-17 млн человек выше реальной, на уровне 1959 г.), на начало 1946 г. – в 167 млн (на 3,5 млн выше реальной), что в сумме как раз дает разницу между официальной версией и цифрами, на которых настаивает публицист.
Сфальсифицированные данные о потерях, приведенные Соколовым, затем тиражировались во многих изданиях и в СМИ: в фильме НТВ «Победа. Одна на всех», интервью и выступлениях писателя Виктора Астафьева, книге И. В. Бестужева-Лады «Россия накануне XXI века» и др.
Сергей ТАВРОВ