ДАЧА КАК УСАДЬБА
Горожане едут в пригороды
Движение из городов в предместья началось в крупных мегаполисах Запада достаточно давно. Сейчас многие мировые столицы представляют собой типичное для результатов этого процесса зрелище: в центре — гетто для бедняков, в предместьях – обеспеченный средний класс. Уже в нулевые нашего века этот процесс охватил и крупные российские города, прежде всего Москву и Петербург. Теперь волна докатилась и до российской провинции.
В Ставрополе все больше людей пытаются продать свое жилье в городе и перебраться за город. Если есть дача, то ее перестраивают в капитальный дом, где можно жить не только летом, но и круглый год.
Психология советских времен: «Город – это круто, а деревня – отстой» сильно изменилась. Свежий воздух, своя земля под ногами – это теперь ценится гораздо больше, чем клетка в многоквартирном муравейнике, зачастую с заплеванным подъездом и замусоренным двором. Хотя речь идет, конечно, не о дальних сельских поселениях, а именно о пригородах.
«СГВ» поинтересовались у одного такого новоявленного «селянина» – Сергея Р., проживающего с недавних пор в Русском лесу под Ставрополем.
– Что подвигло коренного горожанина уехать из города?
– У меня давно была такая мысль. Жить в многоквартирном доме – значит жить на полочке. Пятая полочка, девятая. И на каждой полочке – еще ячейка. Что подвигло? Скажем так, последней каплей стал наркоман, который жил в квартире подо мной. Постоянно варил какую-то дрянь, запах стоял невозможный. Вот жена мне и сказала: «Все, больше не могу. Не хочу этим дышать и ждать, когда он подожжет нашу квартиру». Правильно говорят – лучше иметь хорошего соседа, чем дальнего родственника.
Выставили жилье на продажу, потом купили участок земли с недостроенной коробкой дома. Пока строились, жили какое-то время на квартире у сына.
– Это был какой-то дачный кооператив? Наверное, много бумаг пришлось переоформлять?
– Садовое товарищество. Ничего особенно переоформлять не пришлось. Я просто купил участок земли с недостроенным домом. Мне сразу выдали «розовое свидетельство» на право собственности. На стадии оформления, конечно, нужно было приглашать землемеров, которые делают отметки с помощью спутниковой навигации. Далее я вступил в члены товарищества. У нас своя организация, председатель, правление.
– Какие плюсы появились в связи с переездом?
– Сплошные плюсы. Во-первых, теперь мы на земле, а не на полочке. У жителей многоквартирных домов менталитет какой? Все считают: дверь в квартиру закрыл – вот это моя собственность. А к общей собственности относятся наплевательски. Поэтому на лестничных площадках и во дворах часто такая грязь… А тут ты полностью зависишь от себя.
Во-вторых, экономически выгоднее. Платим только за газ и электричество. Вода у меня своя – есть скважина. Газ – свой счетчик. Электричеством у нас товарищи в правлении занимаются – снимают показания. За капитальный ремонт ничего не платим. В общем, получается гораздо дешевле.
– Добираться до работы стало труднее?
– Напротив. Юго-запад, где я раньше жил, становится все более густонаселенным. Поставить машину у дома – целая проблема. Выехать из двора тоже проблематично. А здесь свой гараж в доме. Сел и поехал. До больницы, где работает жена, сейчас довожу ее за семь-десять минут. А от юго-запада выходило, как минимум, полчаса.
Хоть мы живем за чертой города, сообщение нормальное и без своей машины. Автобус мимо ходит. Кстати, и городская «скорая помощь» к нам приезжает без проблем. Дороги внутри товарищества, конечно, строим сами. Собираем деньги, заказываем рабочих и материалы, технику. У нас даже уличное освещение есть. Мусор все выбрасываем в один большой контейнер, его вывозят раз в неделю.
– А вот, говорят, что теперь введут налог на нежилые постройки. Чуть ли не за собачью будку на участке платить придется – за летнюю кухню, баню, гараж…
– Не знаю, с меня берут только земельный налог и налог за дом, по количеству квадратных метров. Да, я тоже слышал, что собирались брать и за нежилые помещения. Но пока все остается по-прежнему.
Информационный шум
Последний вопрос мы задали не случайно. Год назад в СМИ появились сообщения, что с 2018 года Министерство финансов России ввело налог на придомовые строения для владельцев земельных участков. Изменения касались как дачников, так и жителей деревень. Теперь они вроде бы обязаны платить за бани, сараи, уличные туалеты и теплицы. Соответствующее постановление минфина якобы вступило в силу еще 16 мая 2017 года (постановление № 03-05-04-01/29325 и ст. 406 НК РФ), и владельцы участков, будь то пенсионеры или простые дачники, должны задекларировать свое имущество и платить налог.
В феврале этого года минфин России выступило с разъяснениями «По вопросу налогообложения хозяйственных строений и сооружений, расположенных на садовых и дачных участках», в котором опровергло факт введения нового налога на сараи и туалеты. В минфине пояснили, что обложить налогом некапитальные строения без фундаментов невозможно. А такие постройки как летние кухни, бани и дачные домики в перечень облагаемых налогом объектов входят только в том случае, если их площадь превышает 50 кв. метров.
В статье 407 НК РФ содержится перечень льготных категорий граждан, вообще освобожденных от такого налога. К ним, в частности, относятся: все, без исключения, пенсионеры (плюс военные и госслужажие, вышедшие на пенсию по выслуге лет); участники боевых действий и ветераны ВОВ; инвалиды первой и второй группы, а также инвалиды детства; герои СССР и России; лица, пострадавшие от радиации (участники ликвидации аварий и испытатели); члены семей граждан, погибших при исполнении служебного долга.
За площадь бани, капитального сарая или летней кухни, превышающую 50 кв. метров, нужно платить по ставке, установленной местными властями. Они также вправе расширять перечень льготных категорий. В некоторых городах и районах льготниками являются также многодетные семьи. Уведомить территориальный орган ФНС о льготе каждый налогоплательщик должен самостоятельно, так как ее применение – заявительное и добровольное.
В пресс-службе ФНС по Ставропольскому краю, куда за разъяснениями обратились «СГВ», нам пояснили, что в этом вопросе пока никакой ясности нет, все на уровне слухов. И вообще, ФНС, в отличие от минфина – это чисто исполнительный орган, и, в отличие от министерства, не вправе комментировать какие-то законодательные инициативы. По факту никаких налогов за упомянутые постройки в Ставропольском крае пока не взимается.
Александр ШЕГЕДИН
Фото Виктора Нестеренко