КОГДА ПРАВИЛА НЕ ДЛЯ ВСЕХ…
Есть такое выражение: «Мы то, что мы едим». Понятно, чтобы жить, надо питаться, причем разнообразными и качественными продуктами, к которым, прежде всего, относят хлеб, мясо, рыбу, молоко и его производные, овощи и фрукты. Недостатка в них сейчас нет, все это постоянно имеется в наличии на прилавках магазинов и на рынках. Что касается качества, то многие потребители (по опросам ВЦИОМа) «желали бы лучшего», «не удовлетворены», «крайне недовольны». Эти оценки зависят, в основном, от производителя того или иного продукта – насколько добросовестно он соблюдает правила ГОСТа.
Читайте с лупой
Вот с ГОСТа, пожалуй, и начнем. Аббревиатура состоит из слов – Государственный Стандарт – это те технические регламенты, от которых производитель не имел права отступить. В СССР долго действовали требования, разработанные еще в 30-е годы прошлого века, когда наркомом пищепрома был Анастас Микоян, поэтому в народе их называют микояновскими и до сих пор поминают добрым словом. Регламентация продукции совершенствовалась, и 20 апреля 1967 года в СССР был введен знаменитый пятигранник – Знак качества, который старались заслужить все производители продуктов и промышленных товаров.
Конечно, были и нарушители, особенно в послевоенное время, но все-таки в основном правила соблюдались, и при кипячении молока образовывалась пенка, потому что оно продавалось в натуральном виде, а не делалось из порошка, в рыбных консервах была рыба, а не хвосты от нее, в банках тушенки лежали большие куски настоящего мяса, а не субпродукты и т. д. Кстати, в Ставрополе производилась тушенка, которая пользовалась большим спросом.
С годами контроль над качеством ослаб, и как-то само собой получилось, что несоблюдение правил по качеству узаконили: с 2002 года у нас в стране соблюдение ГОСТа при производстве продуктов питания не обязательно, современная система стандартизации основана на так называемых технических условиях (ТУ), которые производители, как правило, устанавливают сами. Отсюда и качество, которое полностью зависит от добросовестности или недобросовестности производителя. Некоторые из них пытаются заманить покупателя термином ГОСТ на этикетках, который печатается крупным шрифтом, а ниже мелкими буквами, которые без лупы не разглядишь, сообщается, что продукт изготовлен в соответствии с равнозначными техническими условиями. Чтобы не обмануться, необходимо запомнить ГОСТы хотя бы на два самых популярных консервированных продукта: тушенку ГОСТ 5284 – 84 и сгущенное молоко ГОСТ 2903 – 78 или 53436 – 2009.
Такие странные консервы
Отдельно хочется остановиться на рыбной продукции. Особенно ценной считается морская рыба, богатая микроэлементами – продуктами соленых морей и океанов. Жители территорий, далеких от этих водоемов, могут получать ее лишь в виде консервов или замороженной. Как потребитель, не раз обжигавшийся на недобросовестности производителей этой продукции, могу с полной ответственностью сказать, что давно не попадалось ничего приблизительно приемлемого. Допустим, на банке написано, что это сайра с добавлением масла. Вес нетто – 230 граммов, а количество рыбы – 160. Вы открываете банку и видите какую-то мутную жидкость, которая полностью покрывает то, что там еще есть, поэтому создается впечатление, что жидкости не треть, а почти половина, да так оно и на самом деле. Вытаскиваете мелкие кусочки рыбы, и они тут же распадаются на крошки. И вы догадываетесь, что эти консервы произвели из замороженной (может быть, даже не один раз!) рыбы. Читаете с лупой адрес на этикетке: Рязанская область, село такое-то или село в Московской области, деревня еще где-нибудь в российской глубинке. Конечно, свежую рыбу для производства консервов сюда никаким образом доставить не смогли бы. И вам в голову приходит простейшая мысль: а зачем так далеко везти рыбу на переработку (это же дорого), неужели поближе к берегу нет какого-нибудь села или городка, куда ее можно было бы доставить еще свежей, чтобы сделать такие же консервы, только лучшего качества? Помнится, раньше консервы так и делали: бычки в томате – на Крымском побережье, шпроты – в Прибалтике, сайру – прямо на сейнерах, промышлявших на Дальнем Востоке, и т. д.
Если кто-то обеспокоен тем, чтобы дать работу жителям сел и малых городов центральной части России или Сибири, Урала, то для этого не нужно везти им замороженную рыбу, там есть свои промыслы: сбор ягод и изготовление из них варенья, выращивание и консервирование грибов, разведение свиней, птицы или пресноводной рыбы в прудах и озерах. Кстати, в прежние времена на Ставрополье в конце лета свежих карпов и сазанов привозили бочками и продавали за копейки. Магазин «Океан» в краевом центре вполне оправдывал свое название – здесь можно было дешево купить головы осетров или прекрасное филе трески, из которого даже делали котлеты, был большой выбор морской и океанской рыбы, которую замораживали по всем правилам ГОСТа. А теперь…
Как-то купила замороженное филе хека в специализированном магазине, попыталась пожарить в кляре – по сковороде растеклось большое количество воды, филе уменьшилось в четыре раза, а то, что от него осталось, тут же распалось, даже кляр не спас. Все стало понятно, когда недавно увидела по телевизору, как российские журналисты, выдав себя за сотрудников фирмы, занимающейся добычей рыбы, «заключали договор» с китайцами. Те сразу спросили: «Сколько воды закачать?»
Дело, оказывается, обстоит так: россияне ловят рыбу и в свежем виде отправляют ее в Китай, там из нее делают филе, в которое закачивают столько воды, сколько пожелает заказчик, замораживают, упаковывают в красивые брикеты и отправляют на фирму, с которой заключили договор. Жадность фирмачей превышает все пределы, их рыба практически состоит из воды. Как выяснилось, если взять за единицу одну тонны рыбы, то в брикетах ее вес повышается в пять раз! Это какие же у них доходы за счет обмана потребителей!
И опять напрашивается вопрос: а дома нельзя наладить производство рыбного филе или качественную заморозку рыбы по прежним, советским ГОСТам? У нас из года в год ругают министерство и чиновников, ответственных за обеспечение населения рыбой и ее продуктами, и ничего не предпринимают для улучшения положения. Если не могут или не хотят решить эту проблему в стране, то, наверное, можно это сделать в отдельно взятом регионе, например, у нас на Ставрополье. Для собственного обеспечения нам не нужны огромные объемы, а Каспий, Азовское и Черное моря в нескольких часах езды, оттуда можно довезти рыбу в свежем виде.
О выгоде и пользе
Как говорят, мечтать не вредно, но руководство края ориентируется на более традиционные наши направления: выращиваем зерно в больших объемах, постепенно развиваем производство и переработку молока и мяса. В последнее время серьезно занялись выращиванием овощей в теплицах. На еженедельном плановом совещании членов краевого правительства и руководителей краевых органов исполнительной власти, проходившем в середине мая, было отмечено, что с начала года тепличными комплексами Ставрополья (они занимают второе место по стране) уже произведено свыше 20,6 тонны овощей, и это на 34% больше, чем за аналогичный период 2017 г. В нынешнем году введут дополнительно 71 гектар теплиц, и к концу года их общая площадь составит более 260 га. Ставится цель, чтобы в 2020 г. на Ставрополье выращивалось до 30% российских овощей в защищенном грунте. Ассортимент будет расширяться. Помимо помидоров и огурцов, собираются выращивать до 500 тонн салатов в год.
Но куда же девать такую массу скоропортящейся продукции? Оказывается, уже и сейчас значительная ее часть отправляется за пределы края, ведь стойкие современные сорта томатов не портятся долгое время. Только, к сожалению, по качеству и вкусу они мало чем отличаются от «пластмассовых» импортных образцов. И ставропольцы предпочитают покупать на рынках или в маленьких частных магазинах азербайджанские и армянские помидоры, а чуть позднее и краснодарские, уже созревшие на открытом грунте. Наверное, выращивать огурцы и томаты на открытых полях хлопотнее, потому и сделан акцент на теплицы, которые могут существенно пополнить краевой бюджет. Но нельзя же игнорировать желание местного населения, которое предпочитает съесть летом огурчик и помидор с грядки, потому что они пахнут и сияют солнцем. Да и сорта желательно вернуть те, что раньше были, а не выращивать выгодные для производителя овощи, кожица которых по прочности напоминает шкуру бегемота или крокодила. К тому же их срывают раньше времени, попадая в торговую сеть недозревшими, они такими и остаются на наших столах – ни вкуса, ни аромата, да и разжевать эту «резину» не просто. Нас все время призывают: «Покупайте ставропольское!» Мы готовы. Только как в завалах «Магнитов», «Перекрестков», «Пятерочек» и других торговых сетей, прочно обосновавшихся в нашем крае, отыскать свое, родное? В ценниках производитель не указывается, а с виду все овощи «на одно лицо». Может, нужны специализированные магазины или хотя бы отделы по продаже ставропольских овощей? В организации торговой сети мы явно отстаем от соседей, в частности от Краснодарского края, Ростовской области, Кабардино-Балкарии. Они умело продвигают свою продукцию на нашу территорию. Покупатели любят небольшой магазинчик на Верхнем рынке, потому что туда ежедневно привозят свежие продукты из птицы и яйца из Краснодарского края. А наши куры разве не несутся? Наверняка яйца ставропольских кур где-то продаются, но информация о них, как и об овощах, не доходит до потребителя. Поэтому, призывая покупать ставропольское, надо так строить маркетинг, чтобы наша продукция выделялась среди прочей и по цене была более доступной. И очень важно, чтобы любая продукция отвечала требованиям того ГОСТа, который существовал у нас много лет. Его, кстати, никто не отменял, просто признали необязательным. Но это же такая соблазнительная приманка для тех, кто думает только о выгоде! А в результате мы имеем в продаже не вызревшие сыры, которые при разрезе остаются на ноже (их же стараются продать поскорее!), молочную продукцию с добавлением растительных жиров и пальмового масла, консервы низкого качества и прочие непривлекательные яства, теряющие при неправильном производстве не только хороший вкус, но и пользу. Польза от них только бесчестным производителям, которые наживают на потребителях огромные деньги и отправляют их в зарубежные банки. Трудно надеяться на то, что они добровольно откажутся от возможности обогащаться с такой легкостью, поэтому все-таки надо ввести обязательные правила производства продуктов питания на уровне самых строгих стандартов для всех без исключения. И не вернуть ли знаменитый пятигранник? Ведь от того, что мы едим, зависит наше здоровье – здоровье нации.
Идиллия ДЕДУСЕНКО