№ 22 (3701) 06.06.2018

РАССКАЗ БЕЗ ПРИКРАС

Жить в ставропольских старых дворах опасно

Даже при интенсивной застройке центра города (которая, кстати, вызывает много вопросов) в исторической части Ставрополя остается множество старых дворов, которые тянутся от Тифлисских ворот до площади Ленина и далее по улице Дзержинского.

После публикации статьи («Сносить — не строить», СГВ №15 от 18 апреля) к нам обратились жильцы двух дворов по адресу ул. Дзержинского, 143 и 145. В отличие от обитателей «хрущевок», большинство из них хотят переехать из буквально рассыпающихся домиков, многие из которых были построены еще в XIX веке. Хотят, но не могут.

Танзиля Ибрагимовна Лайпанова, старшая по упомянутым дворам, провела с нами своего рода обзорную экскурсию по этой территории раритетных жилищ.

Она рассказывает: – Муниципальных квартир тут нет. Все собственники своих домов. И все делаем сами. Десять лет тому назад сами провели канализацию. Через дорогу (улицу Дзержинского. – Ред.) не давали нам долго провести. Гаишникам 200 тысяч надо было заплатить, чтобы стояли, пока мы будем копать. В общем, миллионов в пять обошлось бы. А мы нашли человека – он под дорогой подземный перекоп сделал шахтным методом. Уложились в один миллион. Положили во дворах асфальт тоже сами. Сначала обращались в администрацию города, но там сказали, что невозможно ничего сделать.

– Так теперь у вас жизнь со всеми удобствами?

– Это как сказать. Дома очень старые, сильно проседают, идут трещинами стены. Поштукатуришь, а через год все уже облупилось. Но аварийными их не признают. Аварийными считаются, видно, те, где зияют дыры в крыше. Я ходила в БТИ, там мне объяснили: аварийное жилье – это когда изношенность более 70%. Это что, когда в доме одной стены нет?! По всем техническим нормам цемент годен не более 50 лет. А эти дома еще в 19 веке строились.

Проходим во двор. Из дверей ветхого домика с крышей, которая, кажется, вот-вот может обвалиться, выглядывает пожилая женщина.

– Вот, Галина Михайловна, пенсионер, 81 год, – представляет ее Танзиля Ибрагимовна. – Как она может крышу сделать, на какие средства? Мне 70 лет, а большинство наших жильцов еще старше. Я все же крышу себе сделала. 150 тысяч отдала, чтобы поменять 33 квадрата кровли. Никому мы не нужны. Чиновники говорят: кому не нравится – уходите, меняйтесь.

– А управляющая компания у вас какая?

– Нет никакой управляющей компании, сами управляемся. С «Водоканалом», с Горэлектросетью я от имени жильцов индивидуальные договоры заключила в 2008 году. А отопление у нас печное. Сыро, конечно. Полы от сырости трухлявые, проваливаются.

С электропроводкой мы намучились. В Горэлектросети сказали: проведем только до ворот, а внутри дворов делайте сами. Постоянно происходят отключения. Все сгорает: ноутбуки, телевизоры, холодильники. У нас ведь 185 вольт вместо 220 стоит. С газом тоже проблемы. Газовые трубы постоянно пропускают, ведь им уже лет 80, у нас во дворе, по-моему, первый газ в городе был проведен. Газовики приедут, что-то там замажут – и все. До следующей утечки.

К разговору подключается Людмила – владелица чудесного ухоженного дворика (размером примерно пять на пять метров) перед дверью в маленький дом: «Мы тут уже 40 лет прожили. Муж против переселения. Так что мажем, клеим… в общем, стараемся выглядеть прилично. Но вот коробка дома очень уж старая. Иногда, когда сильный ветер или тяжелый грузовик по улице едет, становится просто страшно. Стены буквально шевелятся. В этих дворах последний ремонт был в 1963 году. Провод над нами висит, видите? Он постоянно искрит. Один раз тут фейерверк такой был!..».

– Танзиля Ибрагимовна, так чего вы хотите? Капитального ремонта?

– Практически все хотят переселения, но на разумных условиях. Место у нас хорошее, но застройщики хотят заплатить копейки. Кадастровая стоимость у нас 78 миллионов, а предлагают на всех – 50 миллионов. Это на 36 домовладений. Какое новое жилье купишь за такие деньги?

Басни нам рассказывали не один десяток лет, что будут расселять и дорогу здесь прокладывать, соединяющую улицы Советскую и Артема. Главный архитектор даже проект нам показывал. Только потом все разговоры как-то утихли.

Да, в старых ставропольских двориках, безусловно, есть свой шарм. Но вот жить в них иногда не только не очень комфортно, но и просто опасно. Что, кстати, думают о такой ситуации контрольные органы, отвечающие за безопасность граждан? Ведь из-за состояния электро- и газовых сетей в каждом таком дворике может случиться своя «Зимняя вишня».

Александр ШЕГЕДИН

Фото Виктора Нестеренко

КСТАТИ

СГВ» попросили прокомментировать ситуацию Аллу Седых, председателя правления регионального центра «ЖКХ-Контроль». Она считает, что за состояние сетей внутри дворов должны отвечать сами жильцы: «Эти бабушки в свое время были молодыми, работали. Деньги у них были. Они могли все своевременно привести в порядок. Кроме того, у них есть дети, внуки, в общем – наследники, которым все это и достанется. Вот пусть наследники позаботятся о своем наследстве, поддержат своих родителей».

По поводу шансов на переселение ее позиция тоже вполне однозначна: «Их нужно переселять? А кто, извините, будет за это платить? Наследникам достанется новое жилье за счет моих налогов? Я плачу налоги, вы платите налоги. Почему они должны пойти не на то, что действительно нужно?».

Наверх