О СЕБЕ ЛЮБИМЫХ
Как архивисты «служат вечности»
В Госархиве Ставропольского края недавно открылась уникальная историко-документальная выставка. Ее название — «Служим вечности». Выставка рассказывает об истории становления и развития архивного дела на Ставрополье с конца 18-го века до наших дней. Посетители смогут увидеть подлинники бесценных исторических документов.
«Письма прилежно собирать»
Становлению архивной службы в России положил начало Петр Первый, при котором в 1720 году вышел Генеральный регламент о работе государственных органов управления. Тот документ предписывал госучреждениям передавать документы в архивы, устанавливал обязательный учёт государственных бумаг.
— Петр I обратил внимание на то, что документы в организациях и учреждениях хранятся беспорядочно, – рассказывает заместитель директора по научной работе Госархива Ставропольского края Ирина Анненко. — Зачастую используются в качестве оберточной бумаги для продуктов на рынках. Поэтому государь решил, что документы нужно каким-то образом собирать, хранить, систематизировать. Как было написано в Генеральном регламенте: «Письма прилежно собирать, оным реестры чинить и листы перемечивать». То есть составлять описи, нумеровать листы и хранить их в упорядоченном состоянии.
Но Петр Первый дал начало упорядочиванию архивной работы в стране, а системная централизованная работа началась гораздо позже — с декрета Совета народных комиссаров о реорганизации и централизации архивного дела от 1 июня 1918 года. Эта дата официально считается днем создания государственной архивной службы России. На Ставрополье архивные органы были созданы несколько позже. 7 августа 1920 года начало действовать ставропольское губернское архивное управление, а в мае 1921 года открыл двери губернский центральный исторический архив Ставропольского края, современным преемником которого является Государственный архив СК.
В марте 1936 года для сбора и хранения партийных документов был создан краевой партийный архив. Ныне это Государственный архив новейшей истории Ставропольского края.
С целью сохранения памяти о петровском Генеральном регламенте, изданном 10 марта (28 февраля по старому стилю), Федеральная архивная служба России в 2003 году решила этот день считать профессиональным праздником — Днем архивов. Хотя он не официальный, не государственный.
Документы в сундуках
Первые архивы на Северном Кавказе стали появляться в период создания Азово-Моздокской укрепленной линии, в 1776-1780 годах. Сюда начали направляться воинские подразделения для строительства крепостей. Военные первыми начали собирать архивы, которые хранили в сундуках.
Хотя один из документов выставки — Опись дел, переданных в архив Ставропольской губернии (1770-1793 гг.), свидетельствует о том, что архивная работа на Северном Кавказе началась до создания Азово-Моздокской линии.
Время шло, документы накапливались. К середине 19-го века архивы учреждений уже были переполнены. Поэтому сохранялись в основном лишь те документы, которые имели практическое значение. Они часто находились в подвальных, плохо приспособленных для хранения сырых помещениях, в результате ценные источники по истории края плесневели, гнили, повреждались грызунами. Старые бумаги считали ненужными, их выбрасывали, сжигали, применяли для оклейки стен, переплета книг, как оберточную бумагу. Чтобы разрешить эту ситуацию, власти создавали специальные «комиссии для разбора древних актов», но задачей этих органов было выделение «лишних» документов для уничтожения.
В 1886 году Иосиф Бентковский — исследователь Северного Кавказа, историк, секретарь губернского статистического комитета — предложил создать ученую архивную комиссию. Его не удовлетворяло положение богатейших архивов Ставрополья и Северного Кавказа, то, как хранились ценные исторические источники. Однако к Бентковскому тогда не прислушались. Его ходатайство осталось без последствий.
Лишь в начале 20 века, в январе 1906 года, стараниями другого нашего известного ученого-краеведа Григория Прозрителева на Ставрополье появилась ученая архивная комиссия. Прозрителев и стал ее председателем.
Более 1 млн утраченных дел
В годы Великой Отечественной войны архивы Ставрополья утратили более 1 млн дел. Перед оккупацией края немецкими войсками в 1942 году 400 тыс. архивных документов были перевезены из Андреевского собора, где располагалось одно из хранилищ, в здание краеведческого музея. Часть архивных материалов эвакуировали в Среднюю Азию, откуда они возвратились в целости и сохранности в 1943 году. Специальная комиссия, обобщив данные об ущербе, нанесенном архивам Ставрополья с начала войны, признала утраченными более 1 млн дел из 309 фондов. Часть документов, замурованных в подвале Андреевского собора, пришла в негодность под воздействием влаги. Многие архивные материалы оказались в россыпи. Послевоенная работа по систематизации и описанию документов была завершена лишь к началу 1950-х годов.
Проблемы, с которыми сталкивались архивисты советского периода, — это, прежде всего, нехватка специализированных оборудованных помещений, которые должны были соответствовать условиям хранения документов. А также дефицит квалифицированных кадров для архивных учреждений, недостаточная заинтересованность сотрудников в сохранности документов. Случаи использования документов в качестве оберточной бумаги на рынках все же имели место.
Долгое время краевой архив располагался в здании Андреевского собора, потом — в мечети. И только в 1978 году было построено специализированное здание на улице Ломоносова, в котором Госархив Ставрополья находится и сейчас.
В 1982 году новоселье на улице Дзержинского отпраздновал и партийный архив.
Эти два здания похожи квадратными формами, узкими окнами. В хранилища архивов не должен попадать дневной свет, там нужно поддерживать определенные условия – температуру, влажность.
И легко, и трудно
В чем уникальность нынешней выставки?
— В том, что мы впервые сами рассказываем о себе, — отвечает Ирина Анненко. — Знакомим население края с редкими архивными документами, характеризующими историю становления архивного дела на Ставрополье. С одной стороны, это нам легко, потому что мы все о себе знаем. С другой стороны, очень сложно донести до людей, которым ничего не известно об архивной службе, суть нашего дела.
В числе другой особенности выставки архивисты также отмечают то, что, наряду с документами Госархива Ставропольского края, которых большинство, там представлены экспонаты Госархива новейшей истории СК и документы архивных отделов администраций районов и городов Ставрополья. Всего экспозиция насчитывает более 300 архивных документов и печатных изданий.
Имели дуэль у подножия Машука
Наибольший интерес у тех, кто уже побывал на выставке, вызвал Рапорт пятигорского окружного стряпчего кавказскому областному прокурору о дуэли между Лермонтовым и Мартыновым, состоявшейся 15 июля 1841 года. Что, интересно, написал этот стряпчий?
Ирина Анненко достает документ из стенда под стеклом. Современному читателю ознакомление с текстом Рапорта затруднит не только наличие ныне не используемых букв русского алфавита. Ему покажется, что это написано малограмотным человеком, с ошибками по грамматике, стилистике, без знаков препинания. Но, может быть, во времена Лермонтова эти, с нашей точки зрения, ошибки ошибками не считались. Стряпчий Ольшенский (так можно прочитать его фамилию) доложил «Высокоблагородию», что находившийся в Пятигорске «для пользования минеральными водами» уволенный от службы Гребенского казачьего полка майор Мартынов и Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов 15 июля в четырех верстах от города у подошвы горы Машука имели дуэль. Мартынов выстрелил в бок Лермонтова и убил его. Секундантами дуэлянтов были также находившиеся в Пятигорске Лейб-гвардии конного полка корнет Глебов и служащий во втором отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии титулярный советник князь Васильчуков. Всех, кто участвовал в дуэли, кроме убитого поэта, разумеется, заключили под стражу: Мартынова — в «городовой тюрьме», а Глебова и Васильчукова – на гауптвахте. А Лермонтова – похоронили. «Тело предано земле по медицинскому освидетельствованию…» донес до сведения областного прокурора стряпчий. Рапорт датирован 17 июля 1841 года.
Но это, конечно, не единственный интереснейший экспонат выставки. Герб князей Багратионов, свидетельствующий о том, что они идут от грузинского царя Евсея, труды Ставропольской ученой архивной комиссии, Полное собрание законов Российской империи с 1646 года, Указы императрицы Екатерины Второй, изданные в 1762-1763 годах, Родословная книга российских князей и дворян (1787 год), Собрание государственных грамот и договоров (1822 г.) …
Выставка «Служим вечности» будет работать до конца лета.
Владислав ФУШ
Фото Виктора Нестеренко