№ 33 (3712) 22.08.2018

ПОЕДЕМ НА ГАЗЕ

К постоянному росту цен на бензин и дизельное топливо наши аграрии давно привыкли. И тем не менее майское повышение цен явилось для многих настоящим шоком. Мыслимое ли дело – с начала 2018 года цена на бензин АИ-92 выросла более чем на 6%, сегодня за литр надо платить 43 рубля. А дизельное топливо, по информации регионального министерства сельского хозяйства, и вовсе подорожало до заоблачной величины – на 15,8 %.

Выход есть

Как и следовало ожидать, подорожавшее топливо отрицательно сказалось на себестоимости выращиваемой аграриями сельскохозяйственной продукции. Транспортная составляющая в себестоимости продукции занимает весьма значительное место. Рост цен на топливо уже обернулся удорожанием и посевной и уборочной кампаний.

К сожалению, этот рост трудно сдержать. И бензин, и дизельное топливо продолжают «тяжелеть». А аграрии, да и не только они, пытаются найти выход из создавшейся ситуации. Выход, оказывается, есть. Сегодня и горожанам и сельским жителям хорошо известно, что и у бензина и у солярки есть альтернатива – природный газ. Статистика подтверждает, что ежегодно потребление природного газа в качестве моторного топлива растёт примерно на 5%. И к 2020 году, согласно прогнозам, около 2 млн российских автомобилей будут использовать в качестве моторного топлива именно природный газ. А как у нас в крае? Интерес к природному газу тоже растёт. Ежегодно на этот вид топлива переводится более 5 тыс. автомобилей.

В чём же преимущество?

А теперь посмотрим, в чём же преимущество природного газа? Сразу придётся уточнить, что преимущество не одно, их несколько. И едва ли не самое существенное состоит в том, что заправка природным газом как минимум в два раза обходится дешевле, чем бензином или соляркой. Во-вторых, природный газ в отличие от бензина и дизельного топлива не выделяет побочных продуктов сгорания. То есть газ – самый экологически чистый вид топлива. Очевидный факт, что при его использовании выброс угарного газа снижается примерно в 10 раз, а соединения свинца и серы в выхлопах не обнаружены совсем. Также установлено, что в отличие от бензинового газовый двигатель служит почти в два раза дольше. Он меньше расходует масла, поскольку оно медленнее теряет свои свойства. То есть менять масло приходится реже. Срок службы свечей и масла продлевается в среднем на 30-35 %. Износ деталей уменьшается именно потому, что газ сгорает полностью, твёрдых частиц практически не остаётся. Специалисты говорят, что природный газ имеет октановое число, равное 100-110 единицам, что заметно снижает риск детонации, а, следовательно, и нагрузку на мотор.

Газомоторное топливо удобно в эксплуатации и, что очень важно, оно безопасно. Содержится оно в баллонах, которые выдерживают давление в 200 атмосфер. Согласно классификации МЧС, компримированный природный газ относится к четвёртому классу горючих веществ. То есть к самому безопасному классу.

Сегодня по всей стране идёт строительство газовых заправочных станций. До 2020 года их количество превысит 2 тыс.

Перейти на газ не сложно. Существует два способа. Можно приобрести автомобиль с уже установленным газобаллонным оборудованием. Такой автомобиль стоит дороже обычного. Но разница в цене окупится примерно за год. Второй способ – можно переоборудовать автомобиль, установив на нём газобаллонное оборудование. Но делать это необходимо не в кустарных условиях, не в гараже, а в сертифицированной лаборатории. В этом случае безопасность гарантирована.

Что касается газобаллонного оборудования, оно бывает двух видов – для природного газа метан и для смеси пропан-бутан. Природный газ продаётся фактически в каждом городе, таких газовых станций и в нашем крае сегодня довольно много. И стоит кубометр такого газа не дороже 19 рублей, то есть более чем вдвое дешевле, чем стоит литр бензина.

Метан к тому же экономичней, чем смесь пропан-бутан.

Как вы уже поняли, существует два вида газового автомобильного топлива: природный газ – это топливо, на 98 % состоящее из простейшего углеводорода – метана. И второй вид – пропан-бутан, жидкий газ, получаемый в результате переработки нефти.

Владельцы автомобилей знают, что по безопасности использования выгоднее иметь дело с природным газом, то есть с метаном. Он на порядок безопаснее пропан-бутана. И даже официально считается самым безопасным среди горючих веществ. Дело в том, что природный газ в два раза легче воздуха и в случае утечки быстро улетучивается в атмосферу. Не случайно во многих странах автозаправки компримированным газом строятся внутри жилых кварталов. Они безопасны. Кстати, и по цене природный газ и пропан-бутан отличаются друг от друга. Поскольку пропан-бутан – продукт переработки нефти, то и стоимость его привязана к цене нефти на мировых рынках. Стоимость же природного газа от коньюнктуры нефтяных рынков не зависит.

Экономичный переход

Ещё в 2013 году правительство России издало распоряжение о переводе на природный газ к 2020 году половины общественного транспорта в городах с миллионным населением. А в городах с населением до 500 тыс. человек на газомоторное топливо планируется перевести третью часть общественного и коммунального транспорта.

Ставропольский край одним из первых в стране приступил к переводу автотранспорта на газомоторное топливо. Между правительством региона и ООО «Газпром газомоторное топливо» было подписано соглашение о расширении использования компримированного моторного топлива. До конца 2018 года компания планировала построить на территории края 12 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Ещё три года назад уровень загрузки газонаполнительных станций превышал 60%. Это в три раза выше, чем в среднем по России. А годовые объёмы реализации компримированного природного газа в качестве моторного топлива в регионе составляют около 10% общероссийского потребления.

Сегодня экономичным и экологически чистым топливом могут заправлять свои автомобили жители Георгиевска, Минеральных Вод, Пятигорска, Ессентуков, Невинномысска, Новоалександровска, Изобильного, Ипатово и Светлограда. А в краевом центре первая АГНКС была введена в строй ещё в 1985 году. Сегодня в крае успешно работают 15 автозаправочных газовых комплексов. И что не менее важно, газомоторное топливо всё шире используют в сельской местности. А первым весь грузовой автотранспорт перевёл ещё в 2004 году колхоз — племзавод «Казьминский» Кочубеевского района. Заправка автотранспорта вначале производилась здесь на специальной площадке передвижными автомобильными газовыми заправщиками. Два года назад в хозяйстве была введена в эксплуатацию стационарная АГНКС. Используя газомоторное топливо, колхоз «Казьминский» ежегодно экономит не менее 7,5 млн рублей.

Желающих перейти на газомоторное топливо сегодня немало среди фермеров, рядовых механизаторов. У каждого из них есть автомобиль, но не каждый может позволить себе бензин по цене 43 рубля за литр. Не так давно установка газобаллонного оборудования на автомобиль стоила фактически копейки, а сегодня, по мнению тех же фермеров, эта операция обходится слишком дорого. Например, чтобы поставить на «Жигули» десятой модели импортный баллон объёмом 42 литра в нишу запасного колеса, необходимо заплатить 27 тыс. рублей. Да, автосервис – дело доходное. Конкуренты не дремлют. Появились фирмы и просто мастера, которые не прочь на этом заработать. И если одни берут за установку газобаллонного оборудования очень высокую цену, то другие могут установить его вдвое дешевле. То есть необходимо владеть информацией.

В 2015 году вступил в силу новый технический регламент «О безопасности колёсных транспортных средств», который обязывает владельцев автотранспорта при установке газобаллонного оборудования регистрировать изменения в конструкции автомобиля.

Разрешение на установку газобаллонного оборудования можно получить в компании с сертифицированной лабораторией. Найти её можно на сайте Евразийской экономической комиссии. Неудобство заключается в том, что это единственная в крае подобная фирма. Да и та располагается в Москве. Тем не менее она проверяет возможность установки газобаллонного оборудования и даёт заключение о безопасности. Справки о безопасности требуются, как правило, тем, кто ездит через таможню. Их можно получить электронным путём, компьютер сегодня есть почти в каждом доме.

Помимо этой, единственной компании переход на газ могут оформить и в СТО – сервисе по установке газобаллонного оборудования.

Кое-кто считает, что при переходе на газ происходят изменения в конструкции автомобилей. А специалисты уверяют, что это не так. На самом деле узлы и детали изменениям не подвергаются. Газовое оборудование является лишь дополнением, которое при необходимости можно демонтировать.

Словом, вывод напрашивается один: если хочешь сэкономить, переводи свой автомобиль на газ. Не прогадаешь.

Николай ШЕБАЛКОВ

Наверх