НИКОГДА НЕ ЗАБУДЕМ
В ОДИН ДЕНЬ ПЕЧАЛЬ И РАДОСТЬ
Судьба человека непредсказуема, она может соединить в один момент радостное событие и печаль. Именно так и случилось с заслуженным артистом России Владимиром Земляникиным: он умер в день своего рождения, прожив ровно 83 года. И произошло это 27 октября 2016-го. В тот же день, только на 11 лет позже, а именно в 1944 году, родился другой москвич, тоже ставший знаменитым, – народный артист РСФСР Николай Караченцов. А умер он на днях, всего за сутки до дня рождения.
НИКОГДА НЕ ЗАБУДЕМ
Пришло известие о смерти Николая Караченцова. Хотя в связи с продолжительной тяжелой болезнью Николая Петровича оно было ожидаемо, только теперь по-настоящему понимаешь, какая это огромная потеря для российского искусства.
Мы помним его по многим ролям в кино, а их было более ста. Сниматься он начал сразу после учебы в Школе-студии МХАТ, которую окончил с отличием в 1967 году. Можно сказать, что к актерской деятельности Караченцов был подготовлен с детства. Его мать, Янина Евгеньевна Брунак, была известным балетмейстером и ставила спектакли в крупнейших театрах страны и за рубежом. От нее сын получил первые представления о танцах, о пластике, которые стали непременной частью почти каждой роли артиста.
До экранизации в 1975 году пьесы Александра Вампилова «Старший сын» Караченцов снимался в течение восьми лет в самых разных фильмах, но известность ему принесла именно роль Бусыгина, которую он любил и считал одной из лучших. Были еще «Благочестивая Марта», «Ярославна, королева Франции», «Приключения Электроника», «Батальоны просят огня» и многие другие, но в некоторых лентах разом раскрываются все способности артиста: драматические, комедийные, вокальные, танцевальные… В комедии «Собака на сене», созданной по одноименной пьесе Лопе де Вега, Караченцов в образе маркиза Рикардо, который тщетно добивается руки графини Дианы, пытается привлечь ее внимание пением. Маркиз не обладает красивым голосом, но поет с такой страстью, что его невозможно не заметить. В «Белых Росах» Вася Ходас, весельчак и балагур, тоже поет о девушке, которая не обращает на него внимания. Песенка незатейливая, и голос походящий, далекий от настоящего вокала, но исполнена так легко и самозабвенно, что тут же, как говорится, уходит в народ. Была какая-то магия в песенной манере артиста. Не обладая природными вокальными данными, он создал несколько хитов, среди которых «Леди Гамильтон», «Кленовый лист», «Патриаршие пруды», «Что тебе подарить», «Мне снился сон» и другие. Хрипловатый, полный экспрессии голос Караченцова очень подходил для озвучивания зарубежных фильмов, это он дублирует во многих ролях звезду французского кино Жан-Поля Бельмондо.
Еще одна его особенность – необыкновенная пластичность. Она помогала ему на съемках самому, без каскадеров, справляться со сложными трюками и двигаться в кадре так, словно он в потрясающе быстром темпе выполняет какие-то танцевальные фигуры. Мастерство каскадера потребовалось Караченцову во многих фильмах, но особенно в комедии Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов», где его лихой Билли Кинг, казалось, просто не может выжить в несусветной свалке, как, впрочем, и все остальные.
Но сколько бы мы ни восторгались искусством Караченцова-киноактера, он навсегда останется великим Артистом сцены, даже если бы сыграл только одну роль графа Резанова в театре им. Ленинского комсомола, который по его предложению стали именовать коротко: «Ленком». Сюда он попал после окончания студии по распределению как один из лучших молодых актеров и получил роли в спектаклях «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Страх и отчаяние в третьей империи», «Прощай, оружие!», поставленных еще Анатолием Эфросом.
Темп жизни театра изменился с приходом нового руководителя – Марка Захарова, что позволило Караченцову проявить все лучшие актерские качества. Вспоминая об артисте, коллеги говорят, что он хорошо владел искусством мимов, умел выполнять акробатические трюки. Словом, ему было подвластно все. Именно такие исполнители потребовались для рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», написанной Алексеем Рыбниковым по мотивам поэтической драмы Пабло Неруды. У Караченцова было две роли – главарь рейнджеров и Смерть. Шаг за шагом он приближался к той роли, которую называют визитной карточкой не только самого актера, но и всего театра, – это граф Резанов в рок-опере Рыбникова «Юнона и Авось», либретто к которой написал Андрей Вознесенский. Здесь надо было петь по-настоящему, а Николай Петрович, хотя и брал уроки вокала, высокие ноты вытянуть не мог. Поначалу делал это за него Павел Смеян, игравший роль Главного сочинителя. Подмены никто не замечал, потому что Караченцов покорял всех не голосом, а своей экспрессией, слова песни «Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду» ложились прямо в сердце каждого зрителя.
В 1983 году спектакль был записан для трансляции по телевидению и так понравился знаменитому французскому модельеру Пьеру Кардену, что тот решил показать его в парижском театре «Эспас Карден». С этого начались гастроли по Германии, США и другим странам мира. И повсюду старались оставить память о необычной опере. В Новой Зеландии, например, выпустили монеты достоинством в один доллар, на одной стороне изображен портрет королевы Елизаветы Второй, а на другой – Кончиты и Резанова с лицом Караченцова и название рок-оперы английскими буквами.
Караченцов по праву считался одним из ведущих артистов Ленкома. Этот творческий полет мог бы продолжаться еще долго, если бы не трагедия на дороге, произошедшая 27 февраля 2005 года. Машина, за рулем которой сидел Николай Петрович, на предельной скорости врезалась в фонарный столб. Травма была такой тяжелой, что пришлось делать трепанацию черепа и операцию на головном мозге, после чего артист 26 дней пролежал в коме. Последующее длительное лечение вернуло его к жизни, но не на сцену. Поистине мистическим стало 27-е число в жизни Караченцова: 27 февраля 2017 года произошло еще одно ДТП – машина, где находились Николай Петрович и его жена Людмила Поргина, тоже актриса, перевернулась на ледяной дороге (за рулем была супруга). Состояние актера ухудшилось, добавилось и онкологическое заболевание. Все нелегкие годы за Николаем Петровичем ухаживала его жена, с которой он прожил более 40 лет. Говоря об этом артисте, мы тут же вспоминаем слова его песни: «Я тебя никогда не забуду». Такой талант забыть нельзя.
ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
В этом году Земляникину исполнилось бы 85 лет. Почитатели его таланта вспоминают прежде всего фильм «Дом, в котором я живу». Наверное, потому, что в нем Земляникин родился как Артист.
Однако все же стоит упомянуть и о первой ленте с его участием. В 1954 году вышел «Аттестат зрелости», в котором режиссер Татьяна Лукашевич собрала актерскую молодежь. Главная роль способного, но высокомерного десятиклассника досталась Василию Лановому (школьному товарищу Земляникина). Остальные персонажи в титрах обозначались одним словом – одноклассник. Таким одноклассником, с добавлением «Добчинский на новогоднем балу», и был Владимир Земляникин, которому тогда до окончания Щукинского училища оставалось еще два года. Просто одноклассниками были также Владимир Андреев, известный ныне как выдающийся театральный режиссер, сценарист, народный артист СССР; Лев Борисов, популярный актер, сыгравший в «Бандитском Петербурге» криминального авторитета по кличке Антибиотик. Фамилий еще шестерых исполнителей даже в титрах не было, среди них оказался и… Михаил Державин, очередной одноклассник.
Владимир Земляникин, едва начав сниматься, стал одним из самых любимых артистов советского кино. Наверное, потому, что в своих первых фильмах он появлялся на экране в образе простого парнишки, открытого, доброго, честного, каким был герой 60–70-х годов. Да он из такой среды и вышел: отец работал на автомобилестроительном заводе имени Лихачева, мать была домохозяйкой. Володя посещал театральную студию при заводском Доме культуры. Здесь он постигал основы будущей профессии вместе с Верой Васильевой, ныне актрисой Театра Сатиры, знакомой нам по многим фильмам, и Татьяной Шмыгой, ставшей звездой оперетты.
В 1951 году Владимир поступил в Щукинское училище и, будучи студентом, помимо «Аттестата зрелости», снялся еще в фильмах «Испытание верности», «Сын» и «Разные судьбы». Получив диплом в 1956 году, Земляникин год работал в Театре-студии киноактера, а потом перешел в «Современник», где прослужил 57 лет, до конца жизни. В 1957 году судьба свела его с создателями фильма «Дом, в котором я живу». Автор сценария Иосиф Ольшанский вспоминал, что был удручен подбором артистов. Ему казалось, что режиссеры Лев Кулиджанов и Яков Сегель неправильно трактовали созданные им образы, что Михаил Ульянов, Валентина Телегина, Евгений Матвеев и другие им не соответствуют. И только увидев Володю Земляникина, которому предназначалась роль младшего сына Давыдовых Сережи, он понял, что это – прямое попадание. Сережа в исполнении Земляникина стал любимцем всей страны. Честный, прямой, храбрый, верный, его герой обладал потрясающим обаянием, и сценарист заметил, что в таких случаях говорят: «Он играл самого себя». Видимо, дело было в том, что природные качества, характер молодого артиста совпадали с образом киногероя. Сережа всегда готов был броситься на помощь. И Володя однажды спас ребенка. Обычно около съемочных площадок собираются люди, которым интересно, «как делают кино». Когда в районе Курского вокзала снимали заключительные эпизоды ленты «Дом, в котором я живу», женщина, стоявшая с ребенком, не заметила, как мальчик выбежал на рельсы, а по ним мчался трамвай. Но это увидел Володя и кинулся к ребенку. Он вытолкнул мальчика чуть ли не из-под колес, а сам получил сильный ушиб.
В фильме люди, поселившиеся в новом доме на окраине Москвы, проживают значительный отрезок жизни. Пережив годы репрессий и войны, они дождались победы и снова окунаются в ту повседневность, где просто работают, любят, страдают… Очевидно, он потому и привлекает зрителей даже через 60 лет после выхода на экран, что там все близко каждому человеку. Фильм заслуженно получил премию на фестивале в Брюсселе.
Земляникин, снявшийся более чем в 50 фильмах, долгое время был на экране примерным парнем («Неподдающиеся», «Солдатское сердце», «Особо важное задание»…). Артисту надоело «лепить» похожие образы, и позднее он не раз доказал, что умеет перевоплощаться. Когда начался подбор исполнителей для телесериала «Следствие ведут знатоки. Полуденный вор», актер попросил роль автослесаря Молоткова, который по сути своей был жуликом. Но режиссер сказал: «Ты же социальный герой, а нам нужен алкоголик». Мол, у Владимира Михайловича лицо совсем другое. Тогда Земляникин сказал: «Что, вам лицо нужно? Я принесу лицо через неделю». И действительно, явился на съемочную площадку небритым, в таком ужасающем виде, что тут же был принят. Он так попал в образ, что завсегдатаи пивных, около которых проходили съемки, принимали его за своего.
В театре у Земляникина были самые разноплановые роли, зрители аплодировали ему, когда он только появлялся на сцене. Никто и не догадывался, как тяжело было еще молодому артисту, когда у него обнаружили открытую форму туберкулеза. Врачи предложили удалить легкое, но он отказался. Начал активно лечиться и по совету Людмилы Ивановой (Шурочки из «Служебного романа»), тоже актрисы «Современника», стал бегать трусцой. Сначала преодолевал лишь 200 метров, потом увеличивал расстояние. Через год поправился. Его поддерживала супруга, журналистка Людмила Егорова. Они поженились в 1968 году и прожили вместе до конца жизни артиста. А первой его супругой была актриса Любовь Лифенцова, которая родила дочь Елену.
Идиллия ДЕДУСЕНКО