№ 46 (3725) 21.11.2018  

О СПОРТ, ТЫ — ПУТЬ К СВОБОДЕ

Есть ли футбол в ставропольских колониях?

Олег Степаненко

Имена двух известных российских футболистов – Александра Кокорина и Павла Мамаева – теперь знают даже те, кто футболом никогда не интересовались. К сожалению, такая всенародная известность пришла к ним не в футбольных, а в уличных баталиях. Спортсмены арестованы и пребывают в СИЗО по подозрению в злостном хулиганстве и нанесении побоев мирным гражданам.

Адвокаты подозреваемых жалуются на то, что их подопечным могут поломать всю карьеру, так как в сложившейся ситуации они не имеют возможности поддерживать спортивную форму.

«СГВ» решили поинтересоваться, имеют ли такую возможность заключенные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях Ставрополья. Предлагаем вам интервью, которое дал нашей газете полковник Олег Степаненко, начальник отдела воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН России по Ставропольскому краю.

— Олег Иванович, как обстоят дела с физкультурой и спортом в местах отбывания наказания?

— У заключенных хорошие условия для занятий физкультурно-спортивными мероприятиями. В каждом учреждении у нас имеются спортивные уголки, а в большинстве из них есть и футбольные поля. За полями ухаживают сами осужденные.

В спортивных городках у нас есть антивандальные тренажеры, которые трудно сломать. Осужденные занимаются согласно предусмотренному распорядку дня в отведенное для этого время. По планам культурно-массовых мероприятий, которые в основном составляются на выходные и праздничные дни, также проводятся физкультурные мероприятия. В том числе спартакиады, которые в основном проходят в летнее время года.

Режим имеет значение

— График занятий в разных учреждениях составляется свой?

— Да, в зависимости от распорядка дня конкретного учреждения. Фактически везде он примерно одинаковый. Может, время проведения немного отличается.

— Это зависит от строгого или общего режима?

— Да, безусловно, вид режима имеет значение.

— Какие виды спорта наиболее популярны?

— Конечно, футбол. Но за футбольными полями сложно ухаживать и они есть не везде. Для хорошей травы нужно большое финансирование. Тут мы все делаем в пределах разумного, в зависимости от наших возможностей.

Когда в России проходил чемпионат мира по футболу, то проводились многочисленные турниры, в том числе на мини-футбольных полях в колониях-поселениях. В них, в частности, принимали участие футбольные молодежные клубы из села Кочубеевского и города Невинномысска. Они играли с осужденными этих колоний-поселений.

— Происходят ли такие турниры спорадически или есть некая система?

— Соревновательный процесс, если говорить о футболе, во время чемпионата мира, конечно, усилился. Но постоянно проходят и турниры по другим видам спорта: настольному теннису, баскетболу, волейболу, шахматам и шашкам.

Большой плюс

— Многие ли заключенные хотят заниматься спортом? Или они предпочитают в свободное время просто полежать и отдохнуть?

— В основном активно спортом занимаются те осужденные, которые стремятся к условно-досрочному освобождению. Или к замене жестких мер наказания на более мягкие меры. Спортивная активность учитывается при составлении характеризующих материалов для направления в суд. Это для заключенного очень большой плюс.

Участвующие в соревнованиях поощряются начальниками учреждения согласно Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. Составляется приказ начальника учреждения. Например, если у осужденного было ранее наложенное взыскание, то его можно снять досрочно. Кому-то может быть объявлена благодарность. Кого-то устроит дополнительная посылка или дополнительное длительное свидание.

— Проводятся ли турниры среди осужденных из разных мест заключения?

— Нет, в основном у нас внутренние турниры — внутри одного учреждения между отрядами. Причина в том, что, согласно законодательству, мы не имеем права, например, заключенных общего режим привезти к заключенным строгого режима.

— Можно ли говорить о каких-то командах-фаворитах в подобных соревнованиях?

— Это у нас обычно первые отряды, то есть отряды хозяйственного обслуживания учреждения. И так называемые рабочие отряды, в которых отбывающие наказание трудятся на производственных объектах.

Труд – это главное

— Были ли случаи, когда на территории Ставропольского края отбывали наказание известные спортсмены?

— Нет, за время моей десятилетней работы в аппарате управления такого в крае не случалось. Получается, спортсмены у нас все законопослушны.

— А если человек творческой профессии – актер или музыкант – попадает к вам?

— Поддержать форму ему вполне возможно. В каждом подразделении ведется кружковая работа, в том числе в виде художественной самодеятельности. Вот сейчас, с 15 ноября, начинается проведение очередного ежегодного смотра-конкурса самодеятельности.

В этом году у нас тематика: «Я доброволец-волонтер». Именно в таких смотрах- конкурсах принимают участие творческие коллективы, музыканты, те люди, которые на свободе занимались творческой деятельностью.

— Какие еще формы воспитательной и социальной работы реализуются в вашей системе?

— Главная форма воспитания – труд, который, как известно, и сделал человека человеком. Возможность трудиться на производственных объектах – это самое основное. Кроме того, при каждом нашем учреждении есть школы, заключенные имеют возможность заканчивать учебное заведение. В том числе получать высшее образование. При дистанционной форме обучения можно получить диплом вуза. И это не какие-то единичные примеры. Профессиональные училища работают при каждом учреждении, где можно приобрести профессию каменщика, стропальщика, повара или сварщика.

Сергей ТАВРОВ

Фото Виктора Нестеренко

Комментарии
Наверх