ЛУБОК ИЗ ПРИЧУДЬЯ
В Ставропольском музее изобразительных искусств открылась выставка эстонского художника Павла Варунина
Чудское озеро известно не только своей рыбой. На его эстонском берегу после церковного раскола в 17 веке поселились старообрядцы, не захотевшие принять реформы патриарха Никона. Они создали очень своеобразную субкультуру, одним из элементов которой является лубок.
Лубочная картинка – это особый вид графики, которую еще иногда называют народной. Ее отличает простота образов и непременная подпись, поясняющая изображение.
Ольга Бендюк, заместитель директора музея по научно-исследовательской работе, рассказала присутствующим на открытии выставки об истории лубка, старообрядцах и о самом авторе.
Павел Варунин – потомственный старообрядец федосеевского толка. Он является известным в Эстонии общественным деятелем, председателем Союза старообрядческих общин Эстонии и Общества культуры и развития староверов Эстонии. Связи эстонских староверов со своими братьями по вере обширны и простираются от России до Канады.
На выставке представлены 150 цветных графических печатных листов, которые служат иллюстрациями к старообрядческим азбукам, апокрифам, к догматическим основам староверов, их символу веры, к популярным духовным стихам, а также народным поговоркам, пословицам и частушкам. Если в традиционном старообрядческом лубке преобладают религиозные моменты, то у Павла Варунина много лубков посвящены описанию быта, народных примет и поверий обитателей Причудья.
Лубочные картинки Павла Варунина выполняют не только функцию книжной иллюстрации, но и обучают чтению на церковнославянском языке, на котором выполнены некоторые подписи к рисункам.
Творчество Варунина многосторонне: он иллюстрирует книги, рисует лубочные картинки, занимается резьбой по дереву и металлу, издает книги о староверах. Он занимается также резной деревянной иконой, и четыре иконы его работы находятся в часовне, построенной на месте сожжения идеолога старообрядчества – протопопа Аввакума. Однако сам он скромно считает, что настоящего уровня мастерства достиг только как гравер.
Выставка в городе Ставрополе демонстрируется впервые. Ранее, в ноябре 2017 года, она побывала на международной конференции в Левокумском районе, в поселке Новокумском, где живут ставропольские староверы (так называемые казаки-некрасовцы), и расположен музей истории и культуры староверчества.
На открытие выставки пришли студенты-филологи СКФУ. Для них эта выставка представляет большой интерес, как и для всех тех, кто интересуется языком, фольклором и историей.
Сергей ТАВРОВ
Фото Виктора Нестеренко