В ЗОНЕ РИСКОВАННОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ
Как сохранить плодородие почв
По данным регионального аграрного ведомства, площадь земель сельскохозяйственного назначения в крае превышает шесть миллионов гектаров. Земли эти интенсивно используются, что обусловило развитие целого ряда процессов, негативно влияющих на плодородие почв.
Наибольший ущерб им наносит водная и ветровая эрозия. Учёные подсчитали, что ежегодные потери верхнего плодородного слоя почвы только от действия водной эрозии составляют 29 тонн на гектар. От ветровой эрозии потери не столь ощутимы. Однако старожилы наверняка помнят пыльные бури 1969 и 1979 годов. Ветер ураганной силы, разгулявшийся тогда на всём Северном Кавказе, унёс в ближайшие лесополосы не только верхний слой почвы, но и семена уложенных в неё культур.
Ещё одна беда – засоление земель. Солонцов и солонцеватых почв в нашем крае наберётся свыше 1430 тысяч гектаров, а это ни много ни мало – 25 процентов.
И совсем плохи дела с содержанием в пахотных землях органического вещества. Низким и очень низким содержанием органического вещества характеризуются более 90% пашни. Если верить учёным, на почвы с высоким содержанием органического вещества приходится лишь один процент. Такие черноземы есть в Кочубеевском, Предгорном и Шпаковском районах.
А чему удивляться, наш регион расположен в зоне рискованного земледелия. Из чего следует, что надо быть всегда готовыми и к пыльным бурям, и к засухе, и к другим напастям.
Лесополосы на защите урожая
Ещё в первой половине XIX столетия в Ставропольской губернии появились первые защитные лесные полосы. Особенно активно они создавались в пойме реки Кумы. Уже тогда люди поняли, что именно лесные насаждения способны противостоять и пыльным бурям, и засухе. Позже лесополосы появились на всей территории степного Ставрополья. По утверждению учёных, под защитой лесных насаждений урожайность зерновых культур на каждом гектаре на 6-7 центнеров выше, чем на полях, которые остались без такой защиты. К сожалению, в 90-е годы государство резко сократило финансирование работ по уходу за лесными полосами. Многие из них были уничтожены огнём, значительная часть вырублена на дрова.
Подобное, прямо скажем, не хозяйское отношение к лесным насаждениям не могло не сказаться на состоянии почвы. В ряде районов возобновились пыльные бури. Они напомнили аграриям о том, что с землёй шутить не дозволено.
Разумеется, власти края пытались изменить ситуацию. На реализацию программы повышения плодородия земель сельхозназначения, рассчитанную на 2006-2008 годы, из регионального бюджета было выделено 52,8 млн рублей. Деньги не очень большие, но, как говорят, лиха беда – начало. Только за два года в крае были созданы новые лесные полосы на площади, превышающей 720 гектаров, а работы по уходу за старыми насаждениями удалось провести более чем на 800 гектарах. Деятельность по наведению порядка в лесополосах продолжилась и в последующие годы, что позволило несколько снизить темпы убывания плодородия земель. Остановить процесс полностью не получается из-за острого дефицита финансовых средств. И всё же в последнее время ежегодно в крае создаётся около 400 гектаров защитных лесных насаждений.
Безотвальная система
Но лесные насаждения – не единственное средство борьбы с деградацией почв. Ещё в 70-е годы прошлого столетия на Ставрополье были организованы опытные хозяйства по пропаганде так называемой безотвальной системы земледелия. Эта система широко применялась в хозяйствах Изобильненского, Шпаковского, Левокумского и других районов. Ею обрабатывалось примерно полтора миллиона гектаров. И были достигнуты хорошие результаты. На землях этих районов прекратилась водная и ветровая эрозия почв, выросла урожайность всех культур и снизились затраты.
К сожалению, безотвальная система земледелия так и не нашла в те годы широкого применения на Ставрополье. К концу 80-х годов её фактически прекратили применять. А жаль. Учёные подсчитали, что при безотвальной обработке смыв почвы в 33 раза меньше, чем при отвальной. И ветровая эрозия при безотвальной обработке исключена полностью. А ведь известно, что на восстановление лишь одного сантиметра гумуса в почве требуется не менее 100 лет.
Зелёное удобрение
Медленно приживается в крае и такой эффективный способ повышения плодородия земель, как сидерация. Сидерация – это разрыхление грунта корнями растений, а сидераты – это растения, которые выращивают для того, чтобы повышать плодородие почвы. Возможно, что не все осведомлены о преимуществах сидеральных культур. А сидерация не только защищает почву от водной и ветровой эрозии, но и обеспечивает хорошим органическим удобрением. Установлено, что запаханные в почву на гектаре земли 20 тонн капустных листьев эквивалентны 30 тоннам навоза. На засоленных почвах учёные советуют в качестве сидеральной культуры использовать донник. Зелёное удобрение из донника в 3,5 раза дешевле затрат на внесение навоза.
И ещё об одной проблеме следует напомнить. После жатвы хлебов ещё нередко можно видеть, как горит стерня. Таким образом после озимой пшеницы некоторые хозяйства снова готовят поля либо под пшеницу, либо под озимый ячмень. Минсельхоз региона не раз заявлял, что стерню жечь нельзя, что оно больше не будет мириться с этим злом. А зло действительно большое, поскольку горит не только солома, а и всё живое – насекомые, в том числе и полезные. Горит и верхний слой почвы, тот самый гумус, о сохранении которого обязаны заботиться все. Растительные остатки должны оставаться на поле. Только необходимо их равномерно распределять по полю в виде мульчи или заделать в почву. А чтобы ускорить их разложение, необходимо внести и азотное удобрение. Впрочем, агрономы и сами знают, что и когда вносить. Уж кто-кто, а они-то как раз и должны следить за состоянием нашего главного богатства – земли.
Николай ШЕБАЛКОВ
Фото Виктора Нестеренко