ТОЧНЫХ ЦИФР НЕТ
Житель Ставрополья отыскал несколько десятков пропавших без вести воинов Великой Отечественной войны
Александр Паненко окончил исторический факультет Ставропольского госпединститута, перед уходом в запас в звании подполковника служил в отделе МВД РФ по Изобильненского городскому округу. Имеет ведомственные награды.
Еще в школьном возрасте, рассматривая в семейных альбомах старинные фотографии родственников, Саша часто интересовался у бабушки судьбами своих предков. Этот неподдельный интерес к истории рода и стал основой его поисковых изысканий.
Узнать о судьбе дяди
— До революции наша казачья семья жила на Кубани в станице Величковской, — рассказывает Александр. — Мои прадеды служили в Кубанском казачьем войске, один из них, Артем Паненко, был награжден медалью «За турецкую войну». В конце 20-х годов прошлого века семья из-за пагубной политики расказачивания переселилась на Ставрополье, где было спокойнее.
По словам Александра, у его бабушки сохранились фотографии ее отца, который воевал в Первую мировую войну в одном полку с кавалером трех Георгиевских крестов и двух Георгиевских медалей Иосифом Апанасенко, уроженцем Ставропольской губернии. Бережно хранятся в семье и фотоснимки родного брата дедушки Александра, пропавшего без вести в годы Великой Отечественной войны. Именно огромное желание узнать о его судьбе и подтолкнуло молодого историка к поисковой работе после окончания института в 1993 году. С этого времени он начал приобретать бесценный опыт, пройдя за четверть века долгий путь исследователя, открывая не только для родных и близких, но и всего общества имена павших. С помощью поисковиков из Волгоградской области нашел братскую могилу, где похоронен брат его матери – не так давно вместе с мамой он побывал там.
Без пафоса
— Трудно, наверное, образно говоря, искать иголку в стогу сена? – спрашиваю Александра Паненко. — Я имею в виду розыск тех, кто не вернулся с полей сражений, сгинул в концлагерях, кто был захоронен в братской могиле …
— Конечно, нелегко. Но мной и в первые годы поисков, и сейчас движет осознание важности того, чем занимаюсь. Скажу без пафоса, но искренне: мы, ныне живущие, в неоплатном долгу перед теми, кто в суровую годину отстоял наше Отечество.
Александр раскрыл сам процесс поиска. Это, как правило, запросы в различные архивы, чаще всего — в военные. С появлением Интернета значительно расширились возможности для изысканий. Он установил контакты и с поисковыми отрядами, и с такими же, как сам, одиночками, причем не только в нашей стране, но и в Белоруссии, Германии, Украине. Ведет постоянную переписку, обменивается информацией.
К сожалению, о судьбах многих бойцов и командиров Красной армии, не вернувшихся с фронта, до сих пор ничего не известно. На помощь пришел обобщенный банк данных Министерства обороны РФ «Мемориал». По сути, это неиссякаемый источник полезных документов для поисковиков. Воспользовавшись этим банком, Паненко начал сверять списки пропавших без вести земляков со списками пленных, которые аккуратно составляли фашисты. Хотя прошло уже более 70 лет со дня Победы, немало солдат, которые значатся в этих списках, официально числятся пропавшими без вести, и родственники о них ничего не знают. Собирая буквально по крупицам информацию о тех, кто не возвратился с полей сражений, но чьи судьбы стали Александру известны, он на протяжении многих лет публиковал о них материалы в газетах Изобильненского, Труновского, Петровского, Туркменского, Ипатовского, Благодарненского, Апанасенковского, Кировского, Грачевского районов, а также в периодических изданиях Кабардино-Балкарии, Чеченской Республики, Ростовской области.
Шквал телефонных звонков
Люди, наконец, после бесконечных, но зачастую бесполезных обращений в военкоматы, другие органы власти стали узнавать подробности о гибели на фронте, нахождении в плену, даже месте захоронения своих родных. На Паненко обрушился шквал телефонных звонков и писем, к нему начали приезжать родственники погибших из разных уголков Ставрополья, республик Северного Кавказа, других регионов страны.
— Эти встречи невозможно ни забыть, ни описать — говорит поисковик, — столько было переживаний, волнений, эмоций! Кто-то радовался, кто-то плакал, кому-то становилось плохо. До сих пор мне звонят, просят разыскать брата, мужа, отца, деда.
Немалую помощь ему оказывают поисковые отряды, поскольку у них больше финансовых возможностей, они выезжают на места минувших боев, находят останки погибших и предают земле. Если о павшем становится известно, что он родом из нашего края либо с Северного Кавказа, Александру приходит такое сообщение, и он начинает искать его родственников.
В августе прошлого года в Брянской области нашли останки бойца, у которого сохранилась медаль «За боевые заслуги». Имя установили по номеру награды в Российском государственном военном архиве: Фёдор Боев, уроженец города Ворошиловска (ныне Ставрополь), до войны проживал с семьей в Брянской области. В этом же регионе поисковики обнаружили захоронение пяти советских воинов и среди них останки нашего земляка, красноармейца Ивана Зибарова из села Кугуты Петровского района. Увы, их родственников найти пока не удалось…
Я спросил Александра, ведет ли вообще счет тех, чьи судьбы стали известны по ходу исследований. Оказалось, точных цифр нет, но в целом за годы поисков он отыскал несколько десятков уроженцев края и соседних регионов. Для него важнее, как сам он считает, вырывать из небытия, из забвения солдат, не вернувшихся домой, чтобы о каждом из них знали, потому что не было безымянных воинов.
Любовь к родине – не пустой звук
Сегодня розыск павших является неотъемлемой частью военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Для многих представителей молодежи любовь к Родине — не пустой звук. Одна только общероссийская акция «Бессмертный полк» чего стоит… Поисковика часто приглашают в учебные заведения Изобильного, в библиотеки для бесед со школьниками. Он подробно рассказывает о результатах своих исследований, о героизме советских солдат и офицеров на фронте и в плену, опровергает попытки недругов исказить историю Второй мировой войны, принизить решающую роль СССР в разгроме фашизма. Некоторые ребята на встречах рассказывают о своих родных и близких, прошедших войну. Увы, сейчас детей не просто привлечь к поисковому процессу, гаджеты отвлекают от живого общения, интереса к самой идее розыска, хотя в ряде поисковых отрядов немало подростков. Еще один фактор, который негативно влияет на неокрепшее сознание учеников – голливудские блокбастеры о войне, где зачастую сюжеты не отвечают реалиям. И хорошо, что им в противовес появились современные фильмы о Великой Отечественной войне: «Брестская крепость», «28 панфиловцев», «Сталинград», «Битва за Севастополь». Примеров мужества в отечественной истории очень много.
Анатолий БЕРШТЕЙН
Фото из семейного архива.