№ 11 (3741) 20.03.2019

ЖИВОПИСНЫЕ КОДЫ

Художник Виктор Иванов пишет — как любит

Накануне 70-летия известного в крае и за его пределами художника Виктора Иванова в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств прошла его персональная выставка «Фантазии и реальность». Виктор Иванов – участник многих международных, республиканских, зональных и краевых выставок. Его работы находятся в музеях и частных коллекциях России, США, Германии, Франции, Греции, Болгарии, Израиля, Казахстана, Узбекистана…

Красиво всё

Сейчас уже снимают картины, а у меня в памяти её открытие. Зал полон. Приподнятое настроение, почти праздник. Кто-то давно не виделся: хороший повод порадоваться встрече и обменяться впечатлениями. Но не в этот раз.

— Какая красота! – помнится, не сказала, а, скорее, выдохнула я, едва перешагнув порог выставочного зала и… «ушла» в выставленные картины в прямом и переносном смысле. Примерно через неделю, когда вернулась сюда снова рассмотреть их внимательнее, нечто подобное услышала от маленькой, но очень серьезной девочки. Вместе с бабушкой они давно ходили по залу и тихо переговаривались. Но приблизившись к серии полотен с ангелоподобными нимфами, девочка уже не в состоянии была сдержать восхищения. Позже я узнала, эта пара — бабушка и внучка — приехали в Ставрополь из Невинномысска… специально, чтобы увидеть «Фантазии и реальность». Любовь Викторовна Левандовская делает это всякий раз, когда в краевом центре появляется интересный вернисаж.

— А что именно «красиво»?- спросила я тогда девочку.

— Всё! – ответила она. И опять мы с нею совпали.

Действительно, красиво всё. После часового блуждания по живописному пространству с удивительными фантазийными полотнами, женскими портретами, натюрмортами, пейзажами; даже с жутковатой серией «Дьяволиада» я убедилась в этом окончательно.

По опыту знаю: чтобы оценить работу художника, необходимо понять, что является «корнем», основой его творчества. Глубоко уважаемый мною заслуженный художник РФ Павел Гречишкин любил природу, знал её и воплощал в своих пейзажах как никто другой! Немногословный Петр Горбань болел страстью писать. Виктор Иванов пишет — как любит. И любит — как пишет. Легко, полетно, свободно. Его «Фантазии и реальность» — это откровение мастера о неземных красотах снов и мечтаний молодости; о заблуждениях и прозрениях зрелости; наконец, об обретениях возраста мудрости, когда становишься не только художником, но и философом.

Стена начальная — стена финальная

Только вначале экспозиция кажется неохватной, а тематическое и жанровое разнообразие огромным. Уже в названии внимательный зритель найдёт ключи к пониманию её логики. Фантазии и реальность – это как две ипостаси, питающие творчество Виктора Иванова. В картинах сошлись «полётная душа» и аналитический ум художника.

Эту особенность почувствовали организаторы выставки и по-своему четко простроили экспозицию. В самом начале — художественный пролог к основным темам, волнующим автора. Вот масштабное полотно «Пророк». Из мелких геометрических фигур в центре картины формируется лик аскета-пророка, окруженного как бы «вмонтированными» в полотно профилями и «фасами» людей. В их глазах — страх, надежда, недоверие… Не про нас ли, напуганных новыми реалиями жизни, всё это?! Наше время – это когда в остром противостоянии сошлись столетия и цивилизации; мир и война; правда и ложь… «Пророк» был завершён в 1990 году, когда в воздухе уже носилось предчувствие перемен. У Иванова был беспрецедентный подъём. Будто огонь жег изнутри. Откуда брались сюжеты, по признанию автора, он и сам не знает.

— Когда возникла серия «Маски», для меня каждый новый поворот темы как бы диктовал форму и исполнение замысла, — рассказывал Виктор. — Мне хотелось в аллегорической форме показать конфликт человека и общества в самый острый, трагический момент жизни. Это было чем-то вроде предвидения надвигающейся на страну катастрофы, её распада. Виктор Иванов написал тогда более 20 картин. И больше никогда к этой серии не возвращался. Зачем, если зашифрованные в ней смыслы до сих пор открывают зрителю свои глубины.

На «финальной» стене экспозиции — портреты членов семьи: здесь автор и его самые близкие люди.

Две родины

Первая его родина – Ставрополье, где он появился на свет, а вторая — «чимкентская». В солнечный город на юге Казахстана родители переехали, когда мальчику было двенадцать лет. Рисовать Виктор любил с детства, поэтому после девятого класса поступил в Ташкентское художественное училище имени Бенькова. Закончив его, вернулся в Чимкент, работал в художественных мастерских Художественного фонда Казахской ССР, нарабатывал мастерство.

В Казахстане и Узбекистане тогда обосновались литераторы, ученые, художники — многие в прошлом ссыльные интеллигенты. Это благодаря общению с ними Виктор напитался идеями свободы творчества и получил хорошие уроки рисования, живописи. Позже, на занятиях в «Строгановке» (Московское высшее художественно-промышленное училище), куда Иванов поступил на отделение монументальной живописи в начале семидесятых годов, его работы часто ставили в пример сверстникам.

В том, что автор действительно уникальный рисовальщик, можно судить по разделу графики, где выставлены работы с потрясающе тонкой проработкой деталей. Именно здесь — «истоки» его живописных трудов. Сам художник говорит: «Картины, которые вы видите, можно подарить, продать, а графику трогать нельзя, это первооснова всего, что я сделал».

— Я вообще не понимаю, что это такое — искать тему, — рассказывает он. — Для меня картина – способ выразить себя, свои чувства и мысли. Другой вопрос, как это сделать, какую форму найти. С самого начала мне хотелось писать по-своему. А для этого надо было уйти от связывающих пут «школы». И равняться на тех, кто, преодолевая трудности, уже проторил свою «дорогу» в искусстве.

Его кумиры

Своеобразной благодарностью своим учителям и кумирам юности, любимым художникам стала серия картин «Художник и время», шесть из которых были представлены на выставке. На одной — фрагменты известнейших работ Ван Гога, выписанных в максимальном приближении к оригиналам. Через всё полотно навстречу друг другу тянутся руки, но так и не соприкасаются.

Наверняка, стремились к идеалу как любимые Ивановым старые мастера античности, так и воспевшие красоту человеческого тела «титаны» эпохи Возрождения: Микеланджело Буонаротти, Тициан, Эль Греко… Их искусство с особой тщательностью изучал, но никогда не копировал художник.

Время перемен безжалостным колесом прошлось по судьбам миллионов людей бывшего СССР. Что в «новой» жизни было добром, а что злом, где пролегла разделительная черта? Во что верить?

— Своеобразным откликом на вопросы «времени перемен» стала юбилейная выставка Виктора в Доме художника под названием «Время Света и Тьмы» в 1999 году. Её основу составили картины философского, мистического содержания о бессмертии души, тяге человека к свету и о постоянной борьбе, которая идет между Добром и Злом, — рассказывает искусствовед, жена и верный друг художника Надежда Горбушина.

— Взять «Зов Вершин» — полотно, в общем-то, автобиографическое. Речь о прозрении, которое пережил сам Виктор. Его твердое убеждение состоит в том, что единственное спасение для всех нас — не ответная агрессия по отношению к ближним и дальним, а устремление к Свету, к Богу. Именно такой «свет вершин» видит он сам.

— А как же серия «Дьяволиада»? – не могу удержаться от вопроса, рассматривая жесткие сюжеты в разделе графики. — Вообще, откуда взялась вся эта сатанинская рать?

Надежда на минуту задумалась:

— А разве такого «добра» мало в нашей с вами жизни сегодня? Разве мы не лжём, не совершаем дурных поступков? Там, где есть святость, есть и искушения, а значит, грех.

В 2014 году, накануне 70-летия Победы, Виктор написал холст «Фашизм – абсолютное зло». В отделе графики можно увидеть эскизы к картине – многорукого Дьявола.

— В православии есть Святая Троица, и у дьявола тоже — своя триада, — объясняет Надежда. — Знаете, что здесь интересно? Вначале Виктор всё это нарисовал, а потом мы прочитали «Розу Мира» Даниила Андреева. Практически он художественно изобразил всё то, о чем пишется в этой книге.

Закон двойного бытия

Бог изначально создал мир прекрасным. И дал Человеку способность не только видеть, но и создавать Божественную Красоту. Этой способностью Он одарил человека-мужчину и человека-женщину. Мужчина, Женщина и Любовь… Эта триада — основа жизни и залог её продолжения. Лишь мистическая связь двоих, когда она чиста, способна приумножать Красоту. Таким в музейной выставке был главный посыл художника Виктора Иванова нам, зрителям. И в нём ключ к пониманию его художественных мистерий (таинств).

На автопортрете «Вдохновение», что выставлен на афише рядом с музеем, он пристально всматривается в жизнь. Художник живет образами, из окружающей жизни черпает темы. Значит, он – исследователь жизни. В картине «Мастер» Художник Иванова служит искусству как монах. Он – миссионер. В мистическом полотне «Порог двойного бытия» — это мученик, душу которого разрывают противоречивые страсти: с одной стороны – стремление к высоте, с другой — искушения. Творчество художника — светлая радость и муки одновременно. Такова судьба мастера.

Впрочем, конкретному человеку, художнику Виктору Иванову, в отличие от «лирического героя» живописных полотен крепко повезло. В стремлениях, поисках, сомнениях у него всегда есть поддержка. Его жена Надежда — и главная надежда, и муза, и умный советчик.

Слово «муза» в переводе с греческого — «мыслящая». Муза художника Виктора Иванова живёт в прекрасных женских образах – нимфах, ангелах, сильфидах. И только слепой не увидит в них сходства с супругой.

Не только супруга, но в разное время сын Олег и дочь Настенька становились «натурами» для полотен отца. Кстати, и дети прекрасно рисовали. Каждый из них уже живет своей жизнью. Но долго друг без друга обходиться не могут. Приезжают домой. Потому что они – СЕМЬ-я.

Тамара ДРУЖИНИНА

P.S.: К сказанному остаётся добавить, что Виктор Иванов принял решение подарить 500 своих полотен родному городу. Это большая часть того, что было создано им в течение всей жизни. Конечно, при условии, что для размещения этого ценнейшего наследия найдётся достойное место.

Наверх