«НИЗКАЯ ИНФЛЯЦИЯ — НЕ ВСЕГДА ХОРОШО»
От Центрального банка Российской Федерации (Банк России) во многом зависит экономика страны. Совместно с правительством страны Банк России разрабатывает и реализует государственную денежно-кредитную политику, одной из важнейших целей которой является поддержание ценовой стабильности. В прошлом году Центробанк дважды поднимал ключевую ставку на 0,25 процентного пункта (в сентябре и декабре). А в марте 2019-го сохранил ее на уровне 7,75%. Каковы причины такого решения ЦБ? На эфтот и другие вопросы «СГВ» ответил управляющий Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России Георгий Тикунов. Он дал эксклюзивное интервью нашей газете.
— Георгий Алексеевич, каковы причины последнего решения Банка России по ключевой ставке 22 марта?
— Все изменения ставки тесно связаны с колебаниями инфляции. Любое решение по ключевой ставке принимается для стабилизации ценовой динамики. Мы помним, что 2014 год был очень сложным: введение санкций против России, ответные меры в виде продовольственных эмбарго на определенные импортные товары, другие процессы в поле международных отношений привели к ослаблению рубля и существенному росту цен.
Для сдерживания этих процессов Банк России неоднократно повышал ключевую ставку. К концу 2014 года она составила 17% годовых. Но уже начиная с 2015 года ситуация внутри страны начала стабилизироваться. Темпы роста цен на товары и услуги замедлились, снизились внешнеполитические шоки, и Банк России начал последовательно снижать ключевую ставку. К середине 2018 года она была снижена до 7,25% годовых, и только во второй половине 2018 года ставку подняли в два этапа до 7,75% годовых.
Решение по ключевой ставке всегда связано с серьезным анализом макроэкономической ситуации. Оно зависит от того, как складываются инфляционные процессы и есть ли существенные риски отклонения инфляции от цели 4%. В марте Совет директоров Банка России сохранил ключевую ставку на уровне 7,75%. В прошлом году, когда дважды поднимал ее на 0,25 процентного пункта, Банк России предполагал, что под влиянием повышения НДС и ослабления рубля инфляция в 2019 году может существенно ускориться. Можно сказать, что два этих решения, особенно принятое в декабре, были упреждающими – они должны были нивелировать рост инфляции и обеспечить ее значение в интервале 5,0-5,5% по итогам 2019 года и возвращение к 4% в начале 2020 года. 22 марта Банк России снизил прогноз годовой инфляции на конец 2019 года с 5,0–5,5 до 4,7–5,2% и прогнозирует ее возвращение к 4% в первой половине 2020 года.
В январе 2019 года инфляция соответствовала нижней границе этого прогноза. Влияние повышения НДС на рост цен оказалось умеренным. На момент заседания Совета директоров в марте вклад повышения налога в годовые темпы роста потребительских цен в значительной мере реализовался. В феврале—марте 2019 года инфляция складывается несколько ниже ожиданий Банка России. Несмотря на то, что инфляционные ожидания населения и предприятий заметно снизились в последние два месяца, они остаются на повышенном уровне. Тем не менее отложенные эффекты повышения НДС могут проявляться в ближайшие месяцы, в то время как краткосрочные проинфляционные риски снизились. Взвешенно оценив эти факторы, Банк России решил оставить ключевую ставку неизменной.
— Бытует мнение, что если ставка снижается, то это хорошо в обыденной жизни. Например, дешевеет ипотека.
— Да, любому гражданину хочется жить в условиях низкой инфляции. Есть представление, что в условиях снижения цен жить достаточно комфортно. Но это не всегда так.
В условиях дефляции (понижения цен) происходит изменение поведения населения с точки зрения формирования так называемого отложенного спроса. То есть человек видит снижение цен и думает, что лучше купить товар попозже, когда цена на него будет еще ниже. Но отложенный спрос влияет на производителей: им становится непонятно, как продавать товар, из каких средств расширять производство и из чего платить зарплату сотрудникам. В таких условиях экономика перестает развиваться, и это основная проблема в условиях дефляции.
Но и при высокой инфляции (выше 4%) мы столкнемся с большими проблемами. У людей ухудшается качество жизни. Высокая инфляция – это высокие издержки на защиту от нее.
— Насколько на разгон инфляции влияет повышение НДС, и будет ли это влияние усиливаться?
— Безусловно, повышение НДС оказывает влияние на рост цен. Степень этого влияния оценивалась Банком России в диапазоне от 0,6% до 1,5% в зависимости от товарной группы или вида оказываемых услуг населению. По оценке на 18 марта, годовая инфляция составила 5,3%. Перенос повышения НДС в цены в значительной мере реализовался. Его вклад в годовую инфляцию составил около 0,6–0,7 процентного пункта, что соответствует нижней границе интервала ожиданий Банка России. Однако в полной мере оценить влияние НДС на инфляцию можно будет во втором квартале текущего года.
Но тут нужно различать однократное повышение цены, когда магазины просто переписали ценники после повышения НДС, от конечного повышения. В производственной цепочке НДС включается в цену по мере движения от одного производителя к другому до момента, когда товар уже получит конечную потребительскую стоимость. Следует также учитывать, что повышение НДС не затронет социально значимые товары и услуги. Эти категории облагаются по льготной ставке (10%) или освобождены от НДС: продукты питания повседневного спроса (мясные, рыбные и молочные продукты, яйца, сахар, крупы, хлеб, мука и пр.), медицинские и детские товары, услуги образования, здравоохранения, пассажирского транспорта и другие.
— Какое значение для принятия решения по ключевой ставке имела позиция регионов, в частности Ставропольского отделения ЦБ?
— Процедура принятия решения по ключевой ставке охватывает и региональный уровень. Банк России принимает решения по ключевой ставке 8 раз в год. 4 раза проходят опорные заседания Совета директоров, еще 4 – промежуточные. В рамках так называемого «объединенного прогнозного раунда» региональные отделения Банка России на основе проведенного анализа формируют предложения об изменении или сохранении уровня ключевой ставки. В данном процессе принимает участие и Отделение Ставрополь. Наши эксперты оценивают экономическую ситуацию и перспективы ее развития в Ставропольском крае, формируют прогноз инфляции в регионе. Общее мнение всех территорий учитывается в финальном аналитическом материале и используется при принятии окончательного решения.
— Россия – большая страна, и ситуация в разных регионах сильно отличается. Это сказывается на принятии решения? Ведь у регионов могут быть очень разные точки зрения.
— Те исследования, которые мы проводили на региональном уровне, действительно показывают свои особенности. В Ставропольском крае инфляция традиционно превышает общероссийский показатель из-за более быстрого переноса в цены возросших издержек производителей продовольственных товаров в связи с ослаблением рубля, недостаточной самообеспеченностью региона овощами, отсутствием необходимых условий для их длительного хранения и высокой долей хозяйств населения. Так, в феврале годовая инфляция в Ставропольском крае составляла 5,3 % при 5,2% по России в целом.
Динамика инфляции в том или ином регионе подвержена влиянию разовых факторов, под действием которых она может существенно ускоряться или замедляться. Эксперты территориальных отделений Банка России проводят детальную оценку экономической ситуации в регионе и перспектив ее развития. Банк России комплексно оценивает эту информацию и при необходимости корректирует макроэкономический прогноз, на основе которого и принимается решение по ключевой ставке. По прогнозу Банка России, на конец 2019 года годовая инфляция составит 4,7–5,2% и вернется к 4% в первой половине 2020 года.
— Во многих стабильных экономиках инфляция составляет 1-2%. Почему в качестве цели в России ставится именно уровень вблизи 4%?
— Этот вопрос часто задают. Цель вблизи 4% появилась в результате серьезных исследований экономики России. Это уровень, при котором будет соблюден баланс между дефляционными и инфляционными процессами, который даст наиболее четкий ориентир для поведения экономических агентов при планировании своей деятельности. Недостаточная эффективность производства, монополизация отдельных рынков – это структурные особенности российской экономики в данном периоде, и на ее развитии негативно скажется инфляция существенно выше или ниже 4% в год. И нельзя забывать об инфляционных ожиданиях населения и предприятий. Они сейчас, по оценке Банка России, выше 4%.
И надо заметить, что страны с низким уровнем инфляции в 1-2% не одномоментно пришли к такому показателю. Цель по инфляции не снижалась административными мерами. Этому предшествовал длительный период. По мере развития экономики и снижения инфляционных ожиданий – опускалась и цель по инфляции. Для России же 4% в год — оптимальный уровень инфляции на данный момент: он позволяет развиваться экономике и при этом не мешает банкам выдавать кредиты, а людям брать их.
Сергей ТАВРОВ
Фото пресс-службы Отделения Ставрополь Южного ГУ Банка России
СПРАВКА
Ключевая ставка — это минимальная процентная ставка, по которой Центральный банк России (ЦБ РФ) предоставляет кредиты коммерческим банкам. Она играет существенную роль при установлении процентных ставок по банковским кредитам и оказывает влияние на уровень инфляции.