№ 13 (3743) 03.04.2019

ПЯТЬ ВМЕСТО ШЕСТИ

Можно ли отказаться от школьных занятий в субботу?

Чрезвычайно активный депутат Госдумы РФ Виталий Милонов уже не первый раз добивается весьма радикального реформирования школьного образования. Сейчас он борется за полный отказ от шести-дневной недели в школах. Он уже обратился с изложением своей идеи к министру образования РФ Ольге Васильевой.

«В последние годы мы видим, что нагрузка на школьников значительно возрастает: в программу вводятся новые предметы, увеличивается суммарное количество учебных часов… как следствие, из-за увеличения нагрузки учеба не ограничивается привычной нам пятидневкой — дети часто учатся по шестидневному расписанию, имея в дневнике по шесть-восемь уроков», — пишет Милонов.

Нет времени для семейного досуга

Депутат проявляет заботу (как он ее понимает) о семейных ценностях. По его мнению, многие семьи становятся заложниками школы, где учатся их дети, которые своей «шестидневкой» не оставляют времени для совместных семейных путешествий, поездок на дачу или просто домашнего досуга.

Будучи человеком довольно радикальных воззрений, он даже предлагает провести «общероссийский школьный референдум» по всем регионам страны, а обсуждать введение пятидневной учебной недели с привлечением педагогов, депутатов и родителей.

КСТАТИ

Подавляющее большинство опрошенных «СГВ» родителей относятся к шестидневке отрицательно. Наталья Б., член родительского совета школы, ребенок которой учится в шестом классе: «Дети в субботу уже еле-еле учатся. Устают очень. Я думаю, необходимо переходить на пятидневку». Ее поддерживает Владислав Ф. — его сын во втором классе: «У меня ребенок на пятидневке. Надеюсь, и в дальнейшем учебная неделя будет продолжаться пять дней».

Однако есть и другие точки зрения. Субботние уроки чаще всего проводятся потому, что даже при всем желании оказывается невозможным распланировать учебные предметы для учеников 6-11 классов на пять учебных дней, учитывая все существующие для предметов коэффициенты и санитарные нормы.

Вот хотя бы несколько примеров. Физика, математика, иностранные языки и некоторые другие дисциплины нельзя назначать на первые и последние уроки. Те предметы, где особенно важна усидчивость ребенка, не должны проходить после физкультуры. Не рекомендуется перегружать учеников в один день — есть определенные коэффициенты, таблица которых используется завучами при составлении расписаний.

Учителя-предметники не должны читать более трех уроков подряд (хотя эта норма в наших школах часто нарушается). Предметы, которые изучаются более одного раза в неделю, стоит расставлять с определенным интервалом. И это лишь малая часть существующих ограничений. Если добавить к этому деление классов на две, а иногда и более подгрупп, то получается практически неразрешимая задача.

Плюсы шестидневной учебной недели очевидны. Для нее характерна равномерно распределенная учебная нагрузка, меньшее количество уроков в день, меньшее количество домашних заданий, больше времени для посещения детьми кружков и секций и возможность начинать учебный день несколько позже, чем в школах с пятидневкой.

«Разгрузочный день»

Но есть и минусы. Это, прежде всего, субъективный фактор: устоявшееся негативное отношение к обучению в субботу, прогулы учениками уроков без уважительных причин (и зачастую с разрешения родителей). Также возникает конфликт с понятиями некоторых вероисповеданий, согласно которым работа и даже учеба в субботу находятся под запретом.

Так ли ужасен шестой рабочий день в школе? На самом деле в подавляющем большинстве учебных заведений по субботам не учатся младшие школьники до шестого класса. Для более старших на шестой учебный день выносятся предметы, которые не слишком нагружают детей. На субботу ставят обычно четыре (очень редко — пять) уроков. Во многих школах суббота объявлена «днем без формы».

Подобная проблема характерна не для всех школ. Как правило, не помещаются в пятидневное расписание уроки в гимназиях, лицеях и специализированных школах с углубленным изучением определенных предметов.

В результате родителям приходится выбирать между такими вариантами: обычная общеобразовательная школа, в которой ребенок будет учиться пять дней, но изучать все предметы на уровне «стандарта»; специализированная школа или гимназия с 5-дневкой, где ребенку придется ежедневно высиживать по 8 уроков (да еще и готовить домашнее задание), или учебное заведение с углубленным изучением некоторых предметов, в котором у ребенка будет 6-7 уроков в день, но шесть дней в неделю.

Сергей ТАВРОВ

Фото pixabay.com

МНЕНИЕ

Первый заместитель министра образования Ставропольского края Наталья Лаврова:

— Вопрос организации учебного процесса в режиме 5-дневной или 6-дневной учебной недели относится к полномочиям образовательной организации. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график таких организаций.

В каждой школе решение об организации учебного процесса в режиме 5-дневной или 6-дневной учебной недели принимается с учетом запроса родителей к качеству образования своих детей и особенностей реализуемых образовательных программ.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями все первоклассники учатся по пятидневке. В большинстве образовательных организаций края для учащихся начальной школы действует режим пяти-

дневной учебной недели.

На уровне основного общего (5-9 классы) и среднего общего образования (10-11 классы) в большинстве школ учебный процесс ведется в режиме шестидневной рабочей недели.

Действующее законодательство в сфере образования не предусматривает проведение на региональном уровне общественного обсуждения и референдума по вопросу организации школьного учебного процесса в режиме пятидневной или шестидневной учебной недели.

Вместе с тем федеральным законодательством предусмотрен учет мнения советов обучающихся, советов родителей, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников образовательной организации при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников.

МЕЖДУ ТЕМ

СКОЛЬКО ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ УЧАТСЯ ШКОЛЬНИКИ ЗА ГРАНИЦЕЙ?

Например, в США единой системы образования нет, и соответственно каждый штат осуществляет контроль над этой сферой самостоятельно. Учебный год в среднем в школе Америки длится около ста восьмидесяти дней, а школьники учатся пять дней в неделю. При этом продолжительность занятий не может быть более шести часов. Обычно уроки начинаются в 8.30, а заканчиваются в 15.30. Однако в двух десятках штатов школьная неделя состоит из четырёх дней.

В Великобритании для учащихся большинства школ действует пятидневка, но при этом образовательные учреждения имеют право на своё усмотрение увеличивать недельную учебную нагрузку. Учебный день в школе Соединённого Королевства обычно длится с девяти часов утра до половины четвёртого дня.

Во Франции долго не могли определиться с продолжительностью учебной недели. В результате в 2008 году было решено отвести на обучение 4 дня, хотя позже этот период увеличился до четырёх с половиной дней.

В начальной школе Германии, а также на младшем среднем уровне занятия проходят с 7.30 до 11.30 или с 8.30 до 13.30. При этом уроки могут проходить как пять, так и шесть дней, а длятся – по 45 минут. В зависимости от региона варьируется количество рабочих дней: для начальной школы – от 18 до 23, а для первого класса – от 24 до 27.

Однако стоит отметить, что наличие пяти или четырёх дней в неделю в большинстве стран Запада увеличивает получение среднего образования до 11 лет, как в Великобритании, или до 12 лет, как в США.

Подготовил Владимир ФИЛАТОВ

Наверх