ВОСХОЖДЕНИЕ «ДОКТОРА БОРМЕНТАЛЯ»
Юбиляр народный артист РФ Борис Плотников об отдыхе пока не думает
Дебют в кино – и сразу же главная роль. Такая удача редко кому выпадает, и молодой артист Свердловского ТЮЗа Борис Плотников лишь с третьего приглашения поверил в то, что его действительно вызывают в Москву на пробы. До этого он много раз пытался получить хотя бы маленький эпизод на Свердловской киностудии, но ему отказывали, ссылаясь на его «некиногеничность». Можно ли было после этого рассчитывать на успех в столичной киностудии?
«Лицо» из картотеки
В активе 25-летнего актера были учеба в Свердловском театральном училище и несколько типичных для ТЮЗа ролей – в основном сказочных героев и зверюшек. Еще он умел играть на скрипке, чему учился в музыкальной школе Новоуральска, где жила семья Плотниковых. Мама, инженер-технолог, мечтала, что Боря станет выдающимся скрипачом, но экзамены в консерваторию он не выдержал и тогда пошел «в артисты».
Среди множества портретов тех, кто мечтал попасть на экран, в картотеке «Мосфильма» хранилась и фотография Плотникова. На нее и наткнулась ассистент по актерам Эмма Баскакова, когда искала «лицо Иисуса» по заданию режиссера Ларисы Шепитько, собиравшейся снять фильм по рассказу Василя Быкова «Сотников». И хотя главный персонаж был героем войны, партизаном, Лариса Ефимовна хотела в момент его гибели видеть на лице Сотникова печать того мужества, что на лике Христа. Увидев Плотникова, Шепитько кандидатуру одобрила, но, чтобы добиться утверждения от худсовета, потребовалось с помощью грима придать его внешности больше героизма. Решение в пользу этого актера было принято только после семи проб, и каждый раз Плотникову приходилось летать из Свердловска в Москву. Определенную роль при выборе исполнителей сыграло и стремление режиссера снять в фильме незнакомых зрителю актеров, поэтому она отвергла кандидатуры Андрея Мягкова и Николая Губенко, претендовавших на Сотникова. А на роль его товарища по партизанскому отряду Рыбака, которого очень хотел сыграть Владимир Высоцкий, Шепитько взяла никому не известного Владимира Гостюхина, работавшего в театре мебельщиком. Правда, однажды он очень успешно подменил не пришедшего на спектакль актера, обнаружив немалые актерские способности.
Наконец начались съемки фильма «Восхождение» — такое название ему придумал муж Ларисы Ефимовны режиссер Элем Климов, известный зрителям как создатель ленты «Иди и смотри». Многие сцены снимались в жестокий мороз под Муромом, что вполне соответствовало зиме 1942 года в Белоруссии, и легко одетый Плотников стоически переносил все тяготы, выпавшие на его долю. Он прекрасно справился с ролью героя, бывшего учителя, ставшего партизаном, который, попав раненным в плен, до конца сохранил стойкость. Даже тогда, когда Рыбак, решивший во что бы то ни стало выжить, выполняя приказания немцев, выдергивает из-под ног повешенного Сотникова полено, на лице героя нет презрения к предателю, а есть печать высокой духовной силы, чего так добивалась Шепитько. Фильм «Восхождение», вышедший в 1976 году, получил Гран-при «Золотой медведь» на Берлинском международном фестивале и много других наград, а для Плотникова и Гостюхина открыл широкие перспективы, что и вывело их затем в число самых известных киноартистов.
Князь Мышкин оказался живучим
После «Восхождения» в жизни Бориса Плотникова начался новый этап – столичный. В 1978 году он был принят в Московский театр сатиры, где некоторое время как бы дублировал Андрея Миронова, исполняя те же роли. Но за десять лет службы на этой сцене у него появился свой репертуар, например, Паша-интеллигент в спектакле «Ремонт», Петя Трофимов в пьесе Чехова «Вишневый сад», Глумов в драме Островского «Бешеные деньги»… В 1988 году Бориса Григорьевича, ставшего уже известным столичным актером, приняли в Центральный академический театр Советской Армии. Причем ему пришлось в спешном порядке войти в готовый спектакль «Идиот», поставленный режиссером Леонидом Хейфицем, — труппа отправлялась на гастроли, а оба исполнителя главной роли поехать не могли. Предполагалось, что Плотников выручит коллектив, отыграв эту роль четыре раза, но он имел такой успех, что играл потом князя Мышкина в течение 12 лет! Помимо этого, был еще целый ряд интересных ролей: Александр I в спектакле «Павел I», Барон в пьесе Горького «На дне», Яго в шекспировском «Отелло», принц в его же пьесе «Много шума из ничего» и другие. И хотя Плотников артист разнохарактерный, ему лучше всего удаются образы интеллигентов, дворян, представителей царских фамилий, что более соответствует его внешнему облику. Уже работая в Москве, Борис Григорьевич решил пополнить знания и поступил в Уральский университет на отделение искусствоведения, которое окончил в 1983 году.
В начале 2000-х Бориса Григорьевича стали приглашать на некоторые роли в МХТ им. Чехова, которым руководил Олег Табаков. В спектакле «Прощайте и рукоплещите!» Плотников блестяще выступил в образе Гольдони, после чего в 2002 году получил от Табакова приглашение перейти в МХТ, которое и принял. Здесь у него роли самые разнохарактерные, от священника в спектакле «Процесс» до Собакевича в «Похождении», поставленном по книге Гоголя «Мертвые души».
Впереди немало ролей
Вчера, 2 апреля, народному артисту РФ Борису Григорьевичу Плотникову исполнилось 70 лет, но об отдыхе он пока не думает и продолжает служить сцене, считая себя прежде всего театральным актером, хотя за многие годы после «Восхождения» снялся в самых разных фильмах. С его участием вышли такие картины, как «Емельян Пугачев», где он предстал в образе иконописца, «Накануне премьеры» (театральный режиссер), «Дикая охота короля Стаха» (ученый-этнограф), «Две главы из семейной хроники» (Манфред), «Лермонтов» (отец поэта), «Дульсинея Тобосская» (Дон Луис), «Петр Великий» (цесаревич Алексей), «Михайло Ломоносов» (Петр Третий) и другие. Но, конечно, наиболее известной стала роль доктора Борменталя, призывавшего «неприличными словами не выражаться», в фильме режиссера Владимира Бортко «Собачье сердце», вышедшем в 1988 году, где Борис Плотников, Евгений Евстигнеев (профессор Преображенский) и Владимир Толоконников (Шариков) составляют неподражаемую троицу.
Кризис 90-х сказался на судьбе многих актеров, меньше стал сниматься и Борис Григорьевич, хотя все-таки нашлись для него роли в лентах «Машенька», «Дело Сухово-Кобылина», «Прогулка по эшафоту», «Графиня Шереметьева», «Грибоедовский вальс» и других. В последнее время он часто отказывается от предложений, не желая сниматься в низкопробных сериалах, но все же появился на экране в образе великого князя Сергея Александровича в фильме «Империя под ударом» и в главной роли в музыкальной мелодраме «Сверчок за очагом» (хранитель домашнего очага). И впереди у талантливого артиста, без сомненья, еще немало интересных работ, как на сцене, так и на экране.
Идиллия ДЕДУСЕНКО