№ 14 (3744) 10.04.2019

ГДЕ ТОРГУЮТ СМЕРТЬЮ

Андрей Сёмкин, начальник Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Ставропольскому краю

В крае прошли операции по борьбе с наркотиками

Наркомания является серьезным дестабилизирующим фактором, мешающим развитию любой страны. По данным минздрава РФ, в наркологических учреждениях на учете состоит более 650 тысяч человек. А по информации Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), рынок потребления наркотиков в стране составляет около 8 миллионов человек (если считать и регулярное, и эпизодическое потребление), из которых активными потребителями являются три миллиона. Около 13 млн граждан России хотя бы раз принимали наркотики, причем половина из них впервые сделали это в возрасте 15-17 лет.

«Нам нужна помощь»

В Ставропольском крае с 11 по 22 марта проводились операции в рамках общероссийских профилактических мероприятий «Сообщи, где торгуют смертью» и «Притон». Об их итогах журналистам рассказал полковник полиции Андрей Сёмкин, начальник Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Ставропольскому краю.

Два главных направления работы определены антинаркотической стратегией РФ: борьба с предложением наркотиков и борьба со спросом.

Борьба с предложением – это, прежде всего, выявление лиц, торгующих зельем, выявление каналов поступления наркотических средств на территорию края и закрытие наркопритонов.

Одна из главных задач этих операций состоит в привлечении максимального количества граждан к решению проблем, связанных с наркотиками. «Нам нужна помощь», — подчеркнул полковник Сёмкин.

Каждый гражданин должен знать, куда обращаться с сообщением, касающимся незаконного оборота наркотиков. Операция «Сообщи, где торгуют смертью» проводится не первый год и уже приносит результаты. За упомянутые десять дней операции в Управление поступило 309 обращений. Из них 38 касались событий, непосредственно связанных с совершением наркопреступлений. По 13 сообщениям были возбуждены уголовные дела. Всего за этот период было зафиксировано 135 наркопреступлений.

Главной целью операции «Притон» является ликвидация наркопритонов и привлечение к ответственности их держателей. Андрей Сёмкин пояснил, что наркопритоном считается место, где систематически употребляют наркотические средства и где можно получить информацию о местах продажи и способах употребления наркотиков. За десять мартовских дней было выявлено и ликвидировано 15 наркопритонов, составлено 22 протокола об употреблении наркотических средств.

Ответственность за потребление наркотиков в России только административная. А вот предоставление помещения для потребления наркотиков – это уже уголовная статья, и если речь идет о предоставлении группе лиц, то наказание будет более жестким.

Интернет — зло

Последние два года в крае ежегодно фиксируется примерно 3 тысячи наркопреступлений. Основная масса наркотиков на Ставрополье – растительного происхождения, их изымается более 200 кг в год. «Край у нас аграрный. Много мест, где могут произрастать наркосодержащие растения», — пояснил полковник Сёмкин.

Однако в последнее время растет процент наркотиков синтетического происхождения. Причем в Ставропольском крае лабораторий для их производства нет, да и по всей России таких лабораторий выявляется одна-две в год. Рост обеспечивается контрабандными поставками из-за рубежа, которые резко увеличились.

Особое значение в современных условиях имеет широкое распространение интернета. Для борцов с наркотиками Сеть – это дополнительная головная боль. «Интернет – это главное зло за последние два десятка лет», — заявил Андрей Сёмкин и сравнил его с оружием, которое изобрели для добычи пропитания, а потом кто-то стал использовать его для совершения преступлений. В его управлении целый отдел, который занимается преступлениями, совершаемыми с помощью интернета. Все преступные сообщества, контрабандисты используют интернет. Именно через Сеть налажен сбыт основной части синтетических наркотиков.

Полицейские постоянно мониторят интернет и блокируют сайты злоумышленников. Этим занимается также Роскомнадзор, на сайте которого выложена пошаговая инструкция: как составить обращение по поводу сайта, где продают наркотики.

Наркополицейские обязаны передавать в Роскомнадзор всю имеющуюся у полиции информацию о таких сайтах. Полковник Сёмкин посетовал на то, что в поисках дешевой популярности у сверстников некоторые молодые делают спам-рассылки найденной в Сети информации о возможностях приобретения наркотических веществ. Они зачастую не осознают, что таким образом они популяризируют наркотики и помогают их сбыту, за что могут понести ответственность.

Виновата не «Лирика»

Как узнать притон и сообщить о нем? Основной признак притона: систематическое и круглосуточное посещение подозрительными лицами. Типичный образ наркомана со стажем, по словам Семкина: бледный, худой, неряшливо одет. Кроме того, стоит обращать внимание на неприятные запахи и непонятные шумы, которые исходят, например, из квартиры ваших соседей.

Рост рынка синтетики не особо сказывается на росте числа притонов. В прошлом году в ходе аналогичной акции «Притон» было выявлено столько же притонов, как и в этом. Количество притонов зависит от числа потребителей, а по данным ставропольских наркополицейских, в последние годы число потребителей небольшими темпами, но все же снижается. Однако есть и обратная зависимость: больше притонов – больше вовлеченных в потребление.

Отдельной темой в вопросе борьбы с наркоманией является проблема аптек. «Со всей ответственностью заявляю – в аптеках наркотические средства не продаются. «Лирика» и прочее, что на слуху – это исключительно медицинские препараты», — пояснил Андрей Семкин. Однако некоторые любители искусственного «кайфа» находят способы и с их помощью доводить себя до «нужного» состояния.

Ответственность за безрецептурный отпуск предусмотрена только административная. В основном она касается приостановки деятельности аптеки, и здесь полномочия отданы Росздравнадзору. Это не значит, что органы МВД самоустранились: 70% материалов, на основе которых Росздравнадзор привлек к ответственности аптеки, пришли из полиции.

Что касается географии, то на рынке наркотиков работают такие же принципы и механизмы, как и на обычном. Спрос определяет предложение. Поэтому самыми проблемными районами края являются те, которые густо населены и более финансово благополучны: Ставрополь и КМВ.

По поводу причин распространения наркомании у полковника Семкина своя точка зрения. За свою двадцатилетнюю работу в управлении он не встречал ни одного человека, которого насильно заставили принимать наркотики. Он считает, что все беды от безделья, стремления «расслабиться и побаловаться».

Не повторить китайский опыт

Учитывая то, что около 70% потребителей наркотиков составляют молодые люди до 30 лет, полковник считает, что тестирование на наркотики, которое масштабно проводится в учебных заведениях края, вполне оправдано. При этом многие родители не разрешают тестировать своих детей, опасаясь, что при неблагоприятном результате ребенка «затаскают» по инстанциям. Сам Андрей Сёмкин тестирует своих детей и призывает делать это других родителей.

Еще один аспект этой трудной тематики: разрешение на употребление так называемых «легких» наркотиков. Они разрешены в некоторых европейских странах и штатах США, а с недавних пор и в соседней Грузии. Мнение главного наркополицейского Ставрополья однозначно: «Легких наркотиков не бывает». Он считает, что вслед за их легализацией последуют предложения разрешить и «тяжелые» наркотики, что приведет к появлению «больной» нации и, в перспективе, к разрушению государства.

Примером деградации общества и государства является Китай периода опиумных войн 19 века. Тогда Великобритания, крупнейшее государство-наркодилер того времени, с помощью военной силы заставила китайские власти разрешить свободную продажу поставляемого из британских колоний опиума, что привело к катастрофическим последствиям для страны. Борьба против распространения наркотиков в России призвана предотвратить повторение печального китайского опыта.

Сергей ТАВРОВ

Фото Виктора Нестеренко

Комментарии
Наверх