О ЧЁМ МОЛЧАТ САМОВАРЫ?
В частный сельский музей едут со всей округи и взрослые, и дети
Сергея Брежнева из станицы Новотроицкой Изобильненского района я знаю давно. Он собрал самую большую коллекцию самоваров на юге России. Давней его мечтой было создание музея русского самовара. Он поучаствовал в конкурсе некоммерческих организаций с этим проектом и выиграл грант. Краевые власти выделили ему 500 тысяч, а администрация городского округа – 200. Еще и своих денег Сергей потратил более миллиона. Так и появился в бывшем гараже замечательный благоустроенный музей. Сюда, на окраину станицы Новотроицкой, едут и школьники, и взрослые, чтобы послушать интересную экскурсию и попить чайку из старинного самовара.
Хозяин русского стола
Когда я приехал в гости к Брежневу, он ждал группу школьников из Михайловска. Для меня это то, что нужно. Сам-то я знаю много о коллекции Сергея из его рассказов, любопытно, какие впечатления от нее будут у молодого поколения.
Пока ждем ребят, осматриваю музей. Раньше в гараже было холодно, но сейчас тепло и уютно. Вдоль стен полки, на которых стоят самовары, всего их в коллекции 280. Помимо самоваров, представлены и другие атрибуты русского чаепития: подносы, подстаканники, щипчики для сахара. Над верхним стеллажом по всему периметру фотографии из старой жизни. По словам Сергея, в основном он использовал интернет-ресурс. Конечно, оригинальные фото из архивов станичников или других знакомых хозяина музея смотрелись бы куда лучше, но пока не удалось собрать такой материал. Но и то, что взято из доступных источников, подано толково, со вкусом. Вот, например, казачья семья пьет чай за столом с белоснежной скатертью, вот мещане, вот купцы, бородатые крестьяне. Все сословия старой России представлены здесь. «Какой русский не любит быстрой езды? – восклицал когда-то Николай Васильевич Гоголь. Думаю, что то же самое мог сказать классик и о чае из самовара. И тот же Чичиков в «Мертвых душах» постоянно в дороге пил чай из самовара на постоялых дворах. Самовар – это наше все! Даже легендарный комдив Василий Иванович Чапаев на одной из фотографий пьет чаек из блюдца на фоне самовара. Это кадр из знаменитого фильма братьев Васильевых. Думаю, можно было бы найти фотографию, и как попивает чаек враг Василия Ивановича адмирал Колчак. А почему бы и нет? Русский и самовар – это неразделимо, вне классов и сословий, вне политики. Не зря же в России самовар называли хозяином русского стола.
И вот приехали школьники. Сергей начинает экскурсию. Показывает, как устроен самовар.
— Вода в самоваре от высокой температуры становится мягче, а значит, вкуснее, к тому же древесный дымок придает ей особый запах, потому чай из самовара гораздо вкуснее, чем из чайника. Вы, ребята, сами сможете в этом убедиться, когда в конце экскурсии мы попьем с вами чай из самовара 1850 года.
Потом экскурсовод поведал школьникам, какие бывают самовары по форме. Это и «рюмочка», и «ваза», и «груша», и «шар», и даже «кратер». На многих самоварах выбиты медали. Это награды, полученные на выставках, ярмарках. Есть даже гордые надписи: «Поставщик двора шаха персидского», «Поставщик двора короля Черногорского», не говоря уже о том, что знаменитые русские заводчики поставляли самовары и ко двору русских императоров.
Общеизвестно, что родина самовара – Тула. Но на это звание претендует и Урал с его металлургическими заводами. Так что спор этот пока не закончен. А среди известных производителей самоваров, конечно же, выделяются братья Лисицины, за которыми закрепилось звание родоначальников этого агрегата, но они не сумели сохранить свое производство. На смену им пришли братья Баташовы, Воронцовы и другие. В эту компанию даже затесался немец Тейле. Обо всем этом вкратце Сергей Николаевич поведал школьникам. Ребята слушали с неподдельным интересом.
Не просто бачок латунный
А потом, на мой взгляд, началась самая интересная часть экскурсии, когда Сергей Николаевич стал рассказывать ребятам о людях, которые когда-то владели некоторыми из этих самоваров.
Вот старинный латунный самовар стоит на полочке. Сам по себе он ничем не выделяется из самоварного семейства. Но если бы он умел говорить, то рассказал бы удивительную историю.
Однажды Брежнев ехал из Архыза через станицу Исправную, что в Карачаево-Черкесии. Было это на Покров, и многие станичники отдыхали от трудов праведных на лавочках.
— А нет ли у вас старых самоваров, — поинтересовался он, подъехав к одному двору.
— А зачем тебе?
— Собираю.
— Дашь три тысячи, мне как раз не хватает газ подвести?
Поехали к деду домой. А по дороге он рассказал удивительную историю.
Зовут его Валентин. Это имя дали родители. А уже подлинной фамилии своей он не знает. Трехлетним мальчишкой вывезли его из блокадного Ленинграда, забрав из квартиры, в которой осталась на кровати умершая от голода мама. Группу таких же, как он, несчастных детишек привезли на юг, чтобы спасти от голодной смерти. Казаки разобрали детей по семьям и относились к ним, как к своим родным. После войны, когда детей стали забирать обратно в Ленинград, многие станичники не захотели расставаться с ними. Записывали на свои фамилии. Так сделали и приемные родители Валентина. Он вырос в станице, работал в местном колхозе, а от воспоминаний детства остался самовар, из которого налили ему, еле державшемуся на ногах, душистого чая на горных травах. Так и выходили.
— А у моей бабушки похожая история, — вступила в разговор школьница Вероника Городникова, — она тоже осталась сиротой во время войны, и ее взяли в семью добрые люди. Бабушка много рассказывала мне о войне и жестокости фашистов, оккупировавших их деревню.
Тут же экскурсовод продолжил тему, показав ребятам еще один старинный самовар.
— Мне его купил двоюродный брат на рынке в Волгограде. А когда я попросил его расспросить подробности у хозяина самовара, то узнал потрясающую историю. Продавший его человек во время войны был мальчишкой. Вместе с мамой они пережидали бои за Сталинград в одной из ближайших деревень. А как только немцев разбили, решили возвращаться домой. Шли пешком по дорогам мимо горящих танков, неубранных трупов, как немцев, так и наших бойцов. Страшная картина! На обочине увидели валяющийся самовар. Мама и предложила забрать его с собой. А вдруг в хозяйстве пригодится? Пришли на место, а дома нет, одни руины. Вот мама и растопила из обломков самовар, хоть бы кипяточку попить. А мимо идут солдатики наши, оборванные, голодные. Садитесь, ребята, попейте чайку! Всех угощали, даже потом кашу варили в самоваре.
Вот что такое самовар для русского человека! Это часть нашей жизни. Неудивительно, что дед Сергея очень берег свой большущий самовар. Если и давал соседям на какие праздники, то строго наказывал с самоваром обращаться уважительно. Однажды казаки попросили на рыбалку самовар. Да видно там не только чаек пили. Утопили самовар в Егорлыке, упал туда с кручи. Дед так рассердился, что заставил незадачливых рыбаков в реку нырять. Чтоб не утопнуть, веревками себя привязывали. Достали.
Под шумок и дымок
А потом все пили чай из того самого самовара, 1850 года, заваренный на целебных травах. Пили по-старинному, с кусковым сахаром вприкуску. Баранки, пирожки Сергей купил в станичной казачьей пекарне. Именно на это он и тратит деньги, вырученные от продажи билетов. Навару с этого хозяин музея не имеет, музей дело не коммерческое. На нем не разбогатеешь, если богатство деньгами мерить. Но есть и другое богатство – духовное. Им сельский музейщик готов делиться со всеми.
Под шумок и дымок самовара ребята разговорились, стали вспоминать рассказы дедушек и бабушек о прошлой жизни. Хорошая, теплая получилась беседа.
Вместе со школьниками я возвращался на их автобусе до Михайловска. По дороге разговорился с Вероникой Городниковой. Семиклассница просто покорила меня своей эрудицией, недетской рассудительностью. Говорили с ней об истории нашей родины, о том, как важно помнить прошлое своей страны, своей семьи. Девочка делилась своими мыслями о современной жизни, о своих сверстниках. Кто б там что ни говорил, а молодежь у нас замечательная. Ее только почаще надо отрывать от телефонов и других гаджетов, предлагая взамен вот такие замечательные музеи, путешествия по родному краю.
Сергей ИВАЩЕНКО
Фото автора