МЫ, НИЖЕПОДПИСАВШИЕСЯ – 2
Руководство райпо представило свою точку зрения на конфликт с группой пайщиков
В №28 «СГВ», в статье «Мы, нижеподписавшиеся», рассказывалось о конфликте между рядовыми пайщиками и руководством Изобильненского районного потребительского общества. Группа пайщиков обвиняет руководство райпо в распродаже имущества общества без их ведома и согласия, в том числе универмага в Изобильном, в присвоении заемных средств, в невыплате дивидендов и т.д. Пайщики обращались по этому поводу во все правоохранительные органы и в прочие инстанции вплоть до Президента страны. Руководство Изобильненского райпо посчитало, что публикация отражает мнение одной стороны, председатель правления потребительского общества Валентина Козлова представила «СГВ» свою точку зрения на конфликт.
Не предусмотрено уставом
— Валентина Ивановна, почему пайщики говорят, что их не приглашают на собрания, что без них принимаются решения о продаже объектов райпо?
— Участие в собраниях уполномоченных пайщиков каждого пайщика не предусмотрено уставом. Очень сложно собрать одновременно 200 человек. Поэтому округ поделен на кооперативные участки. И каждый участок на 5 лет выбирает своего представителя – уполномоченного пайщика. Собрание уполномоченных пайщиков — высший орган потребительского общества. Уполномоченных пайщиков в Изобильненском райпо в отчётном периоде 2013-2017 годов было избрано около 30 человек. Всё решают — они, все их решения — протоколируются, документируются.
Уполномоченные пайщики избирают совет райпо, совет назначает правление. Правление – хозяйствующий орган, ведет хозяйственную деятельность. Совет контролирует правление и хозяйственную деятельность и докладывает собранию уполномоченных пайщиков. Раз в пять лет проводятся отчетно-выборные собрания, а ежегодно — участковые собрания, на которых члены правления, совета отчитываются перед пайщиками.
Мы неоднократно для разъяснения спорных вопросов приглашали на заседания совета и правления тех, кто жаловался во всевозможные инстанции. Это и настоящие пайщики, и бывшие, те, кто уже по собственному желанию вышел из потребительского общества. Всего их 40 человек. Однако никто из них не пришел. Мне, как председателю правления райпо, было дано поручение подготовить пакет интересующих документов, ознакомить с ними жалобщиков и дать подробные пояснения. Но мое приглашение к диалогу игнорируется.
Другого выхода не было
— Почему райпо стало распродавать имущество?
— Экономическая ситуация заставила нас прибегнуть к этой мере. Райпо на сегодня работает убыточно. Упали объемы деятельности. Это сложилось не за один год, с 90-х годов минувшего столетия мы пережили несколько кризисов. Но как-то сводили концы с концами. Однако с января 2015 года, с принятием регионального закона, налог на имущество стали рассчитывать от кадастровой стоимости объектов недвижимости. У нас в Ставропольском крае это новшество было введено даже раньше, чем в других регионах. В итоге налоговая нагрузка у нас увеличилась на 2 млн рублей в год.
Мы обращались с просьбой о пересмотре высокой кадастровой стоимости, превышающей, на наш взгляд, рыночную в 5-7 раз, к губернатору края, в Думу, правительство и минимущества региона, в Торгово-промышленную палату СК. В ноябре 2015 года была проведена новая кадастровая оценка имущества, в результате по одним нашим объектам кадастровая стоимость снизилась, а по другим, наоборот, выросла. К тому же с 1 января 2016 года налоговая ставка для начисления налога на имущество увеличилась с 0,9 до 1,5%. Сейчас она составляет максимальные 2%, которые по закону могут быть установлены в регионе. Для сравнения, в Краснодарском крае аналогичная налоговая ставка принята на уровне 0,5%.
В результате снижения объемов товарооборота, роста тарифов на энергоресурсы и другие услуги, недоступности кредитных средств и несвоевременной уплаты налогов возникла угроза банкротства райпо. Банки ввели ограничения на наших расчетных счетах. Неоднократно нас вызывали в межведомственную комиссию городского округа по конт-
ролю за поступлением налогов в бюджет и страховых взносов во внебюджетные фонды, требовали объяснений.
Предприятия наши становились все более убыточными, закрывались. Мы не могли больше содержать такое количество имущества, поэтому решили продавать торговые объекты. Эти решения принимались не руководством, а в соответствии с уставом райпо, на собраниях уполномоченных пайщиков. Целесообразность продажи объектов недвижимости Изобильненского райпо рассматривала Комиссия по сохранности кооперативной собственности Ставропольского крайпотребсоза.
Полученные от реализации имущества средства шли на погашение задолженности по налогам, кредитам и займам, оплату поставок товаров и услуг, проведение срочных работ. Однако в 2017 году задолженность накопилась такая, что уже продажей каких-то небольших магазинов ситуацию было не исправить. Тем более что покупатели на них в очереди не стояли. И тогда на собрании уполномоченных пайщиков было принято решение о продаже торгового центра «Универмаг» в Изобильном. Другого выхода у нас не было. Иначе бы налоговая инспекция подняла вопрос о банкротстве организации. И тогда бы имущество райпо ушло с молотка. И не по рыночной, а гораздо меньшей стоимости.
Наши активные жалобщики являются индивидуальными предпринимателями, арендуют в универмаге площади, ведут там торговую деятельность. Поэтому они были против продажи универмага, стали обращаться в разные инстанции. Хотя мы, кстати, пытались проявить о них заботу. Договаривались с покупателем, что будут сохранены рабочие места предпринимателей, что договоры аренды с ними не расторгнут. Что они продолжат работать на тех же условиях.
— «Универмаг» тоже не приносил прибыль?
— Раньше, конечно, торговый центр был прибыльным, но в последнее время еле-еле сводил концы с концами. Судите сами, прежде универмаг платил 65 тыс. рублей в год налога на имущество, а в 2015 году, когда налог стали считать с кадастровой стоимости, заплатил 1,9 млн рублей. В 2016 году, после новой оценки, кадастровая стоимость объекта снизилась – со 176 млн до 78 млн рублей. Тем не менее финансовые показатели торгового предприятия ухудшались. И универмаг уже стал убыточным. Другие наши относительно крупные объекты – универмаги в станицах Каменнобродской и Новотроицкой вовсе не востребованы, закрыты, не приносят дохода. А налог на имущество остался. Его нужно платить.
Так что мы не в состоянии были уже погашать задолженность, поэтому и было принято решение о продаже по рыночной стоимости универмага в Изобильном. На собрании уполномоченных пайщиков этот вопрос был утвержден. Разрешение было получено. Независимый оценщик провел оценку рыночной стоимости универмага. В итоге торговый объект был продан за 20 млн рублей.
Еще одна причина недовольства части пайщиков – им ничего не досталось из денег, вырученных за универмаг. Они хотели получить по какой-то сумме.
Нет прибыли – нет дивидендов
— А почему же не дали?
— В Законе о кооперации нет такого, чтобы с проданного имущества раздавать деньги пайщикам. Согласно нашему уставу и действующему законодательству РФ, имущество принадлежит юридическому лицу — райпо. И пайщики имеют право на получение выплат только из прибыли. И то на дивиденды может быть направлено не более 20% от общей прибыли предприятия. Но прибыли у предприятия не было. Раньше была, хоть и невеликая, и пайщики что-то получали. А сейчас прибыли нет.
Так что мы не имеем права раздавать деньги пайщикам с проданного имущества. Наоборот, при убыточной работе предприятия пайщики обязаны возместить убыток.
С августа 2017 года райпо несколько раз проверяли по жалобам пайщиков правоохранительные органы — ОВД, Следственный комитет. И состава преступления в действиях совета и правления райпо не нашли. По результатам проверки вышестоящей организацией изложенные факты так же не подтвердились. О чем были проинформированы уполномоченные пайщики на собрании.
Руководство райпо и представители Ставропольского краевого союза потребительских обществ старались донести до всех, что решение на продажу универмага было принято только с целью сохранения потребительской кооперации в Изобильненском городском округе. А жалобщики – и действующие пайщики, и те, кто уже не является пайщиком, как нам видится, преследуют цель ликвидации потребительского общества. Такой вывод можно сделать из содержания протокола собрания пайщиков кооперативного участка №2 от 13.01. 2018 года.
— Пайщики жаловались и по поводу заемных средств, которые якобы были присвоены…
— Что касается заемных средств, которые были внесены работниками универмага в 1991-1992 годах, я, еще тогда будучи главным бухгалтером, давала письменные пояснения обратившимся заемщикам о том, что когда они вносили эти средства, универмаг имел статус юридического лица на праве полного хозяйственного ведения. Но в феврале 1995 году торговый центр был передан на баланс правления Изобильненского райпо. Об этом есть решения собрания уполномоченных пайщиков и главы администрации Изобильненского района. По акту передачи имущества универмага на баланс правления Изобильненского райпо заемные средства физических лиц не передавались.
Беседовал Влад БОЧАРОВ