№ 51 (3577) 30.12.2015

АСОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

КАК ИНТЕРНЕТ ОТРЫВАЕТ ДЕТЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА

Стремительный науч­но-технический прогресс за последние три десятка лет существенно облегчил нашу жизнь по всем на­правлениям – и в быту, и на работе. В XXI веке ком­пьютеры и Интернет стали нашими неотъемлемыми спутниками, обеспечивая нас неиссякаемым потоком информации, развлечений и общения. Но есть и дру­гая сторона.

«ВЫБИРАЙ, КОМУ ВОДИТЬ…»

Интернет безграничен. Его просторы привлекают своей яркостью, обилием и доступностью любой ин­формации, свободой обще­ния с другими людьми. Но именно эти свойства Интернета и таят в себе ре­альную опасность: игры on-line, чаты, социальные сети, развлекательные порталы затягивают, как болото. Особенно ребенка, воздей­ствуя на его неокрепшую психику и подсознание. Ему становится трудно ото­рваться от экрана мони­тора, но легко забыть про уроки, домашние обязан­ности, друзей и погрузиться в виртуальную реальность на длительное время. Так формируется Интернет-за­висимость детей и под­ростков.

Еще лет десять на за д многие дети проводили свое свободное время на улице: гуляли, бесились, просто валяли дурака. При этом они полноценно общались. Сегодня же большинство детей проводит свой досуг за компьютерной игрой в Интернете. И эта «паути­на» затягивает в свои сети все новых и новых пользо­вателей, которые становятся зависимым и не меньше наркоманов и алкоголиков от своей пагубной при­вычки, постепенно теряя навыки желание жить в мире реальном. Только в отличие от алкогольной, никотиновой и наркоти­ческой зависимостей здесь нет действующего вещества. Работают те же самые ре­цепторы адреналина, серо­тонина, дофамина в цен­трах удовольствия, однако это не химическая, а чисто психическая зависимость.

ЧЕМ БЫ ДИТЯ НИ ТЕШИЛОСЬ!

Казалось бы, чего бес­покоиться: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало!» Сидит себе дома, не влезает ни в какие жи­тейские уличные передряги, цел, невредим – красотища ведь! Но, увы, Интернет-за­висимость у детей и под­ростков различного возрас­та, несмотря на всю свою внешнюю безобидность, по сути является бомбой за­медленного действия.

Конечно, уже ни для кого не секрет, что такое игровая зависимость. Она запускает свои щупальца повсеместно. И страдают ею все более и более молодые, а иногда даже совсем юные члены общества.

– Проблема Интернет-за­висимости существует. Но запреты на гаджеты здесь бесполезны. Почему? Да потому что эту зависимость мы сами же и создаем, – считает заместитель на­чальника отдела участковых уполномоченных полиции по делам несовершенно­летних Г У МВД России по Ставропольскому краю Светлана Коновалова. – Как ведут себя наши молодые родители? Чтобы ребенок не плакал, не отвлекал от домашних дел, они ем у чуть ли не в коляску суют смартфон – на, поиграй! Вот дитя и играет, а потом окружающие с умилением восхищаются: ой, как же ловко он у вас управляется с планшетом в свои три годика! И никто не задумы­вается, что на самом деле это результат родительской лени. Не стоит баловать детей дорогими гаджетами. Они начинают кичиться своими «игрушками» перед сверстниками, совершенно не зная цену трудовой ко­пейке.

Многие родители игнори­руют процесс организации досуга для собственных детей и беспечно доверяют его Интернет-сети. Такой выбор впоследствии может обойтись родителям слиш­ком дорого.

ЕЩЕ НЕ ДИАГНОЗ, НО УЖЕ И НЕ НОРМА

Интернет-зависимость не считается официальным диагнозом и часто являет­ся симптомом других се­рьезных проблем в жизни личности, таких, как де­прессия, трудности в обще­нии. Но среди специалистов бытует расхожее мнение, что, если данный феномен впоследствии признают за­болеванием (в качестве, например, так называемого «киберрасстройства»), то число страдающих от него будет существенно меньше, чем это представляется сей­час. В расширении симпто­матики на данный момент заинтересованы психологи и исследователи этого от­клонения.

– Зависимость, или ад­дикция, от Интернета – на­столько распространенное явление, что является чуть ли не нормой современного общества, охватывая почти все возрастные категории. Но особенно ей подверже­ны подростки, – поясняет ситуацию ставропольский психолог Ольга Клименко. – Почему? Полагаю, что от­вет лежит на поверхности. Подростковый возраст сам по себе связан с кризисом, периодом, когда человек ищет себя и свое место среди сверстников. Нередко в реальной жизни подрост­ку не удается сформиро­вать перед сверстниками свое социальное «Я» так, как ему этого хочется, не удается получить желае­мую оценку общества за счет собственных заслуг. Природа человека тако­ва, что, боясь осуждения со стороны общества за подлинные желания, он свыкается с этим, живет «по правилам» окружения. Интернет же готов предо­ставить все желаемое, не грозя при этом осуждением. Социальные сети помогают избежать отказа, который так жестоко подстерегает в реальной жизни. Главное преимущество, которое по­лучает пользователь, – пра­во на социализацию. Здесь и возможность создать но­вое «Я», поиск определен­ной, «своей», социальной группы, поддержка едино­мышленников, сексуальное удовлетворение. Все эти сокровища пользователь получает просто, аноним­но, безопасно и в больших количествах. Получив все эти прелести виртуальной жизни, пользователь не замечает, как, с каждым разом увеличивая «дозу», начинает проводи т ь все больше времени в Интер­нет-паутине. Все становится сложнее, когда приходит осознание, что как бы хо­рошо ни было в виртуаль­ной жизни, ее прелести не внести в реальность.

И это подчас приводит к необратимым последстви­ям: мир все чаще потрясают новости о суицидах под­ростков, к которым приво­дят запреты родителей на доступ в Интернет.

ВЫХОД ЕСТЬ ВСЕГДА

Image_202Итак картинка складыва­ется не самая привлекатель­ная. Однажды окунувшись в завлекательный мир Ин­тернет-паутины с головой, ребенок рискует больше не появиться на поверх­ности реальности. Снача­ла исчезнут из его жизни настоящие друзья, им на смену придут виртуальные. Затем исчезнут его соци­альные проявления, а по­том и он сам. Вернуться к прошлому будет непросто, ничуть не проще, чем бро­сить употреблять алкоголь и ли наркотик и. Ребенок может попросту обесценить свою реальную жизнь, пре­вратив ее в ничто, бросив ее к ногам своего нового сверхценного виртуально­го мира, в котором он не чувствует себя таким оди­ноким.… Это становится по­хоже на хождение по мукам в лабиринте, из которого реального выхода он сам может так и не найти.

Что же делать родителям? А может, это проблема все­го общества и решать ее надо на федеральном и, бо­лее того, мировом уровне?

– Я отношусь к Интер­нету только как к плюсу. Однозначно. Просто, чтобы не было зависимости, не­обходимо заинтересовы­вать детей творчеством, наукой и спортом. Делать качественные мероприятия, видео, фото, туториалы (учебные пособия) и про­чее, – считает руководитель молодежной общественной организации «Центр пар­кура «Оффбитс» Валентин Работенко. – Делать так, чтобы Интернет был пло­щадкой для развития, а не проживанием времени. То есть, оттаскивать (иногда в прямом смысле этого слова) детей от мониторов не надо, нужна именно правильная молодежная политика.

Мнение Валентина Ра­ботенко поддержат мно­гие. Ведь, помимо всего прочего, Интернет – это мощнейшая сила, при пра­вильном использовании ко­торой человек может полу­чить немалые возможности. Но к этому надо подходить с умом.

Ольга ШИЛОВА

Фото с сайта http://www.medbooking.com

Наверх