АСОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
КАК ИНТЕРНЕТ ОТРЫВАЕТ ДЕТЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА
Стремительный научно-технический прогресс за последние три десятка лет существенно облегчил нашу жизнь по всем направлениям – и в быту, и на работе. В XXI веке компьютеры и Интернет стали нашими неотъемлемыми спутниками, обеспечивая нас неиссякаемым потоком информации, развлечений и общения. Но есть и другая сторона.
«ВЫБИРАЙ, КОМУ ВОДИТЬ…»
Интернет безграничен. Его просторы привлекают своей яркостью, обилием и доступностью любой информации, свободой общения с другими людьми. Но именно эти свойства Интернета и таят в себе реальную опасность: игры on-line, чаты, социальные сети, развлекательные порталы затягивают, как болото. Особенно ребенка, воздействуя на его неокрепшую психику и подсознание. Ему становится трудно оторваться от экрана монитора, но легко забыть про уроки, домашние обязанности, друзей и погрузиться в виртуальную реальность на длительное время. Так формируется Интернет-зависимость детей и подростков.
Еще лет десять на за д многие дети проводили свое свободное время на улице: гуляли, бесились, просто валяли дурака. При этом они полноценно общались. Сегодня же большинство детей проводит свой досуг за компьютерной игрой в Интернете. И эта «паутина» затягивает в свои сети все новых и новых пользователей, которые становятся зависимым и не меньше наркоманов и алкоголиков от своей пагубной привычки, постепенно теряя навыки желание жить в мире реальном. Только в отличие от алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостей здесь нет действующего вещества. Работают те же самые рецепторы адреналина, серотонина, дофамина в центрах удовольствия, однако это не химическая, а чисто психическая зависимость.
ЧЕМ БЫ ДИТЯ НИ ТЕШИЛОСЬ!
Казалось бы, чего беспокоиться: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало!» Сидит себе дома, не влезает ни в какие житейские уличные передряги, цел, невредим – красотища ведь! Но, увы, Интернет-зависимость у детей и подростков различного возраста, несмотря на всю свою внешнюю безобидность, по сути является бомбой замедленного действия.
Конечно, уже ни для кого не секрет, что такое игровая зависимость. Она запускает свои щупальца повсеместно. И страдают ею все более и более молодые, а иногда даже совсем юные члены общества.
– Проблема Интернет-зависимости существует. Но запреты на гаджеты здесь бесполезны. Почему? Да потому что эту зависимость мы сами же и создаем, – считает заместитель начальника отдела участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних Г У МВД России по Ставропольскому краю Светлана Коновалова. – Как ведут себя наши молодые родители? Чтобы ребенок не плакал, не отвлекал от домашних дел, они ем у чуть ли не в коляску суют смартфон – на, поиграй! Вот дитя и играет, а потом окружающие с умилением восхищаются: ой, как же ловко он у вас управляется с планшетом в свои три годика! И никто не задумывается, что на самом деле это результат родительской лени. Не стоит баловать детей дорогими гаджетами. Они начинают кичиться своими «игрушками» перед сверстниками, совершенно не зная цену трудовой копейке.
Многие родители игнорируют процесс организации досуга для собственных детей и беспечно доверяют его Интернет-сети. Такой выбор впоследствии может обойтись родителям слишком дорого.
ЕЩЕ НЕ ДИАГНОЗ, НО УЖЕ И НЕ НОРМА
Интернет-зависимость не считается официальным диагнозом и часто является симптомом других серьезных проблем в жизни личности, таких, как депрессия, трудности в общении. Но среди специалистов бытует расхожее мнение, что, если данный феномен впоследствии признают заболеванием (в качестве, например, так называемого «киберрасстройства»), то число страдающих от него будет существенно меньше, чем это представляется сейчас. В расширении симптоматики на данный момент заинтересованы психологи и исследователи этого отклонения.
– Зависимость, или аддикция, от Интернета – настолько распространенное явление, что является чуть ли не нормой современного общества, охватывая почти все возрастные категории. Но особенно ей подвержены подростки, – поясняет ситуацию ставропольский психолог Ольга Клименко. – Почему? Полагаю, что ответ лежит на поверхности. Подростковый возраст сам по себе связан с кризисом, периодом, когда человек ищет себя и свое место среди сверстников. Нередко в реальной жизни подростку не удается сформировать перед сверстниками свое социальное «Я» так, как ему этого хочется, не удается получить желаемую оценку общества за счет собственных заслуг. Природа человека такова, что, боясь осуждения со стороны общества за подлинные желания, он свыкается с этим, живет «по правилам» окружения. Интернет же готов предоставить все желаемое, не грозя при этом осуждением. Социальные сети помогают избежать отказа, который так жестоко подстерегает в реальной жизни. Главное преимущество, которое получает пользователь, – право на социализацию. Здесь и возможность создать новое «Я», поиск определенной, «своей», социальной группы, поддержка единомышленников, сексуальное удовлетворение. Все эти сокровища пользователь получает просто, анонимно, безопасно и в больших количествах. Получив все эти прелести виртуальной жизни, пользователь не замечает, как, с каждым разом увеличивая «дозу», начинает проводи т ь все больше времени в Интернет-паутине. Все становится сложнее, когда приходит осознание, что как бы хорошо ни было в виртуальной жизни, ее прелести не внести в реальность.
И это подчас приводит к необратимым последствиям: мир все чаще потрясают новости о суицидах подростков, к которым приводят запреты родителей на доступ в Интернет.
ВЫХОД ЕСТЬ ВСЕГДА
Итак картинка складывается не самая привлекательная. Однажды окунувшись в завлекательный мир Интернет-паутины с головой, ребенок рискует больше не появиться на поверхности реальности. Сначала исчезнут из его жизни настоящие друзья, им на смену придут виртуальные. Затем исчезнут его социальные проявления, а потом и он сам. Вернуться к прошлому будет непросто, ничуть не проще, чем бросить употреблять алкоголь и ли наркотик и. Ребенок может попросту обесценить свою реальную жизнь, превратив ее в ничто, бросив ее к ногам своего нового сверхценного виртуального мира, в котором он не чувствует себя таким одиноким.… Это становится похоже на хождение по мукам в лабиринте, из которого реального выхода он сам может так и не найти.
Что же делать родителям? А может, это проблема всего общества и решать ее надо на федеральном и, более того, мировом уровне?
– Я отношусь к Интернету только как к плюсу. Однозначно. Просто, чтобы не было зависимости, необходимо заинтересовывать детей творчеством, наукой и спортом. Делать качественные мероприятия, видео, фото, туториалы (учебные пособия) и прочее, – считает руководитель молодежной общественной организации «Центр паркура «Оффбитс» Валентин Работенко. – Делать так, чтобы Интернет был площадкой для развития, а не проживанием времени. То есть, оттаскивать (иногда в прямом смысле этого слова) детей от мониторов не надо, нужна именно правильная молодежная политика.
Мнение Валентина Работенко поддержат многие. Ведь, помимо всего прочего, Интернет – это мощнейшая сила, при правильном использовании которой человек может получить немалые возможности. Но к этому надо подходить с умом.
Ольга ШИЛОВА
Фото с сайта http://www.medbooking.com