Я НЕ ТОРМОЗ!
Не хватает денег? Может быть, пора к психологу?
В рубрике «ПСИХОЛОГиЯ» в числе прочих тем «СГВ» будут знакомить читателей с различными точками зрения на насущные проблемы психологов, психотерапевтов и психоаналитиков, внедряющих на Ставрополье современные методики. Их позиция при этом может не всегда совпадать с мнением авторов материалов, однако экспертами на страницах нашей газеты будут выступать только настоящие и опытные профессионалы. И помните: советы даже самого хорошего специалиста не всегда панацея.
Сегодня об относительно новом методе из области психологии мы беседуем с Татьяной Сагань, практическим психологом «Центра семейного психологического консультирования». Она работает в двух направлениях, первое – семейное системное консультирование или расстановки. Это проект экстренной помощи человеку в разных ситуациях. Но более эффективная помощь, по словам Татьяны, проходит вторым направлением. Это травмотерапия или переработка травматических воспоминаний с помощью движения глаз или десенсибилизации.
Кстати, глаза издревле считают зеркалом души. Речь идёт, в первую очередь, о психических травмах. Но и физические часто сопровождаются посттравматическим расстройством. Как сказала психолог, этому способствуют депрессии, панические атаки. Когда человек, к примеру, пережил нападение или попал в аварию. Для специалистов это запредельные показатели тревожности.
Наши душевные пограничники
«Тревога присутствует у каждого, когда мы выходим за порог дома, и это нормально. У нас у всех есть страхи, это наши «пограничники», которые отделяют норму от не нормы, – говорит моя собеседница. – В скором времени мы запустим пилотный тренинг, пока однодневный. Практика семейных системных расстановок известна в России с конца 90-х годов. Как психологическая модальность она зарегистрирована официально, то есть проходила апробацию, с 2007 года».
Поясним, термин модальность означает в литературе по психологии и физиологии принадлежность к определённой сенсорной системе (анализатору) и используется для обозначения, характеристики или классификации ощущений, сигналов, стимулов, информации, рецепторов, расстройств. Например, бывают модально-специфические расстройства памяти. Так, сигнал, несущий одну и ту же информацию, но предъявленный на световом табло или в виде звукового раздражителя, имеет, соответственно, разные модальности: зрительную и слуховую. Если вы заглянете в список официальных модальностей, в которых работают психологи и психотерапевты, их всего 38. Автор метода семейных расстановок, который является одним из наиболее эффективных быстродействующих современных психологических методов, – немецкий философ, психотерапевт и богослов Берт Хеллингер.
Татьяна Сагань продолжает: «Практика системных расстановок – метод системно-феноменологический. Он достаточно быстро даёт доступ к бессознательному. То есть способен работать на очень глубинных слоях, выявляя причины многих расстройств, тех же самых панических атак, которые испытывает человек. В жизни вроде бы всё хорошо, но вдруг накатывает волна страха, как говорят, абсолютно бессознательного. Также очень быстро идёт работа с симптомами. Например, одна из участниц тренинга, Наталья, у нас делала расстановку для себя. Её сложным симптомом был сахарный диабет, но чувства, которые она испытывала, не совсем соответствовали этому симптому.
Есть одно правило – мы расстановку не обсуждаем, это тайна клиента. Поэтому общую схему раскрою на своём примере. Когда я переехала в Ставрополь, испытывала частые головные боли. Не проходило без них и дня. Кто-то связывал это с разряженной атмосферой, низким давлением, ведь город находится на возвышенности. Но когда сделали расстановки, выяснилось, что к симптому мы начинаем испытывать какие-то чувства. Допустим, если болит голова, что происходит со мной? Я могу злиться, могу приходить в уныние, испытывать к себе разочарование, «что я такая бестолковая, не могу справиться с головной болью». Выпиваю таблетку, её хватает на час, а потом боль опять возвращается. И в конечном итоге, когда я сделала себе расстановку у коллеги-психолога, на глубинном уровне, чисто бессознательном, выявилось нарушение связи. Обычно эта связь нарушается где-то в роду. Бессознательное устроено послойно, мы все связаны со своим родом через его фигуры. То есть мамы-папы, бабушки-дедушки, прабабушки-прадедушки. Какой-то их травматический опыт или то, что нас может защитить или дать о них знать, проявляется вот такими симптомами, либо страхами, либо чувствами. Это может быть и страх темноты, и гипертрофированный страх перед начальством».
От чего зависит зарплата?
Очень интересный пример привела Татьяна относительно тренинга, посвященного деньгам. Вот что она рассказала: «Все идут к какой-то цели, например, заработать. Я спрашивала у людей: «Вы видите на внутреннем плане у себя деньги, что они для вас?» Нужно называть первое слово – ассоциацию, приходящую на ум. И вот это в расстановках очень быстро сразу видно. Нередко человек понимает, что у него есть опыт, знания, умения, но почему-то за это, как он считает, получает неадекватную плату. Количество денег зависит от нашего отношения к ним.
Расскажу одну из восточных притч, они хорошо символизируют метафоры. Мастер и его ученики ходили по базару и поднимали философские вопросы: «Есть ли счастье?», «Возможен ли успех?» или «Можно ли сделать кого-то счастливым или богатым, не получив на это их согласия»? И задают ученики мастеру вопрос: «Можно ли помочь, к примеру, нищему? «Давайте попробуем, – сказал он. – Найдите самого нищего человека на этом базаре». Ученики нашли его и сказали мастеру: «Он за мостом, каждый день приходит на базар, просит милостыню». Мастер ответил: «Хорошо. Пойдите утром и положите на середине моста мешочек с деньгами и дождитесь». На следующее утро ученики встречают с удивлением нищего на базаре и спрашивают: «Ты опять здесь? А ты нашёл мешок с деньгами?» Тот ответил: «Нет, какой мешок с деньгами?» Ученики: «Ну как же, на середине моста лежал мешочек с деньгами». В ответ: «Не видел я никакого мешочка с деньгами, потому что сегодня утром, проснувшись, подумал: «Я уже много лет каждый день хожу одной дорогой на базар, и я могу пройти этот мост с закрытыми глазами». Мораль сей притчи такова: если у тебя не просят помощи – не помогай. Иногда человек закрывает глаза и не видит вокруг того, что хочет видеть. И поэтому человек задаёт себе вопрос: почему количество его денег, допустим, не соответствует убеждениям, почему он вроде не дурак, много знает, умеет, но при этом получает неадекватную сумму? Значит, есть некий барьер, и относится он к психологическим. Что для человека деньги, что для человека цели? Это всё вопросы внутреннего мира. Поэтому сам наш тренинг называется «Я не тормоз, или Преодоление страха оценки».
На тренинге в течение трёх дней будут прорабатываться практически все уровни и связи, начиная от «я и мама», «я и папа», «я и я». Психолог пояснила: «Самые первые оценки нам выставляли именно родители: «какая хорошая девочка», «плохой мальчик», «умница» или «бестолочь». И от этой оценки, особенно мамы, складываются наши убеждения о себе. Это женственность или её отсутствие, умение решать какие-то вопросы и так далее. Степень нашей успешной реализации, целеустремлённость, волевые качества достались нам от оценки папы. И мы это реализуем в течение жизни. Чей-то голос внутри, который называется совестью, порой нам говорит: «Не ходи туда, приличные девушки так не поступают». Это ведь уже оценка: приличная ли я? Итогом нашего проекта должно стать избавление людей от своих страхов. Человеку, естественно, становится легче идти по жизни, когда никакие страхи его не мучают».
Подготовила Ольга БОГАТЕЕВА
Рис. В. Ненашева