КАК НАУЧИТЬ ЖИЗНИ РЕБЕНКА?
О «волшебном диванчике», голоде, Мише и Маше
Практический психолог, бизнес-тренер, системный консультант. Все они – психологи. Как сказал мне по секрету один знакомый специалист, психология общения с клиентами – целая наука, которой в общем-то, не так сложно овладеть и обогатиться. По степени эффективности она ничем не уступает цыганскому гипнозу– людям можно внушить всё, что пожелаешь. И на каком же контрасте удалось пообщаться мне с психологом, который работает в школе, а не на популярных нынче всевозможных личностных тренингах.
Елена Барабаш из 38-го лицея Ставрополя не просто психолог. Она человек, умеющий выслушать всё, чем хочется поделиться, найти слова, простые, понятные, нужные. По первому образованию педагог. В ставропольских средних школах № 1 и № 27 преподавала мировую художественную культуру. В 90-е годы получила второе высшее образование. По собственному признанию, повезло очень, ведь учителем был сам Давид Иосифович Фельдштейн – специалист в области возрастной и педагогической психологии и психологии развития, вице-президент Российской академии образования.
Отдала сердце детям
Как кандидат психологических наук она защитилась в Москве. Елена Барабаш – автор многих научных работ, 84 из них опубликованы. Имеет опыт работы на крупных всероссийских и межрегиональных форумах, таких, как «Машук». Награждена почётной грамотой Минобрнауки РФ. Преподавала в институте повышения квалификации работников образования в Ставрополе, в ставропольском филиале Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова, заведовала кафедрой в Южно-Российском гуманитарном институте. Но одновременно всегда работала на полставки в школе, так как практику работы с детьми, по её мнению, терять нельзя. С выходом на пенсию всё своё время теперь посвящает детям.
Моя собеседница говорит: «Абсолютно уверена, что в школе себя находит психолог, который уже был педагогом. А не те, которых обучают с нуля, готовят для индивидуальной работы, клиентской. В школе клиентов не бывает. Вот ты идёшь по коридору, у одного развязаны шнурки, он упадёт, если не поможешь. А вон Валера – у него дырка на штанах, сел на гвоздь. Значит, я должна сказать ему: «Зайди ко мне, у меня есть нитка с иголкой» и зашить дырку. В том году был у нас парень из Дагестана, злой-презлой. Не могли понять, что с ним. Оказалось, многодетная мама бежала без документов от мужа, который ее часто избивал. Семья сильно недоедала. Парень в 17 лет отдавал свой кусок матери, обманывая её, что кушает в школе. По три дня ходил голодный. Когда мы это узнали, скинулись всем педколлективом и оплатили его школьные завтраки и обеды. А мальчика убедили, что это бесплатное питание, хотя без справок из соцзащиты оформить его не могли. И он у нас в итоге успешно сдал ЕГЭ. Очень часто слышу от психологов: «Ко мне должен прийти клиент, и я буду с ним работать». Извините, а если истерика у ребёнка началась, это клиент? Нет. Есть такая точка зрения известного психолога Добрыниной, написавшей очень хорошую книгу о ступенях работы психолога-педагога и о том, что клиентская позиция в школе категорически неприемлема. В вузах в основном учат на психолога для зарабатывания денег: вы откроете своё дело, к вам будут приходить клиенты. У меня машины никогда не было, нет и не будет. И я не жалею об этом.
– А может ли психолог, действительно, научить зарабатывать деньги?
– Может. Есть специальные бизнес-тренинги, есть психология рекламы. Кто ставит себе целью деньги, тот будет зарабатывать именно деньги. А у нас цель, чтобы сегодняшние дети потом не имели проблем и не пошли отдавать психологам свои деньги.
– С чего начинается работа психолога в школе?
– С того, что все дети узнают, кто такой психолог. Тестируются абсолютно все. У малышей определяю уровень познавательных процессов. Это память, внимание, мышление, развитость мелкой моторики с 1-го по 5-й класс. Потом выводится усреднённый результат по классу, выявляются проблемные дети, которым нужна помощь. Сообщается о них классному руководителю. На собрании я также каждому родителю выдаю на руки исследования. Выпускные классы получили от меня ещё и уровень личностных характеристик. Это шесть страниц текста на каждого. Выпускники 11-х классов получили ещё рекомендации, в какую профессию лучше идти. Это специальное тестирование. Очень интересный результат, когда в 29 профессиях определяется уровень интереса. Получаются не просто рекомендации выбора, к примеру, в области человек – человек или человек – техника. Получаются 29 профессий в сочетании, например, медицина и военное дело, то есть реально стать военным врачом. Или русский язык – журналистика – литература, история – журналистика, у кого-то получается педагогика – спорт. Но это рекомендации психолога на уровне того, что тебе интересно. А то, что сможешь ты, и какие возможности у твоих родителей для поступления – уже другое дело.
Любовь-морковь, свекровь
«У нас каждый день какие-то радости: Артём сбросил книжки на пол, Валера порвал штаны, а с класса седьмого уже приходят со своими любовями, – говорит психолог. – Мы разговариваем о верности, предательстве, даже о проблемах с будущей тёщей, хотя девушке только 16 лет, а ему – 17. Иногда и родителей вызываю, когда получаю странный рисунок на тесте. В нашем лицее мы ни от кого не отказываемся. Наравне с обычными ребятами к нам приходят после всех коррекционных школ Ставрополя и Михайловска. Это дети с задержкой психического развития, педагогической запущенностью, которыми родители не занимались. Есть дети, усыновлённые и возвращённые несколько раз. В результате – заикание, логоневроз. В начальных классах ребята, которые совершенно не разговаривают, дома с ними общаются только на национальном языке. Состав учащихся многонациональный: у нас дети из Сирии, Таджикистана, Армении, Дагестана, Калмыкии. Есть беженцы из Украины. Поэтому наша задача на тренингах – в игровой форме научить детей общаться, понимать друг друга не только по речи, но и по лицу, глазам, жестам. Бывает, даже взяться за руки для них – большая проблема, это психологически важный момент».
Елена Юрьевна рассказала и о «волшебном диване» в кабинете психолога: «Когда что-то происходит, люди приходят сюда, сидят, думают о своём поведении. Но это не диван для наказаний. Это умный диван, где нужно посидеть молча, понять, оценить ситуацию. Можно использовать куклы. Я говорю: «Миша не может понять, почему ты так поступил». Ребёнок одевает на руку Мишу, а я – Машу. Она у нас всегда себя плохо ведёт, а Миша – образец правильного родительского воспитания. Он никогда не сердится на Машу, а если и сердится, то быстро отходит. Эта куклотерапия великолепно действует. Бывает, мама не понимает ребёнка. Тогда я ей даю Машу, а школьнику – Мишу, и они описывают каждый свою ситуацию, с точки зрения мамы и сына или дочери. Мы их меняем местами. Научным языком в семейной психологии это называется методом Вирджинии Сатир, то, что было снято в художественном фильме «Любовь – морковь». То же самое в конфликте учитель – ученик. Можно поменять их местами, чтобы понять, почему Мариванна на тебя накричала.»
Без паники!
– В феврале – марте начнутся пробные ГИА и ЕГЭ. Не за горами и настоящие экзамены. Как готовиться детям с наименьшим стрессом?
– При всей неоднозначности отношения к ЕГЭ много негатива происходит из-за банального страха, ведь это первый значимый жизненный экзамен. От его результата многое зависит. Школьная программа посильна для всех ребят, но не у всех хватает воли и самодисциплины. Обсуждать достоинства и недостатки ЕГЭ можно бесконечно долго, но давайте будем относиться к нему как к данности, ведь мы не можем его отменить. Готовиться и сдавать всё равно придётся. Любой экзамен – испытание, связанное с психическим, интеллектуальным и эмоциональным стрессом. Существует два основных варианта реакции на него. Первый: активизация, мобилизация, концентрация всех усилий. В этом случае сохраняется способность спокойно и адекватно оценивать все вопросы и задания, соотносить их со своими знаниями, а также объективно относиться к возникающим трудностям.
Для второго варианта характерны растерянность, страх неудачи, паника. Тогда теряется способность адекватно реагировать. Хорошо сдать экзамен сложно даже тем, кто знает материал. Результаты не всегда определяются уровнем знаний ученика. Порой те, кто готовился, не щадя сил, без сна и отдыха, казалось бы, знал всё назубок, получают оценки хуже, чем те, кто ничем не жертвовал, работал в меру, без перенапряжения. Успех на экзамене зависит не только и не столько от уровня знаний, сколько от способности ребёнка справиться с волнением, сосредоточиться, мобилизоваться, правильно рассчитать силы.
Рекомендую в борьбе со стрессами и переутомлением позаботиться, чтобы в период подготовки к экзаменам ваш организм получал достаточно витаминов. Очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, гуляйте по городу, посещайте бассейн. Необходима психическая и физическая релаксация. Слушайте расслабляющую музыку, смотрите на небо, облака, мечтайте. Также важно достаточно высыпаться, общаться с друзьями и родственниками. Накануне тестирования прекратите занятия. В последний день расслабьтесь, займитесь любимым делом. Дайте своему организму отдохнуть и набраться как можно больше сил перед экзаменом. Лёгкая зарядка и контрастный душ с утра в день экзамена помогут активизировать организм. Завтрак должен быть лёгким. Пить лучше минеральную или простую чистую воду. Перед выходом посмотрите на себя в зеркало, улыбнитесь и скажите: «Сегодня у меня всё получится». И помните: экзамен хоть и важен, но это только один этап целой большой жизни, которая у вас вся впереди.
Ольга БОГАТЕЕВА
Фото Виктора Нестеренко