ИСКУССТВО БЕССМЕРТНО
Но выживать ему тяжело
В первом полугодии 2015 года выпуск печатных книг в России уменьшился на 18,3%. Статистика неутешительная: число читателей, готовых приобретать книжные издания, из года в год неумолимо падает. Почему?
Причин несколько. Основные — читать нечего и читать дорого. И если со вторым вопросом становится все понятно, стоит зайти в книжный магазин и прицениться, то с первым все сложнее. Казалось бы, что значит «нечего читать»? Ведь печатной продукции, даже вопреки тому, что ее выпуск уменьшается с каждым годом, не так уж и мало. Шагая вдоль полок, заставленных ровными рядами книжных корешков, создается впечатление, что развернуться есть где. Но что происходит, когда пытаешься определиться с покупкой? Если не брать в расчет специализированные издания и монументальную классику, что остается? Художественная литература пестрит давно известными именами, а вот к неизвестным молодым авторам потенциальный читатель все чаще относится настороженно.
От издательства — к типографии
— Сейчас большинство изданий цепляется за имя автора. Даже если имя раскручено, но качество текста, который выходит под этим именем, оставляет желать лучшего, это мало кого волнует. И в первую очередь, дела до этого нет самому издательству, — считает член Ставропольского краевого отделения Союза писателей России Идиллия Дедусенко. – Издательств, какими они были раньше, сейчас попросту нет. Иногда кажется, что такая ситуация не только в провинции, но и в столице. Теперь это обычные типографии без квалифицированных редакторов, корректоров и другого важного для выхода книги персонала. Любой желающий может принести рукопись и издать ее – лишь бы платили. Практически весь процесс редактуры и цензуры ложится на плечи самого автора. И если он ответственно подходит к делу, то постарается улучшить уровень своего произведения: обратится к специалистам, которые ему помогут. Но опять же, сейчас абсолютно все упирается в деньги, а начинающий автор, тем более молодой, вряд ли богат. Вот и получается, что на книжных полках стоят современные произведения, которые попросту невозможно читать грамотному человеку. Да и содержание многих из этих опусов, прямо скажем, оставляет желать лучшего.
Палки в колесах
Понятно, что в лучшем случае дней пять в неделю человек работает, чтобы было на что жить. Выкроить время на вдохновение можно только вечером, каждый раз усилием воли отстраняясь от внешнего мира. Да мало ли преград для высокого найдется в быту? Сейчас писатель теряет профессионализм в том плане, что, как правило, литературное творчество не является его основной профессией. Не назовешь это и хобби, скорее, это иная, параллельная, жизнь. Существование в этих двух параллелях требует особой мобилизации сил, начиная с элементарного: отстраниться от различных соблазнов, преодолеть неожиданно вдруг подступившую усталость, да и сформулировать внутреннюю мотивацию, что тебе действительно все это надо. Время, а точнее его нехватка, — это практически основная преграда на пути к созданию шедевра.
Однако есть еще одно весомое «но». Мало великого в жизни. Трудно найти повод для вдохновения. Свойственная нашей современности идеология культуры потребления ретуширует другие проявления жизни. Кроме скандалов и прочих информационных вбросов, цель которых – исключительно повышение продаж без каких-либо иных заморочек. Мы сейчас переживаем период принудительной серости, мелких проблем и узости мысли. Мировые проблемы по большей части «замыливаются» и отодвигаются на задний план. Эдакая ширма, на фоне которой сытая размеренная жизнь становится еще более желанной. И литературная форма все больше мельчает. Художественная литература становится похожей на публицистику. Подавляющее число людей интересуют малые жанры – они более популярны, более востребованы. Однако не все потеряно — главные жизненные проблемы все-таки покоятся в беспредельных глубинах каждой творческой души. Современных авторов надо воспитывать, направлять, указывать на ошибки, отучать мыслить штампами, развивать.
— Безусловно, будущее у авторов есть даже в наше кризисное для литературы время, — считает главный редактор ставропольского поэтического альманаха
«45-я параллель» Сергей Сутулов-Катеринич. – Главным критерием был и остается талант. Талантливый человек найдет вдохновение во всем! А там и дорога будет видна. Деньги и связи решают многое, но некоторые сферы неподвластны даже им. Например, в наше издание иначе как за творческие заслуги не попадешь. Есть у нас раздел, созданный специально для молодых авторов. Публикация там может стать мощным толчком для развития писательской карьеры, ведь мы – издание международного уровня. К тому же в свободном доступе молодого автора всегда есть Интернет – издавайся в свое удовольствие. Если ты стоящий писатель, в любом случае тебя рано или поздно заметят.
Но в Интернете все не так уж гладко. Зачастую автор сам должен продвигать свой материал, ведь официальных Интернет-изданий у нас в стране не так уж и много. Понятно почему: на Западе у таких издателей есть огромный козырь, они получают ежегодно растущую прибыль от электронных продаж. Ведь по идее главная задача – не продать бумагу, а донести книгу до читателя, в любом виде. Но в нашем государстве это практически невозможно: книги у «пиратов» появляются раньше, чем выходят официально. Так что в России вряд ли есть смысл заниматься электронными продажами, так как заранее известно, что все вложенные деньги пойдут на пользу «пиратам».
Художника не скроешь за серостью бытия
Однако искусство всегда выживало благодаря энтузиазму.
— Мне кажется, для творчества нет никаких преград. И лучше всегда все делать самому, — придерживается мнения молодой ставропольский поэт, известный читателям под псевдонимом Adam Kesher. – Не так давно, вдохновленный друзьями, я своими силами выпустил поэтический сборник «Ouroboros». Провел множество моноспектаклей и создал в Интернете целое сообщество, которое теперь включает больше 10 тысяч человек. Но это всего лишь цифры. Главное — продолжать творить, несмотря ни на что. Конечно, можно найти и дружеские издания, и изучить программы государства, но чем дольше мы будем полагаться на помощь других, тем сильнее будет страдать наше творчество. И Интернет здесь — несомненный плюс. Главный вопрос в том, как правильно воспользоваться этим плюсом, не превратив его в минус. Ведь сама Сеть — это лишь почва. А чтобы на ней произросло что-то поистине талантливое, нужно над этим долго и усердно работать. Редактура и цензура страдают в большей степени из-за того, что XXI век — это век Твиттера. Но ведь, согласитесь, это зависит не столько от Интернета, сколько от его посетителей. Нужно каждый день учить свой родной язык, тогда все получится. На помощь спешат классические проза и поэзия. На мой взгляд, вечные темы всегда будут актуальны — не только из-за их номинации, но и внутренней составляющей. Любовь и ненависть, мир и война, добро и зло, сострадание и безучастность — каждая тема переполнена настоящими чувствами.
Если говорить о будущем, повысить интерес к книгам могло бы развитие клубной жизни. Создание книжных клубов, которые получают разные преимущества: первыми получают книги, продают их по более низкой цене, регулярно проводят встречи с авторами. Но самые большие надежды литераторы всех возрастов сейчас возлагают на СМИ. Они могли бы заниматься литературной критикой, писать рецензии на книги. Ведь читателю трудно ориентироваться в новинках без гида. Но пока у нас мало авторитетов в этой области. Которые сказали бы, что такую-то книгу надо читать — и все пошли бы ее покупать.
Кирилл ДУХИН
Фото Виктора НЕСТЕРЕНКО