ВОЗВРАЩАЯ ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА
Память о наших выдающихся соотечественниках хранит театр-музей «Благодать»
По соседству с недавно отреставрированной Каскадной лестницей и знаменитым Курортным парком Кисловодска в старинном особняке разместился театр-музей «Благодать». Многие отдыхающие и гости города-курорта бывали на его спектаклях, знакомились с музейными экспонатами, о чем свидетельствуют восторженные записи в книге отзывов.
АТМОСФЕРА ТЕПЛА
Генеральный директор этого уникального учреждения, заслуженный работник культуры России Валентина Имтосими рассказала, что история создания театра-музея уходит своими духовными корнями в эпоху Серебряного века, когда на вилле почетного учителя города Александра Агафонова собирались известные писатели, художники, поэты, композиторы, приезжавшие на Воды. Особый интерес у них вызывал домашний театр, поскольку здесь царила атмосфера душевного тепла и комфорта, творческого единения, ведь люди искусства принимали непосредственное участие в театральных постановках.
Возродить былые традиции в самом начале 90-х годов минувшего века взялась группа энтузиастов во главе с Валентиной Имтосими, в то время сотрудником кисловодской дачи Федора Шаляпина. Осуществить задуманное оказалось непросто, но помогла настойчивость и целеустремленность небольшого коллектива, взвалившего на себя, казалось бы, неподъемную ношу.
– Мы позиционируем себя как международный театр-музей русской эмиграции «Благодать», — рассказывает Валентина Петровна. – Увы, многие представители интеллигенции в годы Гражданской войны вынуждены были покинуть Отечество, поэтому главная задача нашего коллектива – возвращать нынешней демократической России забытые имена тех, кем гордилась когда-то страна и кто так или иначе был связан с Кисловодском.
ДРУГОЙ КОЛЧАК…
Первым, кого возродил театр на сцене маленького зала, вмещающего всего сотню зрителей, стал адмирал Александр Колчак и его возлюбленная кисловодчанка Анна Тимирёва. Пьеса «Гори, гори, моя звезда», основанная на архивных документах и письмах двух влюбленных, вызвала в культурной среде города неоднозначную реакцию, причем далеко не положительную, ведь до этого о Колчаке писали и говорили только в негативном свете.
— Вы и представить себе не можете, какой натиск я выдержала, — вспоминает моя собеседница. – Ведь даже в годы перестройки и гласности, когда на недавнюю историю страны начали смотреть по-иному, Колчак в глазах общества все равно оставался царским сатрапом, одним из лидеров белого движения, ярым врагом Советской власти. А тут вдруг какой-то неизвестный провинциальный театр задолго до выхода на широкий экран кинофильма «Адмирал», повествующего о судьбе боевого офицера и полярного исследователя, решился рассказать о другом Колчаке, который любил и был любим.
Артисты донесли до зрителей главное, что объединяло, казалось бы, двух таких разных по статусу людей – глубочайшее уважение друг к другу.
…И МАТИЛЬДА КШЕСИНСКАЯ
Заслуга театра, полагает Валентина Имтосими, и в том, что он открыл современной публике звезду русского балета Матильду Кшесинскую, поставив спектакль «Прощальный танец», который очень хорошо восприняла общественость города и курортники. Право слово, мне он понравился не столько игрой актеров, сколько драматизмом ситуации, лежащей в основе пьесы: в феврале 1917 года революционные солдаты и матросы заняли дом Матильды в Северной столице, и она вынуждена была скитаться по чужим квартирам, боясь в любой момент быть арестованной. Не оставили ее в покое и в Кисловодске, куда она переехала с семьей и где прожила почти три года до эмиграции во Францию: приходили к ней на квартиру, обыскивали, забирали ценные вещи…
Матильда скончалась в Париже в возрасте 99 лет. В 1997 году к 125-летию со дня рождения балерины театр-музей организовал выставку, посвященную этой выдающейся танцовщице. Среди экспонатов – фотографии Кшесинской и членов ее семьи, головные уборы, шапочка Эсмеральды из одноименного балета, часть костюма для балета «Корсар», в котором она танцевала. Увы, имя Кшесинской долгое время находилось под запретом, а потому обросло легендами, вымыслами, досужими сплетнями. Театр-музей «Благодать» вернул, можно сказать, из небытия великую артистку.
УНИКАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ
Имя талантливого конструктора самолетов и вертолетов Игоря Сикорского, родившегося в России и вынужденного эмигрировать в США, до последнего времени мало кому было известно в нашей стране. Театр посвятил ему уникальную экспозицию «Русский гений мировой авиации».
Надо заметить, что выставка появилась благодаря Валентине Имтосими и ее супругу профессору Александру Портнягину. С помощью сыновей авиаконструктора Сергея и Николая, а также работников архива Игоря Сикорского в штате Коннектикут, где он жил и работал, удалось собрать немало ценных материалов. Среди них – фотографии, книги, плакаты, гравюры, прижизненный портрет Игоря Сикорского работы сына Федора Шаляпина Бориса, личные вещи. Я обратила внимание на массивную трость и зеленый шарф – подарок музею от сыновей Игоря Ивановича. Кстати, один из них, Николай, когда приезжал в Кисловодск на 20-летие театра «Благодать», передал на вечное хранение макет вертолета, сконструированного отцом. Любопытно, что на торжественном открытии выставки, посвященной конструктору летательных аппаратов, присутствовал Герой России, бывший командующий ВВС страны, генерал армии Петр Дейнекин. Отметив выдающийся вклад Игоря Сикорского в развитие русской авиации, он вручил музею флаг авиаторов России. Правительство Ставрополья наградило театр и его коллектив медалями и почетными грамотами, а общероссийское движение «Россия Православная» вручило знамя с орденской лентой «За жертвенное служение России».
Высоко оценивают культурно-просветительскую миссию кисловодчан руководство Булгаковского дома в Москве, потомки Михаила Лермонтова и Льва Толстого, настоятели православных церквей Европы, Японии, США и Австралии. Все они полагают, что храм культуры в городе-курорте Кисловодск дарит людям радость жизни и гордость за историческое прошлое страны.
Татьяна ЗАЗЕЛИНСКАЯ
Фото автора