90 МИНУТ ТРЕВОГИ И РАДОСТИ
Фильм «Мужики!» за 35 лет не утратил своей притягательности
В декабре 1981 года состоялась премьера фильма «Мужики!», который в течение последующих двух лет считался лидером проката. Он ещё долго не сходил с экранов и вполне заслуженно получил высокую награду – Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых (1983 г.), а также премии на кинофестивалях в Западном Берлине и Ванкувере. Для старшего поколения зрителей за 35 лет существования он не утратил притягательности, но, к сожалению, давно не появлялся на экранах. Жителям нашего края он интересен ещё и потому, что основные съёмки проходили в Татарке, Ставрополе, Пятигорске и Невинномысске, да и сюжет этой мелодрамы привязан к ставропольской земле.
Вечные ценности
Давайте вместе вспомним эту простую историю, которая могла произойти в любом селе или городе нашей страны. Павла Зубова призвали на службу в армию, он простился с невестой Настей, обещавшей ждать его. Но накануне демобилизации Павел получил письмо от матери. В нём сообщалось, что Настя ждёт ребёнка неизвестно от кого. Это известие так потрясло Павла, что после службы он не поехал в родное село, а сразу направился в Заполярье, где и работал уже тринадцать лет. Все эти годы он ничего не знал о судьбе бывшей невесты.
Поворот в судьбе Павла произошел опять-таки из-за письма. На этот раз ему сообщили о тяжёлой болезни отца. Приехав домой повидаться с родителями, Павел узнаёт, что отец здоров, но пошёл на хитрость, чтобы вынудить сына приехать домой. Поступить так отца заставили особые обстоятельства. Дело в том, что у недавно умершей Насти осталось трое детей, но пожилым родителям Павла на воспитание их не отдают. Тут только мать повинилась перед Павлом, что по ошибке оговорила Настю, а тринадцатилетняя Полина – его дочь. У девочки на руках остались четырехлетний Павлик, родившийся от пьяницы-художника, за которого выходила замуж Настя, и взятый ею из роддома брошенный ребенок Стёпка, тоже четырех лет. Его считают немым, потому что не слышали от него ещё ни слова. Всех троих могут забрать в детдом. Хочет ли Павел, чтобы и его дочь росла в детдоме? Павел, увидавший Полину, вдруг обнаруживает у себя отцовские чувства и, чтобы не разлучать ребят, принимает нелёгкое решение – взять на воспитание всех троих. А обращается к детям с одним словом: «Мужики!» Отсюда и название фильма.
Но благие намерения не всегда находят поддержку. Органы опеки города Ставрополя не хотят отдавать Павлу Стёпку, считая, что дефективный, по их мнению, мальчик нуждается в особом лечении и должен находиться в специальном детском доме. Перед Стёпкой появляется «грозная тетенька», которую он пытается склонить на свою сторону, отплясывая цыганочку… под песню «Валенки». Появляющаяся в кадре дверь с надписью «Ленинский районо, г. Ставрополь, Ставропольский гороно» удостоверяет, где именно происходят события. Проходили съёмки и в других местах города — на железнодорожном вокзале Ставрополя, откуда вновь образовавшаяся семья уезжает на Север. Зрители уже знают, что проблема благополучно разрешилась. А в финале фильма вдруг заговоривший Стёпка радостно кричит: «Мужики!», доказав, что он вполне нормальный ребёнок, просто был запуган обстоятельствами, которые и взрослому-то нелегко вынести.
Вся история, со всем её трагизмом и комизмом, уместилась в полтора часа, в отличие от нынешних многодневных сериалов. Но эти девяносто минут так берут за душу, что невозможно оторваться от экрана. Перед зрителями проходит такая близкая им жизнь, разноликая в своей повседневности: с горестями, обидами, но и с радостями. Там человек, совершивший ошибку, способен это понять и загладить свою вину настоящим мужским поступком. В характерах нет нынешней истеричности, даже в самые острые моменты побеждают мягкость и простодушие. Любовь здесь не тяготение полов с обязательными затяжными поцелуями, а затаённое чувство, порой горькое, порой сладостное. Дети так искренни и в отношениях между собой, и по отношению к человеку, с которым они теперь должны жить, что невольно переполняешься сочувствием к ним и верой во всё хорошее. Здесь вообще нет безразличия, бездушия, грубости, наглости, как в теперешних сериалах, где корыстные и обозлённые люди только и думают, как покруче насолить друг другу. Но зато есть те вечные ценности, которые принято называть принципами высокой морали, только здесь их заменяют простые слова: тепло и свет, участие и забота, тревога за близких и самоотверженность.
Российские зрители нередко плакали, когда смотрели этот фильм, но это были слезы сочувствия и умиления. Есть свидетельства, что и на «вражеском Западе» зрители тоже не могли сдержать слез, а когда исполнители главных ролей, участвовавшие в фестивальных показах, выходили на сцену, то все вставали и долго аплодировали им. Это неудивительно: кинозалы наполняли не поборники «холодной войны», а обычные люди, способные волноваться за брошенных детей, за счастье семьи. А ещё всех захватывала та правдоподобность, с какой жили (а не играли!) герои мелодрамы, особенно дети. Правду, рассказанную в этом фильме, высоко оценили организаторы фестиваля в Западном Берлине, наградив его премией «За лучшее воплощение человеческих отношений».
Удача Искры
Автор сценария Валентин Дьяченко (в титрах обозначен как Михайлов) отчасти рассказал в этом фильме о себе. В молодости он спас от надругательства девушку, которую уголовники проиграли в карты, но в результате драки угодил на зону, работал в шахте. Девушка носила ему передачи. Освободившись, он женился на ней и стал отцом для двух её детей, которые сразу приняли его как родного.
Режиссёр Искра Бабич была одной из любимых учениц Ивана Пырьева. Он считал её очень талантливой, что она и подтвердила фильмом «Мужики!» В кино важно совпадение облика исполнителя с образом персонажа. Искре сопутствовала удача. Александр Михайлов с его сдержанным темпераментом, умеющий передавать волнение пополам с юмором, был будто создан для роли Павла Зубова. По опросам журнала «Советский экран», Александр Михайлов был признан лучшим актером 1982 года, а «Мужики!» — лучшим фильмом этого года.
Удивили своей игрой и дети: Ира Иванова, сыгравшая Полину, Петя Крылов (Павлик) и Миша Бузылев-Крэцо, просто копия задуманного по сценарию Стёпки. Когда уже взрослого Михаила Бузылева спросили, как ему удалось в четыре года так точно сыграть неординарную роль, он ответил, что просто слушался «тетю Искру», которая была очень терпеливой, доброжелательной и умела всё объяснить. Правда, был случай, когда он долго не соглашался сделать то, что требовалось. Надо было залезть в будку к собаке, а он боялся. Тогда его отец Дмитрий Бузылев, работавший ассистентом, оторвал заднюю стенку и влез в будку. Миша понял, что бояться нечего, и влез в конуру. Потрясающий кадр, где ребёнок вместе с собакой ест булочку, был снят. Наградой за трудные съёмки стал праздник, устроенный малышу в день его рождения. Это было в селе Татарка. Веселилась вся съёмочная группа. Дед малыша Михаил Дмитриевич, посетивший праздник, играл на баяне, отец – на гитаре, и все вместе пели цыганские песни. А потом Мишу взяли на рыбалку, ведь он уже стал взрослым — ему исполнилось пять лет.
Здесь каждый был талантлив
За 25 лет работы в кино Искра Леонидовна сняла всего четыре фильма, полных мягкого простодушия и радости, несмотря на острые углы жизни. Сначала «Первое свидание» (1960 г.), затем «Половодье» (1962 г.), а после «Мужиков» — «Прости меня, Алеша» (1983 г.). Шедевры рождаются нечасто, да и возможности у режиссёров разные, поэтому до пенсии (1989 г.) Искра Леонидовна была в основном на административной работе. Затем уединилась в селе Поплевино Рязанской области, где у неё был домик. Писала здесь сценарии, разводила цветы. Сюда приезжала учившаяся в столице дочь Ольга. Она стала рок-певицей и ездила с концертами. Бывал и муж, ведущий актер МХАТа, народный артист
СССР Афанасий Кочетков, когда не был занят в спектаклях. Сам из крестьян, он сразу «бросался во все мужицкие дела». Поставил мостки над речкой Мошей неподалёку от дома, чтобы бельё стирать по старому обычаю.
Плавное течение жизни нарушила болезнь Искры Леонидовны (рак). Она вынуждена была уехать на лечение в Москву и больше не вернулась. В 2001-м в возрасте 63 лет Искра Бабич умерла. Ольга приезжала в Поплевино в 2002 году, но жила у друзей, свой дом напоминал ей о матери. Затем, став верующей, связала свою жизнь с церковью, пела в хоре храма в Перловке и умерла через три года после ухода мамы. Они похоронены рядом на Хованском кладбище. Афанасий Кочетков тоже умер в 2004 году, летом. Но до этого он несколько дней скитался по Москве в беспамятстве. В неизвестном старике, которого подобрали и привезли в больницу, не сразу узнали театральную знаменитость столицы. Перед смертью он лишь ненадолго пришел в сознание. Сороковины Афанасия Ивановича совпали с датой смерти жены – пятого августа.
В этой семье каждый был по-своему талантлив, друзья до сих пор поминают их добрым словом. А в Год кино нельзя не вспомнить о фильме, заслужившем искреннюю любовь зрителей.
Идиллия ДЕДУСЕНКО
Знаменитые фразы:
* Дурное-то дело нехитрое – от родного дитя по тундрам бегать.
* Не деньги нас делают, а мы их.
* Всё вы про нас, мужиков, знаете, одного не понимаете – почему мы одних любим, а других замуж берём.