ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО ИЛИ РОЗОВАЯ ЛУЖА?
Водоём необычного цвета в Ставрополе взбудоражил общественность
Вызвавшее бурное обсуждение в соцсетях и СМИ розовое озеро в Ставрополе оказалось… обычной большой лужей. Росприроднадзор определяет экологическую опасность водного объекта. Владельцы розового водоема высказывают предположения о том, кто мог разместить информацию в интернете и с каким прицелом.
Минприроды не отвечает
В социальных сетях появились фотографии небольшого водоема в Ставрополе, поверхность которого имеет необычный розовый цвет. Розовое озеро, как его стали называть, обнаружилось на окраине города в промышленной зоне, на территории бывшего завода химреактивов и люминофоров, в районе улицы Промышленной. Новость стали активно обсуждать. Жители города строили версии по поводу причин окрашенности водоема. Розовый цвет воды — это что такое? Фотошоп или сигнал экологического неблагополучия территории? Не опасно ли озеро для окружающей среды и людей?
Информацию подхватили СМИ. Новостью заинтересовались даже ведущие телеканалы страны. Региональному министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды пришлось реагировать. Его специалисты выехали на место, провели визуальное обследование водоема и прилегающих к нему земельных участков и ничего страшного не обнаружили. Водная гладь, действительно, окрашена в бледно-розовый цвет, но естественная растительность, присущая водным объектам, не поражена, находится в биологически активном состоянии. Не почувствовали экологи и никаких специфических запахов. Вокруг водного объекта они видели предупреждающие таблички о химической опасности и запрещении прохода посторонним лицам.
По итогам этого исследования минприроды Ставрополья разместило на своем сайте информацию с комментарием министра Андрея Хлопянова. Глава ведомства сообщил, что, по предварительной информации, данный объект является отстойником (очистным сооружением) водоотведения ООО «Экосервис». Это предприятие не подлежит государственному региональному экологическому надзору, поэтому минприроды отправило результаты своего исследования коллегам из Ставропольского территориального отдела Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СКФО.
— И хотя этот вопрос не находится в зоне нашей ответственности, мы намерены внимательно следить за развитием ситуации, — констатировал Андрей Хлопянов.
Не в первый раз
Пока экологи разбираются, насколько безопасен водный объект, почему не увидеть это розовое «чудо»? Корреспонденты «СГВ» побывали на месте.
Оно, действительно, розовое. Чтобы увидеть на фотографии розовый цвет, фотошоп не нужен. Водоем, действительно, находится на территории ООО «Экосервис». Это небольшое предприятие (в штате всего несколько человек) уже 17 лет занимается удалением и обработкой сточных вод и твердых отходов. Принимает промстоки от тех немногих химических предприятий, которые в настоящее время действуют на территории бывшего Ставропольского завода химреактивов и люминофоров – одного из флагманов промышленности краевого центра в советские годы. Директор «Экосервиса» Рудольф Агапов возглавлял этот завод в то время, когда он входил в НПО «Люминофор», был первым заместителем генерального директора.
Промышленные стоки сливаются в два специальных водоема-отстойника (шлаконакопителя), а по мере их наполнения перекачиваются в подземную скважину. Нынешние объемы стоков, которые попадают в отстойники, – 10 — 15 тысяч кубометров в год. Это несравнимо с тем, что было в то время, когда завод люминофоров работал на полную мощность – 200 тысяч кубов.
Розовое озеро находится рядом с одним из двух отстойников, который действует уже 27 лет, на территории, ранее использовавшейся для сбора твердых отходов. По словам директора «Экосервиса», твердые отходы там не складируются уже полтора года. Это похоже на правду, поскольку твердая поверхность вокруг розового озера вся уже заросла травой и камышом. Не сразу поймешь, что это — не земля.
— Непонятно, из-за чего подняли шум, — недоумевает Рудольф Агапов. – Вы сами посмотрите, это вообще-то не озеро, просто большая лужа. Его глубина – всего 20 сантиметров.
Озерцо, действительно, похоже на большую лужу. Лужа образовалась после затяжных осенних дождей. Отчего она окрасилась в розовый цвет, трудно сказать. У «Экосервиса», по словам директора, ничего не изменилось. Все идет, как шло раньше. Те же объемы стоков, тот же процесс их отвода. Но из-за дождей появилась лужа, и она стала розовой.
— Знаете, в этой земле каких только химических элементов нет. Скорее всего, вода получила розовый цвет из-за отходов с содержанием кадмия или никеля, — предполагает Рудольф Агапов. — Но с кадмием наши химпредприятия сейчас не работают.
Кстати, вода на объектах «Экосервиса» окрашивается в розовый цвет уже не в первый раз. Директор показывает фотографию, датированную прошлым годом. Поверхность воды в одном из двух отстойников — тоже розового цвета.
— Видите, такое уже было, — говорит Агапов. — Вода меняет цвет с наступлением холодов или после обильных дождей.
И птички прилетают
В доказательство экологической безопасности шлаконакопителей предприятия Рудольф Агапов демонстрирует фотографии с птичками, порхающими над водной гладью. Чего бы кулики там летали, если бы была плохая экология? А вот снимков с плавающими лебедями у директора нет. Хотя он уверяет, что такое было. Однажды появились на отстойниках несколько лебедей, какое-то время поплавали и улетели в дальние края. Рудольф Агапов сфотографировал лебедей, но по ошибке удалил файлы с фотоаппарата.
Отстойники «Экосервиса» находятся рядом с лесом, территория огорожена. Конечно, трудно предположить, что кому-то взбредет в голову отдыхать на этих водоемах, купаться, но преодолеть невысокий забор из колючей проволоки, который местами завалился, не составит труда. Хотя предупреждающие таблички есть. По крайней мере, одну мы видели.
Директор «Экосервиса» высказывает предположение, что фотографии в соцсетях выложили владельцы особняков, которые находятся недалеко от объектов предприятия. Им соседство с химией – не по душе. Или информацию о розовом «чуде» могли запустить в интернет представители каких-то экологических общественных организаций.
— Если мы закроемся, придется закрыться и тем предприятиям, от которых мы принимаем промстоки, — рисует мрачную перспективу Рудольф Агапов.
По всему миру
На планете насчитывается почти два десятка озер и прочих водоемов с поверхностью розового или красного цвета из-за водорослей, которые производят каротиноиды (органические пигменты), или по каким-то иным причинам. Несколько таких водных объектов находится в Австралии. Розовые или красные озера есть в Азербайджане, Танзании, Сенегале, Испании, Швейцарии, Канаде, США, Японии, Боливии… Парочка имеется и в России – в Алтайском крае и в Крыму. Все эти водоемы очень популярны у туристов и фотографов.
Розовое озеро на окраине Ставрополя этот список не пополнит. Лужа высохнет или поменяет свой цвет на обычный зелёно-синий. Но вопрос безопасности объектов «Экосервиса» для окружающей среды и людей пока остается. Будем ждать, что скажут специалисты Росприроднадзора.
Влад БОЧАРОВ
Фото Виктора Нестеренко