№ 09 (3637) 08.03.2017  

ТЕРРИТОРИЯ ВЗВЕШЕННЫХ РЕШЕНИЙ

Здесь рассматривают дела общей юрисдикции и мирят ссорящихся

Наша газета часто повествовала о работниках правоохранительной системы края: полицейских, следователях, судьях. И героями зарисовок становились мужчины – они, дескать, на переднем плане борьбы с преступностью и беззаконием. А как же женщины? Конечно, прекрасные дамы как никто другой в гуще событий и эпицентре происходящего. Особенно сегодня, в их самый что ни на есть законный день! Давайте подарим цветы мировому судье судебного участка № 1 Октябрьского района Ставрополя Елене Руденко. Но заодно и расскажем кое-что интересное.

Осмысление по закону

— А вы нас не помните? – виновато улыбаясь, спрашивают у Елены Валентиновны супруги, брак которых она расторгает. Обычный рабочий день, очередное заседание и тут вдруг такой вопрос, поначалу спутавший мысли… Вообще-то память на лица у судьи хорошая, но при огромном количестве рассматриваемых дел трудно сразу вспомнить и безошибочно назвать конкретного человека. Однако именно эту пару она уже когда-то видела. Где же и когда? Руденко задумалась. Господи, точно!

— Так ваш же брак был расторгнут, и решение вынесено! – то ли ответила, то ли в свою очередь спросила Елена Валентиновна.

— Да! – чуть ли не обрадовались супруги, — пять лет назад.

Судья недоуменно подняла брови.

— Не переживайте, все по закону, ведь мы после этого снова поженились! Правда, теперь вот опять расходимся… уже окончательно. Тогда было на эмоциях, а сейчас осмысленно…

Дела, рассматриваемые мировым судом, это гражданские, административные и уголовные. Гражданские споры касаются имущественных отношений с суммой иска до 50 тысяч рублей, расторжения брака, раздела имущества, взыскания задолженности, оспаривания прав на интеллектуальную собственность и прочего. Сейчас немало «кредитных» дел, особенно касающихся микрофинансовых организаций, когда заемщики чуть ли не в мгновение ока превращаются в должников. А все потому, что сами себя загоняют в ловушку, не посчитав, сколько будет, если сумму займа в пять или десять тысяч рублей умножить на две с лишним тысячи процентов годовых! Да еще предоставляют недостоверные сведения о месте работы или зарплате, что уже может квалифицироваться как уголовное преступление.

«Подсказки» и учебный процесс

Апрель 2002 года. Старинное здание на улице Шаумяна в центре Ставрополя, одно из первых каменных строений в городе. Сюда пришли люди, которые теперь стали мировыми судьями. До этого они были адвокатами или помощниками судей, секретарями, консультантами в районных судах. Все начинали на новом месте с нуля, никто тогда не знал, как будет работать мировая юстиция и устоит ли, не превратившись в очередной эксперимент молодого государства. Этот правовой институт вернулся на свое законное поле деятельности в России после 80 лет после упразднения. Причин тому было много, об этом написаны горы литературы и научных трудов. Историческая обусловленность возрождения мировой юстиции продиктована политическими условиями и объективной необходимостью реформирования многих сторон жизни общества. 17 декабря 1998 года был принят Федеральный закон «О мировых судьях в РФ». Введение института осуществлялось поэтапно, и вот в начале 21 века он стал существовать в нашем крае.

Причем, что интересно, участок № 1 Октябрьского района в 2002 году «вместился» точно в те границы, что были почти век назад. А мировые судьи начали заседать в тех же самых помещениях. Какое-то время в здании не было ремонта, ксероксов и компьютеров (да что там, печатных машинок!), зато в наличии имелись старые столы и стулья. Однако бытовая неустроенность никоим образом не влияла на позитивное настроение и ее практически никто не замечал, поскольку главным было другое – новое начинание. Первыми стали рассматривать дела о расторжении брака и взыскании алиментов.

— Помню, мы очень много общались с коллегами, обменивались профессиональной информацией и опытом, — рассказывает Елена Руденко. – Часто советовались, что-то вместе обдумывали. Тот период четко характеризуется насыщенными беседами и контактами. Конечно, все это позволило сформироваться и невероятно сплотиться появившемуся коллективу. И, к слову, одна сейчас уже для меня трогательная деталь: все правовые акты, такие, как Уголовный, Гражданский кодексы и КоАП, у нас были в бумажном варианте, о «цифре» или системе «Консультант Плюс» и не мечтали. Так вот, в те годы серьезных правовых перемен было столько изменений и дополнений в законодательные документы, что наши «святые книги» оказались непомерно разбухшими от вклеенных между страниц газетных вырезок. Мы тысячи раз листали эти «подсказки», постоянно проверяя себя. Это, я вам скажу, был еще тот учебный процесс!

Юристы в трёх поколениях

Мама Елены Руденко — Людмила Семеновна Пусторнак — была судьей городского суда Ставрополя. Образование получила на юридическом факультете Ленинградского государственного университета.

— Я хоть и была еще ребенком, но отчетливо видела, как она дорожила своей профессией, — обращается к собственным детским представлениям Елена Валентиновна. – Мама с удовольствием шла на работу и, как мне казалось, не уставала, много говорила о произошедшем за день c неподдельным переживанием. И, что очень важно, любила людей. То есть не просто на словах, как нередко делают те, кому по должности написано, а именно по-настоящему, всей душой и сердцем. Искренне. Меня все это буквально завораживало. И уже в школе я поняла, кем стану, когда вырасту. Ну а в силу того, что увлекательных рассказов о ее студенческой молодости было великое множество, не было сомнений в том, что буду поступать в ЛГУ. И только в этот университет!..

В Ленинград Елена поехала с Людмилой Семеновной. Однако несмотря на золотую медаль, с которой девушка окончила среднюю школу, с первого раза не поступила. Наверное, сказалось сильнейшее волнение: нужно было сочинение написать непременно на «пять», а у нее вышла «четверка». Из-за пары пунктуационных помарок. Прошел год и поступила со второго раза. Правда, последние курсы училась в Московской юридической академии и получила диплом уже этого вуза. Вмешалась личная жизнь: еще студенткой вышла замуж и, поскольку в ЛГУ заочного отделения не было, пришлось перевестись.

Зато ее мечту с блеском осуществил сын Валентин: окончил юрфак Санкт-Петербургского государственного университета и сейчас трудится юристом в культурной столице страны.

На пользу делу

В Ставрополе Елена Валентиновна приобрела мощную практику: делопроизводитель и машинистка в суде, юрист в коммерческой организации и наконец адвокат, представлявший интересы подзащитных по уголовным и гражданским делам. В адвокатуре — семь лет. А потом сдала экзамен на должность мирового судьи. И вот с 2002 года на рабочем месте она — в судейской мантии.

— Судья, на мой взгляд, должен ясно осознавать, что причастен к решению чьих-то судеб, — утверждает Елена Руденко. — А это не что иное, как гиперответственность. И тут без определенных качеств уж точно не обойтись, таких, как порядочность, честность, чуткость, внимательность. Полагаю, ни один юрист не лишен знаний о душе и личности человека, умения распознать, где тот допустил трагическую ошибку, а где следовал искаженной норме жизни. И, конечно, самое главное, без чего нельзя в нашей профессии (для меня всегда ярким примером будет мама) – без любви к людям. Только тогда судья способен принять законное, справедливое и взвешенное решение. Ведь не надо забывать, что в основном к нам приходят с проблемами и бедами, а, увы, не с радостью…

Елена Валентиновна уверена, что признак настоящего профессионала – способность честно признаться себе, что ты не все на свете знаешь, и не считать зазорным обратиться к первоисточнику. Почитать, освежить в памяти, восполнить пробел. Пойдет только на пользу делу, в том числе и рассматриваемому в суде. Даже великий Пушкин свидетельствовал: «Опыт – сын ошибок трудных». Сегодня время не менее, если не более, динамичное, и изменений в законодательных актах предостаточно. Судья обязан всегда быть предельно информированным.

Кроме того, не помешают организационные способности: надо так наладить работу, чтобы судья, помощник, секретарь и специалист канцелярии представляли одну слаженную команду. Без этого никак, поскольку в месяц нагрузка на одного мирового судью составляет в среднем 200 — 250 дел. А в год – около двух тысяч! Прежде чем выйти на процесс, судья должен, естественно, изучить материалы дела и желательно просмотреть правовые вопросы. В этом плане, если сравнить то, что было на заре возрождения института мировой юстиции (те самые разбухшие от газетных вырезок кодексы), и день сегодняшний – земля и небо. Качественный технологический прорыв обеспечили компьютеры с установленными программами «Консультант Плюс» и «Гарант». Они позволяют не только быть в курсе изменений в законодательных актах, но и ознакомиться с судебной практикой в России. Так что уровень осведомленности судей стал неизмеримо выше: определенные категории споров можно просмотреть, лишь кликнув мышкой.

Источники энергии

Из окна ее рабочего кабинета виден золотой купол православного храма. Умиротворяет. А когда она чувствует, что нужна психологическая разгрузка после сложного судебного разбирательства, в обеденный перерыв выходит прогуляться в сквер, что на сказочной красоты Комсомольской горке. Или иногда после работы идет пешком домой. В любое время года. И это действительно помогает, потому что мировой судья Елена Руденко, кроме того, что судья, мать и жена, хранительница очага.

— Я должна справляться и не нести в семью усталость или плохое настроение, — признается Елена Валентиновна. – И это почти всегда получается, ведь знаю, что дома меня ждут понимание, терпение и любовь моих родных, дорогих сердцу людей.

Игорь ИЛЬИНОВ

Фото из архива Елены Руденко

Наверх