№ 17 (3645) 03.05.2017

КТО ПРЕДУПРЕЖДЕН, ТОТ… НЕ НАРУШИТ?

Росздравнадзор вводит новый формат взаимодействия с теми, кого проверяет

Многие из нас периодически сталкиваются с нарушениями в медучреждениях – больницах, поликлиниках. К узкому специалисту невозможно пробиться месяцами, в очереди к обычному терапевту сидишь чуть ли не полдня… И это лишь самые, на первый взгляд, «безобидные» неприятности, которые не делают нас более здоровыми, а, наоборот, подталкивают к усугублению проблем. Кто-то, устав бороться с системой, закрывает глаза на собственные недуги, прекращая вовсе обращаться за медпомощью, другие начинают заниматься самодиагностикой и самолечением.

Случаются и гораздо более серьезные инциденты, когда из-за некачественно оказанной медицинской помощи или неправильно выписанного препарата заболевание принимает клинические формы. Во всех подобных ситуациях не стоит пускать все на самотек – если не получается решить конфликт на уровне главврача или руководителя медучреждения, смело жалуйтесь в Росздравнадзор, наделенный контрольными и надзорными полномочиями. При этом, как подчеркивает руководитель Росздравнадзора по Ставрополью Анатолий Антоненко, миссия ведомства не ограничивается исключительно проведением проверок и оперативным реагированием на обращения по поводу безобразий в сфере здравоохранении, хотя эти направления и приоритетны.

От санкций к соответствию

Сегодня Росздравнадзор участвует в пилотном проекте «Реформа контрольной и надзорной деятельности» наряду с другими федеральными контролирующими структурами. Ключевой посыл предстоящих перемен – переход от модели санкций к модели соответствия, с внедрением показавшего свою эффективность риск ориентированного подхода. Что это значит? Простыми словами, работа будет строиться по принципу известной фразы «легче болезнь предупредить, чем потом ее лечить». То есть будет осуществляться комплекс превентивных мер и действий, направленных на предотвращение всяческих нарушений в медицинской отрасли. При этом все заинтересованные стороны должны выступать активными участниками процесса контроля. Один из способов такого взаимодействия – публичные обсуждения результатов правоприменительной практики для представителей подконтрольных субъектов (руководителей медучреждений, аптек, других организаций сферы здравоохранения).

Впервые подобное мероприятие проведено на Ставрополье на минувшей неделе, 27 апреля, в стенах Ставропольского краевого онкологического диспансера. Участниками общественных слушаний стали министр здравоохранения края Виктор Мажаров, глава территориального органа Росздравнадзора по Ставропольскому краю Анатолий Антоненко и его заместители, прокурор г. Ставрополя Сергей Степанов, представители медучреждений и аптечных сетей региона, работники профсоюзных организаций и общественных объединений. Специалисты Росздравнадзора подробно рассказали о типичных нарушениях в сфере здравоохранения, в том числе выявленных в нашем крае, а также о нюансах законодательной и нормативной базы, регулирующей отношения «пациент-врач», «потребитель-поставщик медуслуг».

В открытом доступе

— Вся исчерпывающая информация размещена в открытом доступе на официальных сайтах федерального и территориальных органов Росздравнадзора, — подчеркнул Анатолий Антоненко. – Любой желающий может оставить замечания и предложения по Перечню правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля. Также в электронном формате опубликованы доклады наших сотрудников, в которых детально рассматриваются порядок и последовательность проведения различных типов проверок. Ознакомившись со всеми этими документами, вы, как представители субъектов, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, можете не только уяснить и закрепить свои обязательства и ответственность при проведении проверок, но и узнать о степени ответственности контролирующих органов.

Таким образом, как сказал Анатолий Дмитриевич, каждая из сторон процесса контроля будет «подкована» в правовом плане. Также глава Росздравнадзора по Ставрополью выступил с содержательным докладом о результатах и эффективности работы его ведомства за минувший год.

Права восстановлены

Итак, какова же картина наиболее типичных и массовых нарушений в медорганизациях края?

— В 2016 году почти в четыре раза снизилось число плановых проверок по сравнению с 2015 г. В отношении организаций, относящихся к категориям микро, малого и среднего бизнеса, плановых проверок не было, – рассказал Анатолий Дмитриевич. – Это обусловлено вступлением в силу изменений в ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При этом, по словам Антоненко, значительно выросло количество внеплановых проверок – с 60% в 2015 г. до 86% в 2016 г., а также по требованию прокуратуры – с 0,4% в 2015 г. до 17% в 2016 г. Отметим, что внеплановые проверки проводятся, в том числе, и по жалобам граждан. В ходе 412 проверок нарушения законодательства в сфере здравоохранения выявлены в 170 субъектах, при этом у 97 обнаружились нарушения, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения.

Финансовый результат всего комплекса проверок в 2016 году — свыше 4 млн рублей наложенных административных штрафов. А социальный таков: на получение качественной и безопасной медицинской помощи восстановлены права 23 граждан; защищены права 46 человек плюс – защищены права на получение лекарственной помощи 89 жителей края. Благодаря работе специалистов Росздравнадзора также 51 человек восстановил свои законные права на получение бесплатных лекарств и 10 пациентов – на обеспечение обезболивающими препаратами.

Нет бахил – нет приёма?

Заместитель руководителя Росздравнадзора по СК Марина Лиховидова рассказала о результатах проверок в 2016 году по основным направлениям, а их множество. Это и контроль качества, и соблюдения порядков оказания медпомощи, и вопросы лицензирования, медосвидетельствования, медосмотров и т.д.

Марина Владимировна привела конкретные примеры. Так, среди вопиющих случаев – отказ в одном из медучреждений принять пациента из-за отсутствия у него бахил. А в другой поликлинике человеку не выдали талон на посещение врача только из-за того, что у него при себе не было медицинского полиса. Хотя этот пациент давным-давно числился именно в данном учреждении – работникам регистратуры достаточно было «пробить» его по электронной базе.

Наиболее распространенные нарушения – подмена бесплатных услуг платными, невозможность записаться на прием к узкому специалисту. Кстати, последнюю проблему многие руководители медучреждений объясняют нехваткой кадров. Так вот, оказывается, недоукомплектованность медперсоналом – это головная боль главврачей, они должны следить за восполнением дефицита сотрудников. По словам Марины Лиховидовой, по направлению «Соблюдение порядков оказания медицинской помощи» в прошедшем году была проведена 281 проверка – в 155 медорганизациях края, в 98 из них выявлены нарушения, в том числе, и по недостаточному обеспечению медицинскими сотрудниками (7 случаев).

Отдельная тема – обращение лекарственных средств. О специфике в этой сфере рассказала заместитель главы Росздравнадзора по СК Ирина Михалева. Две сотни проверок было проведено в 2016 году, львиная доля из них – внеплановые, часть – по обращениям граждан. Сумма наложенных штрафов за нарушения превысила 3 млн руб.

Чем же более всего грешат наши аптекари? 47% из всей массы нарушений – это несоблюдение правил хранения лекарственных средств. Самая типичная ошибка – не выдерживается температурный режим в местах хранения лекарств. Ирина Петровна напомнила, что это ведет к снижению эффективности препаратов, получается, что людям продают потенциально испорченный товар. Еще одно распространенное явление – в одной «куче» хранятся как «нормальные» лекарства, так и с истекшим или вот-вот заканчивающимся сроком годности.

51% аптечных нарушений – это случаи, связанные с несоблюдением правил розничной торговли. И самая страшная беда, когда в таких аптеках людям отпускают препараты, предназначенные исключительно для поставок в медучреждения. В частности, продают средства, предназначенные для прерывания беременности, провоцируя, таким образом, на весьма непредсказуемые с точки зрения безопасности для жизни поступки. Также, увы, отмечаются случаи отпуска в аптеках препаратов типа прегабалин, тропикамид, мидриацил без документации, подтверждающей законность их выдачи. Более того, между аптеками и больницами (поликлиниками), даже если они расположены территориально очень близко друг к другу, не производится сверка рецептов.

Рецепты на листочках

На общественных слушаниях прозвучала и позиция самих аптекарей, из уст представителей регионального отделения ассоциации аптечных учреждений. Ораторы справедливо упрекали самих врачей, которые, то ли из боязни неправильно определить стратегию лечения, то ли из каких-то других побуждений, выписывают пациентам назначения на обычных листочках. С такими вот бумажками люди идут в аптеки, где им, как правило, отказывают в отпуске. В итоге весь негатив выливается на работников аптек.

Представители Росздравнадзора подчеркнули, что нынешнее мероприятие нацелено, прежде всего, на информирование всех сторон и здесь уместен конструктивный диалог — и проверяющих, и проверяемых. Часть вопросов из зала была «снята» тут же – специалисты ведомства дали исчерпывающие ответы на них. Часть будет проработана и обязательно озвучена на последующих публичных заседаниях, которые отныне будут проводиться ежеквартально.

Как резюмировала в своем кратком выступлении зампредседателя Ставропольской краевой организации профсоюзных работников здравоохранения Российской Федерации Галина Скочко, «Руководителям аптек, медицинских учреждений и организаций тяжеловато следить за нормативной базой, но всем нам в помощь – сотрудники Росздравнадзора, очень компетентные в данных вопросах, нацеленные на взаимодействие. У нас есть возможность знакомиться и с результатами проверок, а значит, вовремя оглянуться на собственную работу и исправить огрехи. А их допускать нельзя, поскольку наша деятельность связана с жизнью и здоровьем населения».

Елена НЕВИНСКАЯ

Фото Виктора Нестеренко

ВАЖНО

С жалобами о нарушениях в учреждениях здравоохранения края можно обращаться по телефону горячей линии Росздравнадзора по СК (8652) 29-61-46.

КСТАТИ

В 2016 г. усилиями Росздравнадзора по СК изъято из обращения 26505 упаковок недоброкачественных лекарственных средств и 4321 единица медицинских изделий, не соответствующих установленным требованиям.

 

Наверх