ТРЕБУЕТСЯ «ПЕРЕЗАГРУЗКА»
Общественные советы в крае действуют недостаточно эффективно
О роли общественных советов муниципальных образований в построении гражданского общества и формировании экологической культуры граждан говорили на проведенном в краевом центре семинаре-совещании. Его организаторами выступили Общественная палата Ставропольского края и Ставропольское региональное отделение Российского общества «Знание».
Обсудить ситуацию, сложившуюся в крае в сфере деятельности общественных советов, а также поделиться опытом работы и спланировать дальнейшие, с этого момента более скоординированные с помощью Общественной палаты, действия, собрались представители органов местного самоуправления 31 муниципального района и городского округа, члены общественных советов 28 районов и городов Ставрополья.
Наладить контакт, объединить усилия
Председатель ОП СК, заслуженный юрист РФ Николай Кашурин выразил уверенность, что эта встреча общественников края с коллегами из городов и районов поможет не только установить контакт, но и объединить усилия в налаживании конструктивного диалога жителей и власти. Важную роль в этом будет играть деятельность комиссии по развитию гражданского общества, поддержке некоммерческих организаций и взаимодействию с общественными советами. Комиссия эта новая, создана во втором составе ОП СК для решения такой задачи палаты, как оказание информационной, методической и иной помощи общественным советам муниципальных образований.
Заместитель руководителя аппарата правительства Ставропольского края Игорь Бабкин выразил уверенность, что общественники краевой палаты станут хорошими помощниками на местах, а знания, полученные участниками семинара-совещания, дадут возможность выйти на новый уровень взаимодействия, скорректируют более точно каждый новый шаг в деятельности общественных советов.
О том, насколько важно выстраивание стройной системы взаимодействия Общественной палаты в регионе с общественными советами на местах сказал омбудсмен края Алексей Селюков. А член Совета ОП СК, председатель комиссии по развитию гражданского общества, поддержке некоммерческих организаций и взаимодействию с общественными советами Валентина Братусина со своей стороны обозначила то, что созданная комиссия станет координационным центром делового и конструктивного взаимодействия.
Каково же современное состояние института общественных советов муниципальных образований края? Николай Кашурин обратил внимание зала на то, что еще в 2014 году Общественной палатой СК был проведен мониторинг соблюдения законодательства при формировании и деятельности общественных советов. Ситуация на тот момент оказалась, прямо говоря, плачевной. Выяснилось, что муниципальными правовыми актами абсолютного большинства муниципальных образований было предусмотрено, что общественные советы действуют при администрациях или главах. Но этого не должно быть по закону. Кроме того, из 34 общественных советов 21 возглавляли главы администраций муниципальных образований либо их заместители.
– Проведенный анализ показал, что состояние дел в сфере деятельности общественных советов муниципальных образований нельзя назвать простым: все создавало предпосылки для превращения их в некий «придаток» органов местного самоуправления, – подчеркнул Николай Кашурин. – Поэтому в адрес губернатора нами была направлена соответствующая аналитическая записка, содержащая предложения по исправлению сложившейся ситуации. С той поры процесс реформирования общественных советов хоть и небольшими шагами, но все же пошел. Однако за три года изменилось немногое.
Противоречит закону
Оказывается, сегодня не во всех городских округах, как, например, в Минераловодском городском округе, действуют общественные советы. Но более всего вызывает тревогу членов ОП Ставрополья то, что из 34 общественных советов 19 созданы при администрации или главе муниципального образования. А это противоречит закону «Об основах общественного контроля в РФ».
Положительной тенденцией было названо существенное снижение количества общественных советов, возглавляемых главами или их заместителями либо сотрудниками местных администраций: в году текущем таковых не 21, а всего 6. Однако в 11 районах при этом должности председателя, его заместителя или секретаря занимают главы, их заместители, сотрудники администрации или депутаты, что абсолютно недопустимо. Так, в Изобильненском и Курском районах и вовсе председателями общественных советов являются главы администрации, заместителями – их заместители, а секретарями – сотрудники районной администрации.
– Также отсутствует и унифицированность норм, регулирующих деятельность общественных советов муниципальных образований, – сказал Николай Кашурин и резюмировал, что по результатам проведенного анализа ОП СК пришла к выводу, что в настоящее время необходима «перезагрузка» общественных советов, то есть приведение в соответствие с законодательством России положений о них, их статуса и персональных составов.
В том, что общественные советы в районах и городах Ставрополья могут и должны развиваться более согласованно и четко не сомневалась член Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Елена Шапкина. Она подробно проанализировала и раскрыла как актуальные проблемы, так и направления развития общественных советов муниципальных образований как институтов гражданского общества.
В пример собравшимся в зале участникам семинара-совещания Елена Шапкина привела опыт работы общественных советов в общероссийском масштабе. Выступающая говорила о проблемах по правовому обеспечению общественного контроля, ведь только с их устранением и решением можно будет обеспечить по-настоящему эффективную деятельность институтов гражданского общества. Со своей стороны Елена Шапкина подчеркнула, что если ФЗ № 212 четко формулирует цели и задачи общественного контроля, то в законе «Об Общественной палате Ставропольского края», увы, об этом не говорится ни слова.
Елена Шапкина подняла вопросы компетенции общественных советов, рассказала о формах общественного контроля, предупредив, что такая деятельность не должна быть нерегулируемой, иначе может иметь самые непредсказуемые последствия.
Успешные практики
Пополнило знания о ситуации в крае с защитой прав и свобод граждан выступление омбудсмена Ставрополья Алексея Селюкова. Он отметил, что именно общественные советы могут выступать во взаимодействии с институтом Уполномоченного по правам человека в крае для более своевременного реагирования на проблемы жителей региона в сфере отстаивания их интересов.
Со своей стороны успешными практиками ведения деятельности общественных советов поделились их председатели. Так председатель общественного совета города-курорта Железноводска Николай Истошин рассказал о работе по обеспечению общественного контроля в сфере сохранения природных ресурсов бальнеологического и курортного региона Кавказских Минеральных Вод. Он привел в пример вопросы по проведению общественной экспертизы двух губительных для региона Кавминвод законопроектов – так называемых проектов закона «Трех пятерок» и «Закона о КМВ», в общественных обсуждениях которых на уровне края принимали активное участие члены Железноводского общественного совета. Сейчас же, к примеру, в центре внимания общественников Железноводска стоят вопросы контроля за качеством минеральной воды и псевдооптимизации лаборатории, которая осуществляет бактериологический анализ проб «минералки», добытой из скважин, источников и поступающей на розлив и в питьевые бюветы.
– Традиционным и обязательным за время существования нашего совета стало приглашение принять участие в его заседаниях руководителей и представителей исполнительной и законодательной власти Железноводска, – отметил Николай Истошин. – Это очень уместно, ведь помогает зачастую в одночасье решать многие возникающие вопросы.
По словам Николая Истошина, изначально у них в составе были чиновники, но потом их оперативно вывели из совета.
Со своей стороны дополнил информацию о формах и методах работы общественных советов председатель общественного совета при главе города-курорта Ессентуки Владимир Архангельский. В числе обсужденных на совете – вопросы о благоустройстве, озеленении и санитарной очистке города, об организации дорожного движения в курортной зоне.
– Нас волнует контроль за ведением строительства в курортной зоне и создание генплана этой зоны, – уточнил Владимир Архангельский. – Поднимаем вопросы об инвестиционных проектах в городе-курорте, например, рассматривали вопрос о проекте медицинского туристического парка в Ессентуках и многие другие. На февральском заседании рассматривали вопрос о проблемах реорганизации ОАО «Кавминкурортресурсы». Решения по заседанию направили в Общественную палату Ставрополья. Деятельность совета известна в городе: к нам поступают многочисленные обращения граждан, с которыми мы внимательно работаем.
О роли органов местного самоуправления в развитии института общественных советов муниципальных образований рассказал заместитель начальника управления по взаимодействию с институтами гражданского общества аппарата правительства Ставропольского края Николай Балюков. А член экспертной рабочей группы ОП СК по проведению общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, доцент кафедры экологического, земельного и трудового права Юридического института СКФУ Роман Нутрихин осветил вопросы правовых основ участия общественности в охране окружающей среды.
В завершение мероприятия был зачитан проект решения по его итогам. Он будет доработан, утвержден на пленарном заседании Общественной палаты и разослан в адрес заинтересованных структур.
Покидая зал семинара, никто из его участников не сомневался в том, что присутствовал в особенный для дальнейшего развития институтов гражданского общества края момент. Теперь общественные советы начнут работать сообща, скоординировано и, значит, более результативно.
Елена ГОНЧАРОВА
Фото Евгения Живолупа