№ 20 (3648) 24.05.2017  

«ОСТРОВ СОКРОВИЩ» НИКИТЫ БОГОСЛОВСКОГО

22 мая — день рождения знаменитого композитора

Сейчас не вспомню точно, когда это было, но скорее всего летом 1973 или 1974 года: по редакции газеты «Кавказская здравница» разнеслась весть о том, что к нам в гости придет композитор Никита Богословский. В то время коллектив у нас был в основном молодой (я и сама туда пришла лишь в марте 1973-го), но кто же из нас не знал «Шаланды, полные кефали» или «Темную ночь» и фамилии автора этих песен? Знаменитого композитора ждали с нетерпением.

Приятная неожиданность

Никита Богословский

Специального зала в редакции не было, и встречи с известными людьми, приезжавшими в Пятигорск и другие города Кавминвод на гастроли или на отдых, проходили в самом большом кабинете – у редактора. У него и собрались все, кто не был непосредственно занят в этот момент выпуском очередного номера газеты, да и те, кто был занят, тоже заскочили «на минуточку» — уж очень был велик интерес к автору любимых песен.

И вот он появился, с виду совсем не похожий на маститого деятеля культуры: небольшого роста, одет в светлый костюм, но без привычного галстука-бабочки, зато с широкой улыбкой на загорелом лице и большими очками, которые все-таки не могли скрыть чуть хитроватого прищура глаз. Вместе с ним пришла стройная девушка с длинной каштановой косой (как мне показалось, даже ниже пояса). Она была одета совсем просто: белая легкая блузочка и длинная, до пят, цветастая юбка то ли из модного тогда штапеля, то ли из ситца. Лицо приветливое, улыбчивое. Оба как-то сразу расположили к себе.

Встретив композитора на улице, мы наверняка узнали бы его сразу, потому что видели в телепередачах. Еще в 50 – 60-е годы Никита Владимирович выступал ведущим в развлекательных программах. Он считается одним из зачинателей и первым ведущим Клуба Веселых и Находчивых, который с самого начала стал очень популярен и не теряет своей магической силы до сих пор. Эта передача очень импонировала ему, большому любителю самых различных розыгрышей. А вот девушка была совсем не знакома. Никита Владимирович ее представил: Валентина Толкунова, молодая певица. Это имя мы вроде где-то слышали, но нигде певицу не видели и практически ничего о ней не знали. Возможно, потому, что она тогда только начинала сольную деятельность и, будучи очень скромной, не мелькала на телеэкранах, не рвалась на эстрадный небосклон в отличие от нынешних «звезд», которые охотно рассказывают о себе налево и направо, едва спев одну песенку. Мне она показалась совсем юной, а у нее уже была к тому времени вполне заметная творческая биография.

Как рассказала певица, она почти наша землячка, потому что родилась в Армавире, но выросла в Москве, куда родители переехали, когда ей исполнился год. Петь начала еще в детстве, выступая в ансамбле Центрального дома детей железнодорожников. Окончив десятилетку, поступила на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры, продолжила обучение в музыкальном училище имени Гнесиных, куда поступила в 1966 году. Тогда же прошла прослушивание в ВИО-66 и была солисткой этого оркестра пять лет. В 1971 году окончила училище и получила предложение записать несколько композиций для телефильма «День за днем». А потом так и пошло – талантливую певицу приглашали озвучивать песни для фильмов и мультиков, для нее писали песни именитые композиторы. Избрав народное лирическое направление, Валентина Толкунова через несколько лет стала настоящей легендой нашей песенной эстрады. Никита Владимирович, наверное, предвидел этот взлет восходящей звезды, так как, знакомя нас с Валентиной Толкуновой, заметил, что «талант нигде не спрячешь». Для нас знакомство с ней стало приятной неожиданностью.

Ирония судьбы

Помню, что встреча была очень веселой. Никаких «специфических» вопросов не задавали, а просто просили композитора рассказать о себе, о том, как рождаются песни, об интересных случаях из его жизни. И он рассказывал, что считает себя композитором с того момента, как написал вальс в подарок к дню рождения дочери Леонида Утесова Эдит, которой исполнилось шесть лет, а сам он был чуть старше, но уже учился в школе. В пятнадцать лет он написал оперетту «Ночь перед Рождеством», и ее поставили в Ленинградском театре музыкальной комедии (это родной город Богословского, и он жил там, пока не перебрался в Москву). Автор пришел на премьеру, но билетерша его не пустила и сказала: «Мальчик, тебе нельзя, придешь с мамой в воскресенье на утренник».

Никита Владимирович признавался, что с тех самых юных лет все происходящее в мире он воспринимал иронически, отсюда и тяга к розыгрышам, которые иногда имели неприятные последствия. Так, для конкурсантов, участвовавших в передаче «Вечер Веселых Ответов» (предшественница КВН, 1957 год), он придумал такие условия: в летний зной они должны были приехать в шубе и валенках, а также привезти с собой прошлогоднюю газету за 31 декабря. Расчет был на то, что это значительно уменьшит число участников, а значит, и количество призов для победителей. Расчет не оправдался, и в прямом эфире демонстрировалась настоящая свалка. Несколько часов на экранах стояла заставка «Перерыв по техническим причинам», а потом передачу закрыли, в постановлении ЦК КПСС говорилось: «Работники телестудии стали на путь подражания худшим приемам и нравам буржуазного телевидения». Вот такая ирония судьбы произошла с человеком, который воспринимал мир иронически.

Никита Богословский с Мирей Матье и Леонидом Утесовым

В музыкальном творчестве тоже случалось всякое. Никита Владимирович, по его признанию, всегда имел только ясное, радостное ощущение жизни, какой бы стороной она к нему ни поворачивалась. Он говорил, что никогда не ориентировался на официальные требования, а сочинял музыку так, как сам ее слышал, как, по его мнению, услышит ее и народ. В результате его видение нередко не совпадало с тем, чего ожидали «наверху». Одно из первых «несовпадений» случилось еще в 1939 году. Композитор написал песню «Спят курганы темные» к кинофильму «Большая жизнь», но исполнял ее не герой, а тайный вредитель, которого потом разоблачили. Появилось постановление ЦК партии, где говорилось: «В фильм введены песни, проникнутые кабацкой меланхолией и чуждые советскому народу». Несмотря на это мнение, народ с удовольствием распевал опальную песню, а шахтеры подарили композитору большой кусок антрацита, на котором написали дарственный текст и отрывок из песни. С ней, кстати, связана интересная история: песня некоторое время была гимном города Макеевка Донецкой области, а в период оккупации Одессы приказом №12 от 3 июня 1942 года корпусной генерал Петр Думитреску запретил ее исполнение. Возможно, потому, что на этот мотив одесситы распевали текст, направленный против немцев. Помнят ее и сейчас, как и песню пиратов из «Острова сокровищ» (1937 г.), «Ты ждешь, Лизавета» из «Александра Пархоменко» (1942 г.), и «Шаланды» из кинофильма «Два бойца» (1943 г.) и многие другие. И уж, конечно, с первых аккордов все узнают веселую музыку Богословского к комедиям Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики».

Просто сел и сыграл

Но было бы неверно считать, что музыка Богословского строилась только «на веселой волне». Мы знаем немало мелодичных песен, написанных Никитой Владимировичем. Это и песенка Дженни из «Острова сокровищ», и «Три года ты мне снилась», и «Темная ночь», которую он написал, как сам говорил, «на одном дыхании, просто сел и сыграл». Всем этим глубоко лирическим песням «досталось» от руководства, совершенно непонятно, почему. Их любят, их поют и до сих пор, а «Темную ночь» вообще без слез невозможно слушать. Так и случилось: изготовлявшая пластинки работница при прослушивании заплакала, слезинка упала на звуковую дорожку, и восковая матрица была испорчена, в результате чего был испорчен и весь тираж, пришлось переделывать. Эта песня навсегда подружила ее первого исполнителя Марка Бернеса с композитором.

В редакционном Клубе творческих встреч считалось неудобным спрашивать гостей о семье, о личной жизни, и мы не спрашивали. Для тех, кому это интересно, могу сообщить краткие сведения, взятые из Интернета. Будущий композитор еще в детстве понял, что семейные узы могут быть непрочными: его родители рано разошлись, мальчик своего отца не знал, его воспитывал отчим, которого он уважал. И у него самого потом было четыре жены.

Учился Богословский в совтрудшколе и считал большой удачей, что настоящее музыкальное образование получил на воскресных занятиях с великим русским композитором Александром Константиновичем Глазуновым. Потом были композиторское отделение Ленинградского музыкального техникума им. М. П. Мусоргского и Ленинградская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова по классу композиции, которую он успешно окончил экстерном в 1934 году. Еще в студенчестве сочинял музыку для спектаклей Ленинградского театра малых форм.

После убийства Кирова в городе начались репрессии. Коснулись они и Никиты Владимировича как выходца из дворянской семьи, он подлежал высылке в Сыктывкар, но не поехал. К счастью, о нем забыли, он продолжал работать и через три года, написав музыку к фильму «Остров сокровищ», как говорится, «проснулся знаменитым». Правда, направленность его творчества зачастую не удовлетворяла руководство всех уровней, но он легко с этим мирился, потому что это неприятие компенсировалось народным признанием.

Родился Никита Владимирович 22 мая 1913 года (прожил чуть более 90 лет), и хотя дата не круглая, почитатели его таланта наверняка вспомнили в этот день замечательного композитора, который никогда ни под кого не подстраивался, а шел своим путем, внеся огромный вклад в нашу музыкальную культуру – свой «остров сокровищ».

Идиллия ДЕДУСЕНКО

 

Наверх