НЕДОПАРЛАМЕНТАРИЗМ
Как работает Совет политических партий, не представленных в краевой Думе?
Дума Ставрополья состоит из депутатов четырех партий — «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Других партий в Думе нет. Такой же расклад был и в предыдущем — пятом — думском созыве. Остальным политическим силам участие в формировании регионального законодательства пока недоступно.
Впрочем, для непарламентских партий законодательная власть приоткрыла маленькую калиточку: еще во время прошлого депутатского созыва в краевом парламенте при его председателе появился Совет политических партий, не представленных в Думе.
Назначение этого консультативного органа – выявлять мнения непарламентских политических сил по актуальным общественно-политическим и социально-экономическим вопросам с целью учета интересов представляемого ими электората.
То есть в региональной Думе есть площадка, где партии, не прошедшие в парламент, вроде бы имеют возможность влиять на депутатские решения, корректировать их, дополнять и т.д. Но работает ли этот консультативный орган? Эффективен ли он?
Для галочки?
В списке членов Совета руководитель исполкома регионального отделения партии «Гражданская платформа» Ольга Белогорцева стоит следом (хотя и по алфавиту) за председателем Совета — спикером краевой Думы Геннадием Ягубовым.
— Пока достаточно рано рассуждать об эффективности работы Совета, — рассказывает Ольга Белогорцева. — Первое заседание состоялось летом, на нем нам предложили поучаствовать в работе думских комитетов в качестве консультантов. С возможностью выступить, внести свое предложение по обсуждаемому вопросу. Встретили в Думе нас хорошо. Показали полную готовность к диалогу. Однако механизмы эффективного взаимодействия пока не выстроены. В связи с этим возникает закономерный вопрос: «Хотят ли парламентские партии плотно и продуктивно работать с представителями партий, не представленных в Думе Ставрополья, или же они создали этот Совет для галочки и не нуждаются в нашей помощи? Думаю, что «Гражданская Платформа» могла бы представить свои предложения по формированию механизма работы этого органа.
Тем не менее, можно сказать, что первая инициатива Ольги Белогорцевой в Совете была услышана. В плане работы консультативного органа на первое полугодие значилось рассмотрение вопроса об участии членов Совета в экспертизах правовых актов. Вот это присутствие представителей непарламентских партий на заседания думских комитетов с возможностью внести свои дополнения, корректировки по каким-то законопроектам – по сути, и есть экспертиза правовых актов. Та форма работы, о которой говорила представитель «Гражданской платформы».
От Общественной палаты пользы меньше
Заместитель председателя регионального отделения Представитель Казачьей партии РФ Дмитрий Стригунов работой Совета доволен:
— Некоторые наши инициативы при принятии думских решений были учтены – по молодежной политике, земельным вопросам, малой авиации, — говорит Дмитрий Стригунов. — Осенью планируем обсудить проблемы экологии и пути их решения. Большая функция Совета – обратная связь. У нас население, в большинстве своем, не знает, что творится в краевой Думе, что депутаты там принимают. А мы людям разъясняет, рассказываем — у нашей партии большая аудитория. Некоторые граждане, которые не могут достучаться до своих депутатов — они у власти, им работа с избирателями уже не так интересна – обращаются к нам. Мы пытаемся пробить их вопрос.
Дмитрий Стригунов состоял и в первом составе краевой Общественной палаты и имеет возможность сравнить. От своего участия в деятельности Совета представитель Казачьей партии видит больше пользы, чем от работы в Общественной палате.
Диалог – только на равных
Председатель краевого отделения партии «Родина» Михаил Середенко тоже считает, что диалог между действующими законодателями и непарламентскими партиями необходим. Но он за диалог на равных.
— А быть у власти «шестерками» мы не согласны, — заявляет Михаил Середенко.
Основания сомневаться в возможности диалога на равных с действующей властью у представителя «Родины» появились после словесной перепалки с Геннадием Ягубовым на недавней встрече с главой ЦИК Эллой Памфиловой. Середенко задал вопрос Памфиловой: «Будет ли отменен муниципальный фильтр на выборах губернатора в 2019 году?», а Ягубов пытался его осадить.
— Почему, если у человека есть силы, возможности, образование, он не может выдвинуться в губернаторы Ставропольского края без того, что ему должны «дать дорогу» какой-то мэр или местные депутаты, им же поставленные, — рассуждает руководитель регионального отделения «Родины». — Это, я считаю, нарушение избирательных прав. Панфилова конкретно ответила мне, что, безусловно, будут изменения касательно этой нормы. Она сказала, что основные критерии, по которым должны отбраковываться кандидаты, — это фальшивые дипломы, связь с криминалом и коррупция. Весь, кстати, имеющийся «набор» у некоторых наших действующих мэров. Тут встал Ягубов и говорит: «Какое право имеет Середенко ставить вопрос об отмене муниципального фильтра? Мы («Единая Россия») выдвинули несколько сотен кандидатов на выборы, а Родина» — несколько человек». На что я ответил: «Уважаемый, на сколько у нас хватило средств, столько мы и выставили».
Имитация связи с гражданским обществом
Скептически настроен относительно работы консультативного органа член Совета от «ЯБЛОКА» — председатель Ставропольского регионального отделения партии Артемий Захаренков:
— Основная цель Совета — имитировать связь с гражданским обществом. Не более того, — считает «яблочник». — Консультативный орган должен собираться раз в полгода, но пока с сентября прошлого года было одно заседание.
Захаренков предлагал собраться в субботу, поскольку Совет действует на общественных началах, у всех его членов есть основная работа, но заседание состоялось в рабочий день, и он не смог на нем присутствовать. Поэтому, естественно, вопросы, которые вносил Артемий Захаренков, не рассматривались.
Влад БОЧАРОВ
СПРАВКА
Председателем Совета политических партий, не представленных в Думе СК, является нынешний спикер Геннадий Ягубов. В Совет входят представители 20 региональных отделений политических партий: «Гражданская платформа», «Патриоты России», «Союз труда», «Партия возрождения села», «Женский диалог», «Зеленые», «Яблоко», «Партия социальных реформ», «Интернациональная партия России», «Партия Духовного Преображения России», «Народ против коррупции», «Гражданская позиция», Демократическая партия России, «Партия родителей будущего», «Народная партия России», «Российский Объединенный Трудовой Фронт», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Партия Возрождения России», «Казачья партии РФ».