ВСЕМ ВЫЙТИ ИЗ ТЕНИ!
Как бороться с «серыми» схемами трудоустройства?
Эта тема вызвала общественный резонанс, когда недавно губернатор края озвучил любопытную цифру: около полумиллиона ставропольцев работают неофициально или даже нелегально. Среди них есть и те, кто трудоустроен в организациях, но не оформлен по правилам ТК, и те, кто индивидуально или в группе работает сам на себя. Мы решили разобраться, что несут за собой «серые» схемы на рынке труда и что предлагается для улучшения ситуации.
Легализация рабочих отношений
Проблемный вопрос нелегальных трудовых отношений обсуждался на последнем заседании правительства края, и, видимо, его участники не желали обнародовать все вопиющие факты нарушений на рынке труда, поэтому, когда дело дошло до самых горячих споров, приглашённых гостей и журналистов попросили удалиться. Однако, кое-что интересное мы успели услышать.
Как сообщил министр труда и социальной защиты населения края Иван Ульянченко, Ставрополье уже третий год входит в пятёрку регионов, где неуклонно снижается уровень неформальной занятости, а в этом году край занял первое место в рейтинге Роструда. Практика показывает, что основными отраслями экономики, в которых распространена неформальная занятость, является строительство, торговля и общественное питание, сельское хозяйство, сфера услуг и транспорта. За первое полугодие в городах и районах края выявлено свыше 39,5 тысяч работников без оформления трудовых отношений и с ними заключены трудовые договоры.
Но это только официальная статистика. Губернатор Владимир Владимиров привёл цифру, над которой нужно задуматься. По разным неформальным данным, два-три года назад в крае насчитывалось 800–900 тысяч жителей, трудоустроенных частично или полностью на не совсем легальных условиях. Но, правда, 350 тысяч человек удалось вывести из «серых» схем, и по этому показателю наш край является одним из лидеров среди субъектов федерации. Однако около 500 тысяч ставропольцев так и остаётся в тени. А ведь это почти половина от экономически активного населения! И кто они? Тунеядцы? Есть и такие, но далеко не все.
Как заметила через несколько дней в телерадиоэфире ГТРК «Ставрополье» председатель комитета краевой Думы по социальной и молодежной политике, образованию, науке, культуре и СМИ Валентина Муравьёва, те, кого удалось легализовать, это в основном сотрудники официально зарегистрированных фирм, ранее выдававших «серую» зарплату в конвертах, но ставших белыми и пушистыми после нагоняя от властных структур. Основная масса нелегалов – это большая и постоянно растущая группа самозанятости. И чтобы государство могло её хоть как-то контролировать, вскоре на федеральном уровне должен быть принят закон, позволяющий многим самозанятым гражданам выйти из тени. С такой инициативой к Совету Федерации обратились именно ставропольцы.
– В январе депутаты краевой Думы вместе с представителями правительства края выступали на социальном комитете Совета Федерации, и мы совершенно чётко на цифрах показали, что теряет казна, – напомнила Валентина Муравьёва. – Нас поддержали другие регионы и председатель СФ РФ Валентина Матвиенко. Нас спросили, а что надо сделать? Мы сказали: надо юридически определить, что такое самозанятость и как выявить этих людей. Речь идёт не о занимающихся надомной работой женщинах в отпусках по уходу за ребёнком или о больных и инвалидах. Речь идёт о людях, которые ведут свой бизнес и не стоят нигде на учёте. Есть среди них те, кто не доплачивает, а есть, кто вообще не платит отчисления. Но он имеет полис как неработающий. Мы за него в бюджет платим деньги, а он получает медицинскую помощь, и пенсию себе потом получит.
Конечно, легализация самозанятых – хорошее дело, но не получится ли из этого очередная налоговая удавка? И сколько бюрократов надо обойти, чтоб оформить свою индивидуальную трудовую деятельность? Как в случае с ИП или чуть меньше?
Обкрадываем сами себя
Наверное, вряд ли кто-то может сказать, сколько у нас строительных и ремонтных бригад, сельскохозяйственных артелей, автосервисов и автоперевозок, коммерсантов-одиночек… К нам постоянно пристают на улицах промоутеры с листовками, а в офисах – курьеры с книгами или парфюмом. Как правило, вся эта масса занимается такой неблагодарной и дискомфортной всепогодной работой без трудовых договоров. А сколько развелось всяческих фрилансеров… Зачастую это люди творческих профессий: дизайнеры, журналисты, рекламщики и пиарщики, к ним же можно отнести педагогов-репетиторов, психологов и даже гадалок и экстрасенсов. Фрилансерами называют себя и те, кто ведёт «заработок в интернете»: торги на виртуальных биржах, создание интернет-магазинов и игра в онлайн-казино. Да откройте любой сайт или газету объявлений и сами в этом убедитесь!
И вся эта армия вместе с «серыми» работодателями наносит ущерб государству. На вышеупомянутом заседании края правительства об этом говорили руководители фондов. Управляющий отделением Пенсионного фонда РФ по СК Владимир Попов отметил, что за последние годы значительно уменьшилось количество работодателей, отчисляющих пенсионные накопления в ПФР. Снижение количества легальных и увеличение числа «серых» работодателей подтвердил и директор территориального фонда обязательного медицинского страхования Сергей Трошин.
– Помните, что обеспечение ПФР и ФОМС ведётся только за счёт официально работающих граждан, и получается, что работники-нелегалы и тем более работодатели, предоставляющие «серые» схемы, обкрадывают наших пенсионеров и здравоохранение. Только за последние два годы мы заплатили в эти фонды за всех неработающих 11 миллиардов рублей из краевого бюджета, которые могли бы пойти на развитие экономики и социальной инфраструктуры, – подчеркнул Владимир Владимиров.
Андрей КОЗЛОВ